Личный кабинет
Личный кабинет
Ваш логин
Пароль
Забыли пароль?
Войти через аккаунт в соц. сетях
Вы можете завести учетную запись на проекте с помощью вашего аккаунта в социальной сети нажав на иконку ниже.
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Адрес e-mail:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Отчество:*
Фамилия:*
Мобильный:*
Доп. поля
С правилами пользовательского соглашения ознакомлен:

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

EN ES CH
Вакансии, объекты для съемок, форум для работников кино и ТВ находите компоненты кинопроизводства за 5–20 минут

Я - Кинематографист: интервью с дизайнером и художником по костюмам Татьяной Сударьянто

12 мая 2015
Я - Кинематографист: интервью с дизайнером и художником по костюмам Татьяной Сударьянто

Всем известно, что костюм играет важную роль в создании визуального ряда фильма. А художник по костюмам отвечает за каждую деталь гардероба актера, тем самым помогая раскрыть характер персонажа, рассказать его историю зрителю. Он участвует в съемочном процессе с момента проработки образов картины и до съемок последнего дубля. Татьяной Сударьянто – один из ярких представителей этой неоднозначной и интересной профессии.

Воплощение фантазии. Я занимаюсь этим много лет, это мое профильное направление. Для меня дизайн - истинное искусство, которое напрямую связано с реальностью. Одна из основных целей дизайнера – воплотить в жизнь свои задумки, фантазии, а для этого нужно четко представлять, что должно получиться, и, конечно, иметь все материалы для реализации этих самых идей.Что касается меня, могу сказать, что имею достаточно большой опыт в этой сфере. – Прежде всего, как дизайнер-модельер бренда «SUDARYANTO», а также как художник по костюмам в проектах «Графоманы», «Кукушечка», «12 месяцев», «Где Ты?».

Как все начиналось. Я родилась в Подмосковье, в городе Мытищи. Мой папа –индонезиец по национальности, уже порядка 50 лет живет в Москве. Мама- русская. Оба они преподают в институте, их направление - экономика. С 5 лет я занималась музыкой, но как только окончила музыкальную школу, сразу же отправилась на поиски художественных курсов, чтобы подготовиться к поступлению в ВУЗ. Надо отдать должное моим родителям: они фактически не были против моего решения стать художником-модельером, всегда помогали во всем.

Уже в 4 классе я поняла, что хочу быть модельером. После окончания школы, кстати говоря, с медалью, я подала документы в текстильный институт, но меня туда не приняли. В то время было мало информации: был журнал «Burda», каталог «Оtto» и программа «Магия моды». Потом я узнала, что в механико-технологическом техникуме объявили набор с возможностью дальнейшего обучения в институте. В этом ВУЗе готовят модельеров в сфере быта и услуг, раньше готовили специалистов для ателье и домов быта. Мы много чертили и рисовали, детально изучали историю моды и искусства. В итоге я получила диплом конструктора по трикотажу. Кстати, во время учебы мы активно посещали дом моды Зайцева; кутюрье был нашим основным куратором, делал заключения по творческим проектам и присутствовал в комиссии на защите диплома.

«В жизни я руководствуюсь тем, что есть рациональный и иррациональный подход к профессии. С одной стороны, талант ничем не затмишь: если человек хочет стать дизайнером,он станет им и без специальной подготовки. Но образование дает больше возможностей реализовать себя в том или ином направлении».

Я устроилась по объявлению в кооператив, который занимался пошивом тельняшек. На тот момент в Москве было три известных дизайнера: Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин и Алексей Греков. Однажды мне на глаза попалась газета, в которой было написано про дизайнера Алексея Грекова. Он уже работал по европейским стандартам, что, безусловно, было ново в то время. Я пришла в его дом модели с улицы и сказала, что хочу работать у него конструктором одежды. Впоследствии там я узнала «всю кухню» модельного бизнеса изнутри. Это была школа жизни, которая к моему базовому образованию добавила настоящие практические знания.

Затем последовала работа стилистом в компании «Метео-ТВ» и журнале «Коммерсант», организация бренда «Р52». Все это было легко и весело, это был чистый энтузиазм, подпитываемый субкультурой. Мы делали коллекции каждые 3 месяца, все это делалось буквально на коленях.

В 2002 году я содала бренд «SUDARYANTO» и получила первый заказ от «Фабрики звезд». С фабрикой я работала в течение первых трех проектов. Это было довольно напряженно. Например, в последний момент мог возникнуть какой-нибудь новый номер, и, соответственно, необходимость быстро одеть участников, зачастую включая подтанцовку. Этот опыт потом мне очень помог в работе с участниками программы «Большая разница» и «Большая перемена». Мое ателье моды работало над различными проектами, я принимала участие в неделе моды и параллельно ко мне обращались из кино и театра, но в основном, чтобы взять костюмы в аренду, сшить и получить творческую консультацию по реализации. Одним из таких знаковых проектом был «Не родись красивой», где у художников была задача брать одежду для героев именно у модельеров. Так и произошло мое первичное знакомство с кино и работой художника по костюмам.

