[B]
11. Может ли запретить снимать администрация музея?[/B]
«Основами законодательства Российской Федерации о культуре» (ст. 53) за организациями культуры закреплено право на реализацию продукции с изображением объектов культурного наследия и деятелей культуры, «при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц». В той же статье говорится, что при использовании изображения без разрешения «применяются нормы законодательства Российской Федерации».
Это полномочие сходно с теми, которые предоставляет правообладателю копирайт. Однако, авторским правом на предмет или изображение обладает только его создатель, а не владелец. Копирайтом может охраняться только то произведение, которое носит творческий характер. Например, если происходит съёмка скульптуры, то полученное изображение может считаться творческим, а вот воспроизведение картины, задача которого – создание ее копии, будет, скорее всего, признано простой технической работой по копированию. В соответствии с абз. 2 п. 1 статьи 1228 ГК, граждане, оказавшие автору только техническое содействие, не признаются авторами произведения.
Вопрос о творческом или нетворческом характере труда может быть решен судом исходя из конкретной ситуации. Независимо от этого – «Основы…» не вводят никаких новых правомочий по сравнению с авторским правом, и не делают владельца предмета обладателем авторских прав на него (еще и в силу п. 2 ст. 1227 ГК), в которой говорится, что переход права собственности на вещь не влечет за собой перехода интеллектуальных прав).
Существует «Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», которым организациям, отнесенным к таким объектам, дается исключительное право использовать «в рекламных целях» изображения предметов, хранящихся в их коллекциях. Однако, фотосъемку таких предметов и использование изображений в других целях Положение не запрещает. К тому же, такой запрет противоречит статье 1227 ГК, принятой позже указа и имеющей большую юридическую силу.
[B]Статья[/B] 12 «Основ…» устанавливает право на доступ к культурным ценностям, гарантируя его каждому человеку. Кроме этого, право на доступ к культурным ценностям гарантировано гражданам России статьей 44 Конституции.
Статьей 36 закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» за музеями закреплено право на публикацию предметов и коллекций, находящихся в их фондах. Музей может запрещать использование их изображений в коммерческих целях, выпуск сувенирной продукции с такими изображениями либо изображениями зданий самих музеев, а также объектов, находящихся на их территории. Кроме этого, музею принадлежит право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, в этом случае у него возникает так называемое «право публикатора», предусмотренное статьей 1337 ГК.
Все эти права действуют независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом, и зарегистрировано ли оно как товарный знак. Сама по себе фотосъёмка их не нарушает, нарушения могут начаться только после публикации изображения или его использовании в коммерческих целях.
Ограничения на доступ к музейным предметам, согласно ст. 35 закона «О музейном фонде…», могут быть установлены только в тех случаях, когда они находятся в неудовлетворительном состоянии, на реставрации или в хранилище музея. К таким ограничениям относится и запрет на съемку со вспышкой, если это может повредить состоянию объекта.
Право на доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах музеев, вообще не может быть ограничено, поскольку это прямо запрещено статьей 8 закона «Об информации…».
Что касается продажи музеями «права на съемку», то она тоже незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем – убирает за плату данное ограничение. В музейных «правилах» разрешение на съемку обычно именуется «услугой», но услуга – это, в соответствии со ст. 779 ГК, «действия» или «деятельность», а музей, позволяя посетителю снимать, не осуществляет ни того, ни другого.
Учет и хранение музейных ценностей регулируется «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», утвержденной приказом Министерства культуры от 17 июля 1985 г. №290, и до сих пор действующей. Однако, эта инструкция была принята до закона «Об информации…» и должна применяться только в части, не противоречащей ему, т. е., устанавливать ограничения на доступ к информации она не может.
Пункты 229 и 230 Инструкции регламентируют съемки музейных экспонатов. Они описывают только такие съемки, для которых требуется использовать стационарные источники света, либо «профессиональные» съемки, требующие содействия администрации музея. На них нужно получить согласие главного хранителя музея. Разумеется, это не относится к фотографированию, которое ведется посетителями с помощью обычных фотоаппаратов.
