Согласно записям, найденным в гараже друга Орсона Уэллса, легендарный режиссер не очень-то лестно отзывался об актерах в личных беседах. Так, Лоуренса Оливье Уэллс называл глупым, а Чарли Чаплин получил от постановщика «Гражданина Кейна» эпитет «высокомерный».
Уэллс также терпеть не мог одного вида Бетт Дэвис, называл Джеймса Стюарта «плохим актером», а Спенсера Трэйси и Кэтрин Хепберн — «омерзительными». «У Джоан Фонтейн всего два выражения лица», — считал режиссер. И вот еще: «Норма Ширер — одна из наименее талантливых актрис большого экрана».
Критика Орсона Уэллса стала доступна благодаря найденным записям. Режиссер разговаривал с другом, режиссером Генри Джегломом, не подозревая, что его слова станут известны публике. Затем Уэллс планировал воспользоваться пленкой для написания автобиографии, но в 1985 году скончался, так и не успев осуществить запланированное. Записи с тех пор собирали пыль в гараже Джеглома.
Серия своего рода интервью Генри и Орсона записывалась во время их совместных ланчей начиная с 1983 года. 16 июля они будут опубликованы в книге «Мои ланчи с Орсоном», над которой работал киновед Питер Бискинд. По словам Бискинда, режиссер «Печати зла» предстанет перед читателем совершенно новым человеком. Орсон Уэллс говорит о взлетах и падениях в своей карьере, о своих знакомых, а также затрагивает самые разные темы — от политики до литературы.
«Это не разговор великого режиссера с журналистом, заглядывающим ему в рот, — говорит Питер Бискинд. — Он беседовал с другом, так что не стеснялся сплетничать».
Уэллс рассыпается в комплиментах своему партнеру по съемкам в «Третьем человеке» Джозефу Коттену («Он гениальный») и Джону Уэйну («Умел держать себя так, как никто в Голливуде»). Но при этом Орсон не щадит тех, кого недолюбливал. Однажды во время обеда в ресторане к Уэллсу подошел Ричард Бёртон, сказав, что с ним Элизабет Тейлор, которая очень хочет познакомиться с ним. Уэллс ответил: «Нельзя. Я обедаю. Разве не видно?» Далее режиссер говорит: «Бёртон был невероятно талантлив. Но испортил свой дар, стал посмешищем со своей женушкой-звездой. Теперь он работает только за деньги, снимается во всяком дерьме».
Сложный характер Уэллса мешал ему работать в рамках студийной системы, что затрудняло финансирование его проектов. Вот что он говорил о последнем десятке лет своей работы: «Мне приходилось снимать кино гораздо дешевле, чем раньше. Оно требовало больше изобретательности и фальши. Тем не менее эти фильмы всегда будут судить по стандартам того времени, когда у меня было больше денег».
Упоминается в записях и Мэрилин Монро. «Она была моей подружкой. Я ходил с ней на вечеринки, когда она еще не стала звездой. Пытался как-то помочь ей с карьерой. Но тогда никто на Мэрилин даже смотреть не хотел». Уэллс представил Монро киномагнату Дэррилу Ф. Зануку, но тот сказал: «Расходный материал. У нас сотни таких». Спустя несколько месяцев Занук передумал.
Орсон высмеивает привычку Хамфри Богарта нарываться на драки в ночных клубах, а о первых сценах Лоуренса Оливье в «Короле Лире» для BBC говорит так: «Ничего хуже в жизни не видел». Особенно Уэллс ненавидел Спенсера Трэйси: «С трудом припоминаю, чтобы у него была хоть одна отличная актерская работа. В „Нюрнбергском процессе“ он был хорош, но кино получилось слабое».
Про Альфреда Хичкока Орсон Уэллс говорит неоднозначно. «Никогда не понимал культа вокруг Хичкока. Особенно его поздние американские фильмы. Самомнение и леность. Освещение как в телесериалах. Недавно видел чудовищный фильм „Окно во двор“. Полное непонимание того, о чем может быть история о вуайеризме. Вот что, кстати, потрясающе: оказывается, Джимми Стюарт может быть плохим актером. Даже Грэйс Келли лучше, а Джимми переигрывает».
«Мои ланчи с Орсоном» выходят на Западе 16 июля.
Статья подготовлена Kinopoisk.ru