Личная жизнь. У меня трое детей. – И, наверное, у меня просто нет шанса впасть в депрессию, загрустить. По характеру я, скорее, холерик: стараюсь постоянно находиться в движении.

В семье у нас полное взаимопонимание. Мой муж - художник-постановщик. Моей старшей дочке 6 лет, она уже снималась в эпизодах, часто посещает съемочную площадку и очень любит «киношный» буфет.



Я обожаю путешествовать, бывать в новых местах, знакомиться с новыми людьми, - словом, все новое. Очень люблю фотографировать, это мое хобби. На работе мы все делаем руками, так что дома заниматься этим уже не хочется. Мне нравится наблюдать за людьми, анализировать их поведение и манеру одеваться, ведь именно через одежду они выражают себя, свой внутренний мир.

Я не концептуальна в одежде. Могу оценить ее как вид искусства или предмет для изучения (крой, обработка швов), но я бы не сказала, что люблю одеваться «специально». Одежда для меня – это средство коммуникации, это предметы практичного применения. Я ношу свою одежду и то, что производит масс маркет, люблю английских классических и современных дизайнеров. Конечно, стараюсь соответствовать моменту: с детьми – практичная одежда, определенный дресс-код – для выхода в свет.

Новый этап. В 2008 году я родила свою первую дочку, в то время в работе у меня было небольшое затишье. Именно тогда мне позвонили знакомые и предложили поработать для сериала на НТВ. Я решила попробовать.

«Это была моя вторая школа жизни, которая окончательно погрузила меня в профессию художника по костюмам. Теперь я, человек, который всю жизнь создавал одежду, должна была портить и искусственно старить ее».

Вспоминая ночные смены, работу на улице в непогоду, нелегкий характер актеров, могу сказать, что труднее всего было портить одежду. Сейчас я это делаю с большим удовольствием.

«Магия кино действительно существует».

Один режиссер, просмотрев мое резюме и увидев, какой у меня большой опыт работы дизайнером, спросил: «Зачем вам заниматься чужой идей?». - В дизайнерском деле ты, как правило, действуешь один, а здесь ты создаешь общий продукт, он «погружает» тебя в общую атмосферу происходящего, что порой приводит к совершенно неожиданному результату. Ты понимаешь это, когда смотришь на playback и видишь, как твоя работа и работа других художников воплощается в жизнь, становится единым целым с актерами, декорациями…

Потом пошли предложения, и для меня было сложно совмещать дизайнерскую работу, работу в ателье и на площадке. Сейчас я работаю в основном удаленно. А раньше я практически все время проводила на площадке, переживала, даже когда костюмы были утверждены. Кино требует полной отдачи. Часто возникают непредвиденные проблемы, которые нужно быстро решать, ведь съемки прерывать нельзя.

«Художник по костюмам – это тот, кто помогает образу стать материальным. Костюм либо раскроет образ, либо будет мешать ему».

Художник по костюмам должен правильно донести свою идею до творческого и продюсерского состава. Он должен уметь слушать, понимать, чего хочет режиссер-постановщик, должен придумать и представить свое решение, презентовать его. Умение презентовать очень важно, без него невозможно раскрыть и отстоять свою идею. Тут-то и проявляется способность быть романтиком и реалистом одновременно, мыслить творчески и практически, учитывая бюджет и привнося что-то новое и неординарное. Нужно не просто создать костюм, который будет хорошо смотреться, нужно, чтобы он жил и помогал актеру играть.

Сначала я пытаюсь собрать всю информацию от сценария до декораций: кто будет играть, как это будет происходить, в каких условиях. Потом я решаю, будет ли это покупка, заново созданная вещь или что-то из костюмерной. Костюм героя должен выражать его характер в контексте данного сценария, он подбирается в зависимости от образа, требований режиссера, фактуры актера, действий в кадре и так далее. Костюм героя может состоять из базового и говорящего комплекта, то есть нижнего белья и того, что будет работать в кадре на образ. Я проговариваю эти нюансы с каждым актером. Кроме того, я должна обеспечит актера теплой одеждой, пока он или она ждет на площадке, например, халатом, если это постельная сцена. Получается, что в работе художника по костюмам есть техническая часть и художественная. Фантазия играет далеко не последнюю роль: нужно уметь представлять себе результат, еще не имея его. Я черпаю идеи отовсюду. Некоторые иногда жалуются на творческую несвободу из-за нехватки бюджета. - Но я с этим не сталкивалась. Всегда находилось решение, мне всегда удавалось убедить организаторов, что есть вещи, ради которых нужно расширить бюджет. Взаимопонимание просто необходимо, когда его нет, работа становится просто невыносимой.