Закон «Об объектах культурного наследия…» устанавливает порядок доступа к таким «объектам», под которыми понимается какая-либо недвижимость, представляющая историческую ценность, а также вещи, тесно с нею связанные (картины, скульптуры, и т. п.) Доступ к ним гарантирован всем гражданам России статьей 7 закона. Условия такого доступа могут устанавливаться собственником объекта, но они должны быть согласованы с органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства в этой сфере. На практике такие ограничения могут быть весьма обширны в том случае, если речь идет о зданиях, которые используются органами власти (например, Кремль в Москве или Смольный институт в Санкт-Петербурге). Но полностью запретить доступ собственник не может: этого не разрешает закон.
Запрет на пронос в музей съемочной аппаратуры содержался в совместном приказе МВД, Министерства культуры и Федеральной Архивной службы от 25 мая 1998 г. №315/255/38 «Об утверждении Инструкции по организации охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» (п. 73.4.1). 22 апреля 2009 года данный приказ был отменен приказом МВД и Министерства культуры №310/201.
Некоторое время фотосъёмка музейных предметов регулировалась Правилами, утвержденными приказом Министерства культуры от 8 декабря 2009 г. №842. Приказ этот нигде не публиковался, а 11 марта 2010 г. был отменен приказом Минкульта 116. Тем не менее, его имеет смысл прочитать, поскольку он содержит подробный раздел, посвященный световому режиму при хранении музейных экспонатов. Запрет в нем содержится только на фотосъемку со вспышкой.
Конституция Российской Федерации
[B]Статья[/B] 44
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.…
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)
[B]Статья[/B] 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности
1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.
Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.
2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.
Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.
Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 1267 и пунктом 2 статьи 1316 настоящего Кодекса.
3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.
4. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно.
[B]Статья[/B] 1337. Публикатор
1. Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние ([B]Статья[/B] 1282) либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.
2. Права публикатора распространяются на произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права в соответствии с правилами статьи 1259 настоящего Кодекса.
3. Положения, предусмотренные настоящим параграфом, не распространяются на произведения, находящиеся в государственных и муниципальных архивах.
[B]Статья[/B] 1338. Права публикатора
1. Публикатору принадлежат:
1) исключительное право публикатора на обнародованное им произведение (пункт 1 статьи 1339);
2) право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.
Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. №3612—1
[B]Статья[/B] 53. Взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности
Организации культуры обладают исключительным правом использовать собственную символику (официальное и другие наименования, товарный знак, эмблема) в рекламных и иных целях, а также разрешать такое использование другим юридическим и физическим лицам на договорной основе.
Предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц.
Плата за использование изображения устанавливается на основе договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы законодательства Российской Федерации.…
Федеральный закон от 26 мая 1996 г. №54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
[B]Статья[/B] 35. Доступ к музейным предметам и музейным коллекциям
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для доступа граждан.
Собственником или владельцем могут устанавливаться ограничения доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящимся в музеях, по следующим основаниям:
неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
производство реставрационных работ;
нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея.
Порядок и условия доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в хранилище (депозитарии) музея, устанавливаются нормативными актами федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, и доводятся до сведения граждан.
Ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается.
[B]Статья[/B] 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций
Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.
Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
[B]Статья[/B] 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.…
[B]Статья[/B] 7. Права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
2. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 52 настоящего Федерального закона.
3. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
[B]Статья[/B] 52. Осуществление права пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и права пользования выявленным объектом культурного наследия
3. Объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований:
обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте;
согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия;
обеспечение режима содержания земель историко-культурного назначения;
обеспечение доступа к объекту культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации (утв. указом Президента от 30 ноября 1992 г. №1487)
1. К особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (далее именуются особо ценные объекты) относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.
2. Отнесение указанных в пункте 1 настоящего Положения объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации.
