Кинокомиссии: сравнение международного опыта и России

Кинокомиссии: сравнение международного опыта и России

Кинокомиссии: сравнение международного опыта и РоссииКинокомиссии играют решающую роль в международном кинопроизводстве, выступая важными посредниками между кинопроизводителями, местными властями и бизнесом. Их основная задача — содействие съемочному процессу, что напрямую влияет на привлекательность региона для кинематографистов. Рассмотрим подробно функции, задачи и особенности Кинокомиссий в США, Европе и России, сравнив их подходы, ресурсы и выявив ключевые проблемы.

Основные функции Кинокомиссий

Кинокомиссии, вне зависимости от страны и региона, выполняют ряд универсальных функций:

· Содействие и координация съемок

· Предоставление информации о локациях

· Обеспечение административной и юридической поддержки

· Содействие в получении разрешений на съемки

· Консультирование по вопросам налогообложения и финансовых льгот

· Маркетинг региона как привлекательной съемочной площадки

В США Кинокомиссии (Film Commissions) обладают развитой иерархической структурой. Самыми известными являются California Film Commission, New York State Film Commission, Georgia Film Office. Американские Кинокомиссии не только консультируют продюсеров, но и активно лоббируют интересы киноиндустрии на законодательном уровне, создавая благоприятную среду для привлечения кинопроектов.
Рассмотрим внимательно иерархию и как снимают кино в Америке:
Иерархия Кинокомиссий (Film Commissions) в США строится, как правило, в соответствии с территориальным принципом и охватывает несколько уровней — от национального до местного. Их функции, полномочия и задачи зависят от уровня управления и региональной специфики.

1. Национальный уровень

На федеральном уровне нет единой государственной Кинокомиссии в США.

Однако важнейшими организациями, координирующими или поддерживающими деятельность Кинокомиссий и индустрию в целом, являются:

Association of Film Commissioners International (AFCI)

Международная ассоциация, базирующаяся в США, объединяющая большинство Кинокомиссий и отвечающая за обмен опытом, стандарты работы, тренинги и продвижение регионов.

Motion Picture Association (MPA)

Лоббистская организация, объединяющая крупные киностудии, влияющая на законодательство и налоговую политику в области кинопроизводства.

2. Региональный (штатный) уровень

На уровне штатов действуют крупнейшие официальные Кинокомиссии, напрямую взаимодействующие с местными органами власти, студиями и независимыми продюсерами.

Типичная структура штата:

Film Commissioner (Руководитель Кинокомиссии штата)

Высшая должность, отвечает за стратегическое планирование, взаимодействие с губернатором и администрацией штата, утверждение программ и инициатив.

Заместитель (Deputy Film Commissioner)

Курирует отдельные направления (финансы, юридическая поддержка, продвижение региона, маркетинг).

Менеджеры департаментов (Department Heads)

Production Manager (Поддержка съёмок)

Location Manager (Управление и продвижение локаций)

Incentive Manager (Менеджер по налоговым льготам)

Marketing and PR Manager (Маркетинг, PR, продвижение штата)

Специалисты (Coordinators / Specialists)

Location Coordinators

Permit Specialists (Специалисты по разрешениям на съемки)

Production Coordinators

Примеры штатов с крупными кинокомиссиями:

California Film Commission

Georgia Film Office

New York State Governor's Office for Motion Picture & Television Development

3. Муниципальный (городской) уровень

Кинокомиссии крупных городов, таких как Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Атланта и Чикаго, имеют собственную структуру, аналогичную штатным комиссиям, но меньшего масштаба.

Структура городской кинокомиссии:

Film Commissioner (директор комиссии города) — стратегическое руководство, связь с администрацией города.

Заместители и менеджеры (Production Manager, Location Manager, Marketing Manager)

Специалисты и координаторы (по разрешениям, локейшенам, логистике, PR и взаимодействию с сообществом)

Примеры городских кинокомиссий:

New York City Mayor’s Office of Media and Entertainment

Los Angeles Film Office (FilmLA)

Chicago Film Office

4. Окружной (County) уровень

Некоторые округа (counties), особенно в регионах с высоким кинематографическим потенциалом, создают свои комиссии.

