Сегодня исполняется 32 года с момента выхода легендарного фильма Вуди Аллена «Зелиг». Фильм, снятый в жанре мокьюментари, предвосхитил множество попыток «снимать, как Аллен» и выиграл на Венецианском фестивале Кубок Пазинетти за лучший фильм. В честь такого события «365» вспомнил 20 цитат Вуди Аллена о кино.
Вуди Аллен в фильме «Зелиг»
Цитата
1. «Если мой фильм сделал несчастнее хоть одного человека, значит, я работал не зря». (О фильме «Манхэттен».)
Цитата
2. «Меня считают интеллектуалом, потому что я ношу очки, и художником, потому что мои фильмы не приносят дохода. И то и другое неверно».
3. «По-моему, в современном кино нет режиссеров, работающих под моим влиянием. Повсюду я вижу молодежь, на которую повлиял Фрэнсис Форд Коппола, очень сильно – Скорсезе и Оливер Стоун. Но я? Нет, таких я что-то не знаю».
4. «Меня почти никогда не приглашают сниматься в чужих фильмах. Странно! Кажется, что уж теперь-то, когда я стал старше, люди должны рассуждать так: «Кто у нас самый старый из комиков? Уолтер Маттау помер. Стало быть, Вуди Аллен!»
Вуди Аллен в фильме «Хватай деньги и беги»
Цитата
5. «Чтобы играть в комедиях, надо от рождения обладать каким-то особенным свойством. Комики всегда умели играть драматические роли, но возьмите лучших драматических актеров – таких, как Марлон Брандо, – и вы убедитесь, что комедия дается им нелегко».
6. «Когда я начал заниматься кино, мне казалось, что меня ждет уйма приятных вещей: слава, деньги, лесть, восторг… Но после нескольких первых фильмов ты понимаешь, что твоя жизнь осталась прежней. Понимаешь, что все твои проблемы остались при тебе».
7. «Знаете, по-настоящему я умею играть только две роли – я очень ограниченный актер. Я могу играть либо интеллектуала, либо подонка».
8. «Режиссура не такая уж сложная работа, а писать мне и вовсе легко. Я пишу быстро, не мучусь над каждой строчкой, не трачу месяцы на переписывание. Моя работа гораздо проще, чем работа полицейского или школьного учителя, и я живу именно так, как хочу».
9. «Я снимаю фильмы в тщетной надежде сделать шедевр, хотя знаю, что все мои проекты – неудачи».
Вуди Аллен играет на кларнете в нью-йоркском кафе
Цитата
10. «Я не могу найти себе роль. Появляется идея, я пишу сценарий, а потом думаю: «Кого бы тут сыграть?» И выясняется, что никого».
11. «Для того, чтобы снимать кино, нужно родиться с определенными данными. Но кое-чему можно научиться и в процессе работы. Вот и я научился, правда, не очень многому».
12. «Я приучил себя не волноваться по поводу аудитории. Это парализует мою творческую активность. Я делаю то, что мне самому нравится, и надеюсь, что и другим это понравится тоже. А если нет, я успокаиваю себя тем, что сделал лучшее, на что способен».
13. «Я сознательно облегчаю себе жизнь. Поэтому, например, всегда снимаю фильмы в Нью-Йорке».
14. «Я пытаюсь сделать такой фильм, чтобы удивить зрителя, насколько смогу. В моей системе приоритетов художественность стоит где-то на третьем или четвертом месте».
Вуди Аллен на съемочной площадке
Цитата
15. «Несколько раз я прерывал съемки ради свидания с красивой женщиной и никогда не жалел об этом». 16. «Музыка в фильме – отличный способ замаскировать массу погрешностей».
17. «Я бессовестно использую музыку – всю классику, всех знаменитых композиторов. Это самая приятная часть фильма. Когда у тебя есть фильм, и ты смотришь его, а он холоден, как лед, без музыки, а потом добавляешь по нотке Гершвина и Моцарта, на твоих глазах все вдруг оживает, как по волшебству. Прекрасное ощущение».
18. «Реальная жизнь, если честно, намного скучнее и неизбежно грустнее, чем кино. В фильме ты контролируешь все происходящее и можешь не отказывать себе в самых фантастических, романтичных, эскапистских мечтах и фантазиях. Можешь делать все, что душе угодно. Вот почему так притягательно и приятно зарабатывать деньги, снимая кино».
19. «Профессия режиссера не сильно отличается от шефа в ресторане. Когда ты целый день провел на кухне, шинкуя продукты и добавляя соусы, есть это уже не захочется. Примерно то же самое я чувствую по отношению к фильмам».
20. «Каждый раз, начиная работу, я надеюсь, что вот сейчас сниму «Похитителей велосипедов», или «Великую иллюзию», или «Гражданина Кейна», – в общем, величайшее произведение, когда-либо запечатленное на пленке. А потом, перед просмотром молюсь, чтобы это не оказалось самым большим разочарованием».