…
12. Организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, имеют исключительное право использовать в рекламных целях собственное обозначение (официальное наименование, товарный знак), изображения и репродукции художественных и культурных ценностей, хранящихся в их коллекциях, собраниях и фондах, а также предоставлять такое право другим юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР (утв. приказом Министерства культуры СССР от 17 июля 1985 г. №290)
229. При киносъёмка х, телевизионных передачах и фотографировании в музейных помещениях необходимо принимать все меры предосторожности, гарантирующие чувствительные к переменам температуры экспонаты от нагрева. Источники света должны находиться не ближе 4 метров от экспоната, а свет надлежит включать на минимальное время (не более 3—5 минут). Недопустимо повышение температуры воздуха в помещении, где проводится съёмка , больше чем на 2° C.
Разрешение на кино– теле– фотосъемки дается при обязательном предварительном согласии главного хранителя и в соответствии с порядком, установленным Министерством культуры СССР.
Съемки игровых фильмов в помещениях и на территории музея и выдача подлинных экспонатов на киносъемки категорически запрещаются. Съемки документальных фильмов допускаются в исключительных случаях.
Разрешение на подобные работы для зарубежных фирм и организаций дается Министерством культуры СССР.
230. Кино– и телесъемки музейных предметов в плохом состоянии сохранности запрещаются.
Теле– и киносъемки производятся без перемещения и размонтировки экспонатов.
Музеи обязаны обеспечить присутствие при киносъёмка х, телевизионных передачах и фотографировании опытного электрика, хранителя и реставратора для принятия мер, гарантирующих полную сохранность экспонатов.
Единые правила организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации (утв. приказом Министерства культуры РФ от 8 декабря 2009 г. №842) (утратили силу)
59. Световой режим
59.1. Одной из основных причин старения материалов, из которых изготовлены музейные предметы, является действие света. Изменения, происходящие под воздействием света, носят двоякий характер: видимый – выцветание (изменение цвета) и невидимый – разрушение структуры материала экспоната, утрата прочности.
Свет влияет на температурно-влажностный и биологические режимы помещений.
59.2. Излучения как естественного, так и искусственных источников света по своей природе кроме видимого света имеют ультрафиолетовые (УФ) и инфракрасные (ИК) составляющие.
Плотность светового потока в видимой области спектра по освещаемой поверхности (освещенность) измеряется в люксах.
Плотность потока излучений в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах спектра называется облученностью и измеряется в ваттах на квадратный метр (Вт/м).
Для измерения освещенности и облученности используются люксметры и увиметры отечественного и зарубежного производства (Ю-116, модификации отечественного прибора Аргус, люксметр с селеновым фотоэлементом на батарейке Мegatron 100 и др.).
59.3. Музейные предметы по степени светостойкости разделяются на три основные группы:
1 группа – предметы, выполненные из материалов относительно высокой светостойкости: стекло, фарфор, эмаль, керамика, минералы, горные породы, драгоценные и полудрагоценные камни, металлы и их сплавы, мрамор, гипс и др.;
2 группа – предметы с умеренной светостойкостью: масляная живопись, натуральная кожа, дерево, кость, клеевые краски, лаки и т. п.;
3 группа – предметы из несветостойких материалов: все виды предметов на бумажной основе (особенно рукописи и фотографии), акварели, пастели, древнерусская темперная живопись, ткани, шерсть, окрашенная кожа, некоторые виды стенной росписи, чучела и т. д.
…
59.5. Из источников искусственного света наиболее богаты вредными ультрафиолетовыми излучениями люминесцентные лампы. Широкое использование их в музеях не рекомендуется. Допускается применение люминесцентных ламп с урезанным ультрафиолетовым участком спектра типа ЛБ, ЛХБ, ЛТБ.
59.6. Самыми безвредными в этом отношении являются лампы накаливания в закрытых плафонах с гладкой наружной поверхностью. При использовании ламп накаливания последние должны располагаться на таком расстоянии, чтобы не нагревать поверхности музейного предмета.