Их задачи:

Координация на локальном уровне, выдача разрешений на съёмки в рамках конкретного округа.

Продвижение локаций в пределах округа.

Поддержка и взаимодействие с муниципальными комиссиями.

Пример:

Ventura County Film Commission (Калифорния)

Взаимодействие уровней и полномочий

Национальный уровень (AFCI) даёт общие стандарты, тренинги, обмен опытом.

Штатный уровень определяет налоговую политику, законодательство, выдачу разрешений на использование территорий штата, стимулирующие программы (incentives, rebates, grants).

Муниципальный и окружной уровни напрямую занимаются разрешениями на съёмки, локационным менеджментом, решением проблем локального сообщества.

Особенности управления кинокомиссиями США

Кинокомиссии США, несмотря на общую структуру, обладают существенной автономией. У каждого штата и города — собственные правила, налоговые программы и подходы к продвижению.

Взаимодействие и координация разных уровней происходят через членство в общенациональных ассоциациях (например, AFCI), конференции и мероприятия.

Дополняющая точка зрения / Альтернативная идея

Помимо традиционной иерархии, следует обратить внимание на гибкость подхода:

Наблюдается тенденция к созданию гибридных структур:

Например, некоммерческие фонды или партнёрства, которые объединяют усилия власти и бизнеса для продвижения территории, снижения бюрократических барьеров и оперативности работы.

Пример альтернативной структуры:

В Атланте (штат Джорджия) активно работает не только официальная государственная комиссия, но и мощная система частно-государственного партнёрства и ассоциаций кинопрофессионалов, усиливающих возможности региона.

Таким образом, иерархия кинокомиссий в США — это многослойная структура, сочетающая государственные, частные и гибридные формы управления. Их эффективность во многом зависит от локального контекста и правильного сочетания административных, маркетинговых и творческих задач.

Европейские Кинокомиссии действуют по сходному принципу, но отличаются большим акцентом на культурную и историческую составляющую регионов. Например, Film France или Film Commission Bavaria активно продвигают культурное наследие и архитектурные особенности, что делает их особенно привлекательными для съемок исторических и культурных проектов.

Российские Кинокомиссии находятся на начальном этапе развития. Наиболее известны Московская кинокомиссия и Санкт-Петербургская кинокомиссия, но их функции часто ограничиваются содействием в получении разрешений и консультированием по локациям. Услуги Кинокомиссии по сопровождению работы съёмочного процесса – бесплатные, но выборочные: к примеру, мажоритарным студиям дается больше возможностей, чем миноритарным и начинающим. Однородности согласований пока не наблюдается.
В состав Московской Кинокомиссии входят: согласно распоряжению Правительства Москвы от 20 февраля 2018 года №92-РП,

· Председатель. Осуществляет руководство деятельностью комиссии, ведёт её заседания, утверждает протоколы и принимает другие решения.

· Заместитель председателя. Исполняет обязанности председателя во время отсутствия председателя или по его поручению.

· Ответственный секретарь. Готовит повестку заседаний, материалы и документы, необходимые для рассмотрения.

· Члены комиссии. Участвуют в заседаниях и вносят предложения по совершенствованию деятельности комиссии и процесса организации съёмок в Москве.

Состав комиссии утверждается председателем и формируется из представителей заинтересованных органов государственной власти и организаций.

По решению председателя могут создаваться рабочие, экспертные и консультативные группы комиссии.
Посмотреть все функции можно на странице https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/49521376/



Косвенная деятельность и влияние

Американские и европейские Кинокомиссии оказывают значительное косвенное влияние на экономику регионов:

· Повышение туристической привлекательности за счет «кинотуризма»

· Создание новых рабочих мест и развитие смежных отраслей (гостиничный бизнес, общепит, транспорт)

· Поддержка локальных бизнесов через прямые контракты на услуги

В России это влияние заметно слабее из-за отсутствия четко выстроенной системы кооперации между кинокомиссиями и местным бизнесом. Российские комиссии редко выступают инициаторами межотраслевого сотрудничества, хотя потенциал такого взаимодействия очевиден.

