Пленка и цифра: главный конфликт кинематографа
12.10.2015 09:09
Новости Кино

Вуди Аллен снимет свой первый фильм на цифровую камеру. Означает ли это, что пленочный кинематограф уходит в прошлое?
О том, что мастер режиссуры снимет свой новый фильм на цифровую камеру, сообщило издание
Начало: только пленка, только хардкор
В 1880-90-ые годы изобретатели по всему миру пытались подобрать материал для переноса на него движущегося изображения. Идея о светочувствительной пленке пришла американскому проповеднику Ганнибалу Гудвину. Его мысль подхватил Джордж Истмен, основатель компании Kodak, он начал выпускать нитроцеллюлозную пленку в рулонах. Ее доработал Томас Эдисон: он использовал перфорацию и 35-мм формат.
Первая пленка была горючей и вредной, поэтому в 40-ые годы ее вытеснила так называемая «безопасная» на основе триацетата целлюлозы. Широкоформатная кинопленка 65-мм и 70-мм появилась в 20-30-ые годы, но стала популярной только в эру широкоформатного кино, когда Голливуд соперничал с телевидением. Стоит отметить, что уже в 1970 году была разработана система IMAX на основе 60-мм пленки.
Перемены в кино

К 90-ым годам такая обработка пленки становится привычной для кинематографа. А к 2000- ым годам некоторые режиссеры полностью переходят на цифровые камеры. Так были сняты «28 дней спустя» (2002 г.) и «Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов» (2002г.).
В России первым полностью цифровым кино стал «Русский ковчег» (2002 г.) Александра Сокурова. Отличительная особенность этой ленты в том, что режиссер снял непрерывный кадр хронометражем в полтора часа. При использовании пленки такой фильм снять бы не получилось.
Фото: Елена Андреева, «Мир 24»
С того момента, как режиссеры начали использовать цифровую камеру, в кинематографе разразилась борьба между приверженцами старого способа и новых технологий. До сих пор режиссеры делятся на тех, кто снимает только на пленку, и тех, кто применяет исключительно цифровую технику.
Борьба пленки и цифры
На данный момент главные изготовители кинопленки - Fujifilm, Agfa и Kodak, сокращают свое производство. Примерно половина фильмов, завоевывающих «Оскар», сняты цифровыми камерами. Однако по-прежнему остаются режиссеры, которые принципиально выбирают пленочный кинематограф.

К ним относятся Квентин Тарантино («Криминальное чтиво, «Джанго освобожденный, «Бешеные псы», «Город грехов»), Кристофер Нолан («Престиж», «Темный рыцарь», «Начало»), Мартин Скорсезе («Авиатор», «Остров проклятых», «Волк с Уолл-стрит»), Джей Джей Абрамс («Миссия невыполнима-3», сериалы «Шпионка» и «Остаться в живых»).
Цифровое кино сделал популярным Джордж Лукас, сняв «Звездные войны: атака клонов». На примере этого фильма стало ясно, что цифра дает неограниченные возможности для использования спецэффектов в фильме и редактирования кадра.
Другие приверженцы цифровых технологий - Роберт Родригес («От заката до рассвета», «Дети шпионов», «Мачете»), Дэвид Линч («Дюна», «Дикие сердцем», «Шоссе в никуда»), Питер Джексон («Властелин колец: Братство кольца», «Кинг-Конг», «Хоббит: Нежданное путешествие»).
Пожалуй, цифровое и пленочное кино всегда будут иметь своих поклонников среди режиссеров и зрителей. Этот конфликт кинематографа просто не может быть решен.