Для освещения экспозиции применяются лампы накаливания с зеркальным (или затемненным) куполом, лампы накаливания с зеркальным отражателем, а также галогенные лампы накаливания.
59.7. Для хранения масляной и темперной живописи, а также предметов из кости необходимо систематическое освещение (естественное или искусственное) в дневное время. При более слабом освещении темнеют покровные слои и тонировки живописи и желтеет кость.
59.8. Хранение предметов на бумажных носителях, а также всех архивных документов осуществляется в темноте. Естественное освещение допускается рассеянны# светом при условии применения на окнах светорассеивателей, автоматических регуляторов светового потока (специальные стекла), защитных фильтров, жалюзи, штор и т. п.
59.9. При киносъёмка х, телевизионных передачах и фотографировании в музейных помещениях необходимо принимать все меры предосторожности, гарантирующие чувствительные к переменам температуры экспонаты от нагрева. Источники света должны находиться не ближе 4 метров от экспоната, а свет надлежит включать на минимальное время (не более 3—5 минут). Недопустимо повышение температуры воздуха в помещении, где проводится съёмка , больше чем на 2 град. C.
Разрешение на кино-теле-фотосъемки дается при обязательном предварительном согласии главного хранителя и по распоряжению директора.
Кино-и телесъемки производятся без перемещения и размонтировки экспонатов (за исключением плановой фотофиксации музейных предметов, проходящей в присутствии ответственного хранителя музейного предмета).
59.10. Музеи обязаны обеспечить присутствие при киносъёмка х, телевизионных передачах и фотографировании опытного электрика, ответственного хранителя и реставратора для принятия мер, гарантирующих полную сохранность экспонатов.
59.11. Запрещается фотографирование экспонатов с использованием электронной вспышки, а также проведение кино-и телесъемок музейных предметов, находящихся в неудовлетворительном состоянии сохранности.
11. Может ли запретить снимать администрация музея?[/B]
«Основами законодательства Российской Федерации о культуре» (ст. 53) за организациями культуры закреплено право на реализацию продукции с изображением объектов культурного наследия и деятелей культуры, «при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц». В той же статье говорится, что при использовании изображения без разрешения «применяются нормы законодательства Российской Федерации».
Это полномочие сходно с теми, которые предоставляет правообладателю копирайт. Однако, авторским правом на предмет или изображение обладает только его создатель, а не владелец. Копирайтом может охраняться только то произведение, которое носит творческий характер. Например, если происходит съёмка скульптуры, то полученное изображение может считаться творческим, а вот воспроизведение картины, задача которого – создание ее копии, будет, скорее всего, признано простой технической работой по копированию. В соответствии с абз. 2 п. 1 статьи 1228 ГК, граждане, оказавшие автору только техническое содействие, не признаются авторами произведения.
Вопрос о творческом или нетворческом характере труда может быть решен судом исходя из конкретной ситуации. Независимо от этого – «Основы…» не вводят никаких новых правомочий по сравнению с авторским правом, и не делают владельца предмета обладателем авторских прав на него (еще и в силу п. 2 ст. 1227 ГК), в которой говорится, что переход права собственности на вещь не влечет за собой перехода интеллектуальных прав).
Существует «Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», которым организациям, отнесенным к таким объектам, дается исключительное право использовать «в рекламных целях» изображения предметов, хранящихся в их коллекциях. Однако, фотосъемку таких предметов и использование изображений в других целях Положение не запрещает. К тому же, такой запрет противоречит статье 1227 ГК, принятой позже указа и имеющей большую юридическую силу.
[B]Статья[/B] 12 «Основ…» устанавливает право на доступ к культурным ценностям, гарантируя его каждому человеку. Кроме этого, право на доступ к культурным ценностям гарантировано гражданам России статьей 44 Конституции.