Помощь и ассистирование

Кинокомиссии США и Европы предлагают активную помощь:

· Подбор местных подрядчиков и кадров

· Оформление страховок и предоставление технического оборудования

· Консультирование по особенностям местного законодательства

· Организация ознакомительных туров для продюсеров и режиссеров

· Ассистирование в организации парковок, оцепления мест, привлечение ресурсов таких как муниципальная полиция, службы безопасности и службы дорожного движения. Стоимость таких услуг может варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов в день.

В России такой уровень сервиса пока недостижим. Российские комиссии оказывают преимущественно базовую консультационную поддержку, редко выходя за рамки административного содействия. Влияние российских кинокомиссий носит рекомендательный характер, они не регулируют цены и не предоставляют скидки.


Регулирование и цены

Стоимость съемочного дня:

США: от 5 000 до 50 000 USD.​

Европа: от 3 000 до 40 000 EUR.​

Россия: от 100 000 до 1 500 000 RUB.​

По курсу Центрального банка Российской Федерации на 1 апреля 2025 года:​

США: от 450 000 до 4 500 000 RUB.​

Европа: от 300 000 до 4 000 000 RUB.​


США: отличаются прозрачной системой ценообразования и четким регулированием. Тарифы на съемки в публичных местах официально опубликованы и доступны для ознакомления.​

Европа: регулирование также прозрачно, однако существуют региональные различия и особенности, связанные с местным законодательством.​

Россия: Система менее прозрачна, и стоимость съемок часто зависит от субъективных факторов и административных решений, что может приводить к бюрократическим задержкам и непрогнозируемым ситуациям.


Система Cash Rebates

Cash Rebates — это система возврата части затрат, понесенных продюсерами во время съемок в конкретном регионе. Размер возврата варьируется от 15% до 40% от потраченных средств.

Условия получения Cash Rebates:

· Минимальная сумма затрат в регионе

· Использование местного персонала и ресурсов

· Подача необходимой отчетности и аудит затрат

Размер Cash Rebates по странам:

США: от 20% до 35% (зависит от штата, например, в Джорджии до 30%)

Европа: от 20% до 40% (например, в Германии до 25%, во Франции до 30%)

Россия: от 10% до 40% (региональные программы поддержки, например, Московская область до 20%)

Основные недостатки и проблемы

США:

· Высокая конкуренция между штатами за съемочные проекты, что иногда приводит к неэффективному расходованию государственных средств на налоговые льготы

· Перегруженность популярных локаций, что может усложнить логистику съемок

Европа:

· Раздробленность законодательства и отсутствие единого подхода в разных странах ЕС

· Иногда излишняя бюрократия, замедляющая процесс получения разрешений

Россия:

· Недостаточная прозрачность решений и отсутствие единого национального стандарта

· Слабая инфраструктура и ограниченный доступ к ресурсам

· Недостаток квалифицированных кадров, знакомых с международными стандартами работы и принципами работы кинематографисческих групп

· Высокий уровень бюрократизации, непрогнозируемые события и влияния 

Выводы

Кинокомиссии в США и Европе отличаются зрелым уровнем организации, инфраструктурной поддержки и четко прописанными регламентами. В сравнении с мировыми моделями Кинокомиссий – Российские только-только формируют стратегию и адаптируются под рынок и набирают штат. В России необходимо перенимать международный опыт, создавать прозрачную систему регулирования и активно развивать профессиональные кадры. Такой подход позволит России стать конкурентоспособным игроком на международном рынке кинопроизводства в ближайшем десятилетии.

Автор Максим Катков "Киноагент"

Подписывайтесь на наш Канал https://t.me/kinoagentstvorus

Авторство при перепечатке - обязательно
Ссылка на источник!