Вся работа, как правило, начинается с того момента, когда в руки попадает сценарий, начинается проработка каждого образа: собирается общая информация, делаются эскизы, обсуждаются костюмы. Были ситуации, когда я говорила, что не возьмусь делать костюмы из-за некоторых технических, практических или художественных моментов. – Нужно уметь реально оценивать свои возможности. Под руководством специалиста по костюмам находится цех, который состоит из ассистентов и костюмеров. Работа заканчивается, когда заканчиваются съемки. Хорошо, когда художника зовут на монтаж, но это происходит не всегда.

Проект «Графоманы». «Графоманы» - это сказочная городская история нашего времени, основанная на том, что некоторые любят писать, а некоторые - обманывать. Эта работа была заявлена как комедия, но в ней много философии. Главный герой любит писать и верит людям, но часто сталкивается с обманом. В этом проекте хороший актерский состав – профессионалы, готовые ярко сыграть свою роль, полностью отдаться работе. У меня ни с кем не было проблем. Мы брали костюмы в аренду, много шили и даже подбирали некоторые вещи из личного гардероба актеров.

Во время съемок «Графоманов» планировалось задействовать одну актрису, хрупкую, рыжую, - одним словом, речь идет об образе «холодной снежной королевы». Мы подбирали костюмы в холодной гамме, чтобы подчеркнуть ее отстраненность (по сценарию). Но в последний момент наша героиня попала в больницу, конечно, произошла замена. Новая актриса могла сыграть любой образ, но сама ее фактура продиктовала другую цветовую гамму и другой костюм. Это немного нарушило планы режиссера, но когда мы посмотрели материал, поняли, что вышло все очень органично. О сложностях в этом проекте трудно говорить. Мы подготовили его еще в сентябре, сейчас работаем по наработанному материалу. Режиссер очень хотел, чтобы главный герой, который прожил 8 лет в лесу, был в ватнике, а мне хотелось чего-то уютного, трикотажного, по-моему, больше всего подходил образ лесничего. Я шила пальто, кардиганы. Иногда пыталась намекнуть режиссеру, что есть другие решения. Но у него были свои задумки, к тому же он еще и автор сценария… Было несколько кандидатов на главную роль, конечно же, все, как «золушки», примеряли ватник. Мы «фактурили» его, подгоняли под актера – он должен был слиться с образом героя. А сейчас другого костюма я уже и не представляю... Во время работы не было трагедий, были споры, были ситуации на грани скандала, что-то мы делали непосредственно на площадке за несколько секунд до съемки. Одна из основных проблем - дефицит времени. Был момент, когда решалось, сами ли актеры будут драться, или будут дублеры. - Но у нас было аж по 3 дубля, и нам не о чем было беспокоится. Были и такие ситуации, когда режиссер хотел внести изменения, а информацию я получала не всегда вовремя; хорошо, что в Москве сегодня можно найти все.
Бывало, у нас даже возникали комичные ситуации на площадке. Например, когда актер Гоша Куценко, который как раз играл главную роль, перевоплотился в Сезухина - с бородой по пояс, в петушке, телогрейке - и пошел гулять по Москве. Выглядел он действительно смешно. Гоша создал очень яркий образ. А однажды графоманы, маргинальные и тонкие личности, решили совершить убийство. – И вот они стоят с лопатой в руках, кто в смокинге, кто в милицейской форме, собираясь убить невинного бизнесмена… - Это говорит о том, что люди, которые создают «книжный мусор», описывают страсти, поступки, на которые в жизни не способны, они живут в образе и выйти из него не могут. И всю нелепость этих ситуаций, все эти несоответствия мы должны были подчеркнуть с помощью костюмов. Сметы на реализацию хватило на решение художественных и технических вопросов. Мы смогли решить даже внештатную ситуацию, когда появились новые герои и, соответственно, новые сцены. В данный момент мы снимаем сцену, которая не была прописана в сценарии и смете: у главного героя, Сезухина, появляются дети. Они играют на музыкальных инструментах и должны быть одеты так же, как и отец - в телогрейку.

Я желаю проекту хороших кассовых сборов, чтобы он нашел отклик у зрителей, чтобы это было смешно и душевно, чтобы все, что сделали люди для этого проекта, было не зря.




«Пока у меня не было семьи, работа для меня была жизнью, а когда появилась, она –работа - стала ее частью. Если все правильно распределено, то жизнь воспринимается в 3d, то есть становится объемнее, насыщеннее».

Мечты, цели и задачи. Мечты меняются. Хочется поработать в знаковом проекте, поселиться в каком-нибудь домике на Бали… Но всегда хочется быть свободным и счастливым, чтобы вокруг все были счастливы и здоровы.

Мои цели и задачи связаны с правильным планированием творческих и личных дел.

Совет от Татьяны Сударьянто «Никогда нельзя останавливаться, нужно развиваться, самообразовываться, быть «в потоке». Иногда, когда, кажется, что ты действительно мудр, находится что-то новое, что-то неизведанное, то, что тебе еще предстоит узнать».

Возврат к списку

Кинотранспорт в аренду