Статьей 36 закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» за музеями закреплено право на публикацию предметов и коллекций, находящихся в их фондах. Музей может запрещать использование их изображений в коммерческих целях, выпуск сувенирной продукции с такими изображениями либо изображениями зданий самих музеев, а также объектов, находящихся на их территории. Кроме этого, музею принадлежит право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, в этом случае у него возникает так называемое «право публикатора», предусмотренное статьей 1337 ГК.
Все эти права действуют независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом, и зарегистрировано ли оно как товарный знак. Сама по себе фотосъёмка их не нарушает, нарушения могут начаться только после публикации изображения или его использовании в коммерческих целях.
Ограничения на доступ к музейным предметам, согласно ст. 35 закона «О музейном фонде…», могут быть установлены только в тех случаях, когда они находятся в неудовлетворительном состоянии, на реставрации или в хранилище музея. К таким ограничениям относится и запрет на съемку со вспышкой, если это может повредить состоянию объекта.
Право на доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах музеев, вообще не может быть ограничено, поскольку это прямо запрещено статьей 8 закона «Об информации…».
Что касается продажи музеями «права на съемку», то она тоже незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем – убирает за плату данное ограничение. В музейных «правилах» разрешение на съемку обычно именуется «услугой», но услуга – это, в соответствии со ст. 779 ГК, «действия» или «деятельность», а музей, позволяя посетителю снимать, не осуществляет ни того, ни другого.
Учет и хранение музейных ценностей регулируется «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», утвержденной приказом Министерства культуры от 17 июля 1985 г. №290, и до сих пор действующей. Однако, эта инструкция была принята до закона «Об информации…» и должна применяться только в части, не противоречащей ему, т. е., устанавливать ограничения на доступ к информации она не может.
Пункты 229 и 230 Инструкции регламентируют съемки музейных экспонатов. Они описывают только такие съемки, для которых требуется использовать стационарные источники света, либо «профессиональные» съемки, требующие содействия администрации музея. На них нужно получить согласие главного хранителя музея. Разумеется, это не относится к фотографированию, которое ведется посетителями с помощью обычных фотоаппаратов.
Закон «Об объектах культурного наследия…» устанавливает порядок доступа к таким «объектам», под которыми понимается какая-либо недвижимость, представляющая историческую ценность, а также вещи, тесно с нею связанные (картины, скульптуры, и т. п.) Доступ к ним гарантирован всем гражданам России статьей 7 закона. Условия такого доступа могут устанавливаться собственником объекта, но они должны быть согласованы с органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства в этой сфере. На практике такие ограничения могут быть весьма обширны в том случае, если речь идет о зданиях, которые используются органами власти (например, Кремль в Москве или Смольный институт в Санкт-Петербурге). Но полностью запретить доступ собственник не может: этого не разрешает закон.
Запрет на пронос в музей съемочной аппаратуры содержался в совместном приказе МВД, Министерства культуры и Федеральной Архивной службы от 25 мая 1998 г. №315/255/38 «Об утверждении Инструкции по организации охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» (п. 73.4.1). 22 апреля 2009 года данный приказ был отменен приказом МВД и Министерства культуры №310/201.
Некоторое время фотосъёмка музейных предметов регулировалась Правилами, утвержденными приказом Министерства культуры от 8 декабря 2009 г. №842. Приказ этот нигде не публиковался, а 11 марта 2010 г. был отменен приказом Минкульта 116. Тем не менее, его имеет смысл прочитать, поскольку он содержит подробный раздел, посвященный световому режиму при хранении музейных экспонатов. Запрет в нем содержится только на фотосъемку со вспышкой.
Конституция Российской Федерации
[B]Статья[/B] 44
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.…
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)
[B]Статья[/B] 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности
1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.
Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.
2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.
Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.
Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 1267 и пунктом 2 статьи 1316 настоящего Кодекса.
3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.
4. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно.
[B]Статья[/B] 1337. Публикатор
1. Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние ([B]Статья[/B] 1282) либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.
2. Права публикатора распространяются на произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права в соответствии с правилами статьи 1259 настоящего Кодекса.
3. Положения, предусмотренные настоящим параграфом, не распространяются на произведения, находящиеся в государственных и муниципальных архивах.
[B]Статья[/B] 1338. Права публикатора
1. Публикатору принадлежат:
1) исключительное право публикатора на обнародованное им произведение (пункт 1 статьи 1339);
2) право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.
Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. №3612—1
[B]Статья[/B] 53. Взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности
Организации культуры обладают исключительным правом использовать собственную символику (официальное и другие наименования, товарный знак, эмблема) в рекламных и иных целях, а также разрешать такое использование другим юридическим и физическим лицам на договорной основе.
Предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц.
Плата за использование изображения устанавливается на основе договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы законодательства Российской Федерации.…
Федеральный закон от 26 мая 1996 г. №54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
[B]Статья[/B] 35. Доступ к музейным предметам и музейным коллекциям
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для доступа граждан.
Собственником или владельцем могут устанавливаться ограничения доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящимся в музеях, по следующим основаниям:
неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
производство реставрационных работ;
нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея.
Порядок и условия доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в хранилище (депозитарии) музея, устанавливаются нормативными актами федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, и доводятся до сведения граждан.
Ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается.
[B]Статья[/B] 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций
Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.
Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
[B]Статья[/B] 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.…
[B]Статья[/B] 7. Права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
2. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 52 настоящего Федерального закона.
3. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
[B]Статья[/B] 52. Осуществление права пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и права пользования выявленным объектом культурного наследия
3. Объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований:
обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте;
согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия;
обеспечение режима содержания земель историко-культурного назначения;
обеспечение доступа к объекту культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации (утв. указом Президента от 30 ноября 1992 г. №1487)
1. К особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (далее именуются особо ценные объекты) относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.
2. Отнесение указанных в пункте 1 настоящего Положения объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации.
…
12. Организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, имеют исключительное право использовать в рекламных целях собственное обозначение (официальное наименование, товарный знак), изображения и репродукции художественных и культурных ценностей, хранящихся в их коллекциях, собраниях и фондах, а также предоставлять такое право другим юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР (утв. приказом Министерства культуры СССР от 17 июля 1985 г. №290)
229. При киносъёмка х, телевизионных передачах и фотографировании в музейных помещениях необходимо принимать все меры предосторожности, гарантирующие чувствительные к переменам температуры экспонаты от нагрева. Источники света должны находиться не ближе 4 метров от экспоната, а свет надлежит включать на минимальное время (не более 3—5 минут). Недопустимо повышение температуры воздуха в помещении, где проводится съёмка , больше чем на 2° C.
Разрешение на кино– теле– фотосъемки дается при обязательном предварительном согласии главного хранителя и в соответствии с порядком, установленным Министерством культуры СССР.
Съемки игровых фильмов в помещениях и на территории музея и выдача подлинных экспонатов на киносъемки категорически запрещаются. Съемки документальных фильмов допускаются в исключительных случаях.
Разрешение на подобные работы для зарубежных фирм и организаций дается Министерством культуры СССР.
230. Кино– и телесъемки музейных предметов в плохом состоянии сохранности запрещаются.
Теле– и киносъемки производятся без перемещения и размонтировки экспонатов.
Музеи обязаны обеспечить присутствие при киносъёмка х, телевизионных передачах и фотографировании опытного электрика, хранителя и реставратора для принятия мер, гарантирующих полную сохранность экспонатов.
Единые правила организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации (утв. приказом Министерства культуры РФ от 8 декабря 2009 г. №842) (утратили силу)
59. Световой режим
59.1. Одной из основных причин старения материалов, из которых изготовлены музейные предметы, является действие света. Изменения, происходящие под воздействием света, носят двоякий характер: видимый – выцветание (изменение цвета) и невидимый – разрушение структуры материала экспоната, утрата прочности.
Свет влияет на температурно-влажностный и биологические режимы помещений.
59.2. Излучения как естественного, так и искусственных источников света по своей природе кроме видимого света имеют ультрафиолетовые (УФ) и инфракрасные (ИК) составляющие.
Плотность светового потока в видимой области спектра по освещаемой поверхности (освещенность) измеряется в люксах.
Плотность потока излучений в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах спектра называется облученностью и измеряется в ваттах на квадратный метр (Вт/м).
Для измерения освещенности и облученности используются люксметры и увиметры отечественного и зарубежного производства (Ю-116, модификации отечественного прибора Аргус, люксметр с селеновым фотоэлементом на батарейке Мegatron 100 и др.).
59.3. Музейные предметы по степени светостойкости разделяются на три основные группы:
1 группа – предметы, выполненные из материалов относительно высокой светостойкости: стекло, фарфор, эмаль, керамика, минералы, горные породы, драгоценные и полудрагоценные камни, металлы и их сплавы, мрамор, гипс и др.;
2 группа – предметы с умеренной светостойкостью: масляная живопись, натуральная кожа, дерево, кость, клеевые краски, лаки и т. п.;
3 группа – предметы из несветостойких материалов: все виды предметов на бумажной основе (особенно рукописи и фотографии), акварели, пастели, древнерусская темперная живопись, ткани, шерсть, окрашенная кожа, некоторые виды стенной росписи, чучела и т. д.
…
59.5. Из источников искусственного света наиболее богаты вредными ультрафиолетовыми излучениями люминесцентные лампы. Широкое использование их в музеях не рекомендуется. Допускается применение люминесцентных ламп с урезанным ультрафиолетовым участком спектра типа ЛБ, ЛХБ, ЛТБ.
59.6. Самыми безвредными в этом отношении являются лампы накаливания в закрытых плафонах с гладкой наружной поверхностью. При использовании ламп накаливания последние должны располагаться на таком расстоянии, чтобы не нагревать поверхности музейного предмета.
Для освещения экспозиции применяются лампы накаливания с зеркальным (или затемненным) куполом, лампы накаливания с зеркальным отражателем, а также галогенные лампы накаливания.
59.7. Для хранения масляной и темперной живописи, а также предметов из кости необходимо систематическое освещение (естественное или искусственное) в дневное время. При более слабом освещении темнеют покровные слои и тонировки живописи и желтеет кость.
59.8. Хранение предметов на бумажных носителях, а также всех архивных документов осуществляется в темноте. Естественное освещение допускается рассеянны# светом при условии применения на окнах светорассеивателей, автоматических регуляторов светового потока (специальные стекла), защитных фильтров, жалюзи, штор и т. п.
59.9. При киносъёмка х, телевизионных передачах и фотографировании в музейных помещениях необходимо принимать все меры предосторожности, гарантирующие чувствительные к переменам температуры экспонаты от нагрева. Источники света должны находиться не ближе 4 метров от экспоната, а свет надлежит включать на минимальное время (не более 3—5 минут). Недопустимо повышение температуры воздуха в помещении, где проводится съёмка , больше чем на 2 град. C.
Разрешение на кино-теле-фотосъемки дается при обязательном предварительном согласии главного хранителя и по распоряжению директора.
Кино-и телесъемки производятся без перемещения и размонтировки экспонатов (за исключением плановой фотофиксации музейных предметов, проходящей в присутствии ответственного хранителя музейного предмета).
59.10. Музеи обязаны обеспечить присутствие при киносъёмка х, телевизионных передачах и фотографировании опытного электрика, ответственного хранителя и реставратора для принятия мер, гарантирующих полную сохранность экспонатов.
59.11. Запрещается фотографирование экспонатов с использованием электронной вспышки, а также проведение кино-и телесъемок музейных предметов, находящихся в неудовлетворительном состоянии сохранности.