Вступление:
Коллеги, ответы на многие вопросы сокрыты в тексте и, как и всегда, могут относится к другим обязанностям. К примеру о рабочих - декораторах и хлопушках Вы можете обнаружить в иных специальностях, зачастую не особо относящихся к Кинематографии..
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ О КИНЕМАТОГРАФИИ ТОМ II
Государственного комитета СССР по кинематографии
Книг а 1 для внутреннего пользования
Под общей редакцией первого заместителя Председателя Н. Я. СЫЧЕВ А 1983 г.
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК
Должностные обязанности.
Руководит творческо-производственным процес¬сом создания кинофильмов. Вырабатывает вместе с автором сценария художественную концепцию произведения и воплощает ее кинематографически¬ми средствами на экране. Обеспечивает правильную трактовку литературного сценария, высокий художественный уровень постановки. Консультирует автора в процессе его работы над литературным сценарием. Ру¬ководит и участвует в работе по созданию постановочного проекта фильма. Изучает материалы, касающиеся отражаемой в сценарии фильма исторической или современной действительности. Представляет на утверждение творческо-производственную разработку литературного сценария. Разрабатывает режиссер¬ский сценарий на основе утвержденного литературного сценария. Составляет вместе с директором съемочной группы, главным кинооператором, художником-постановщиком, кинорежиссером лимитную смету на постановку фильма, кален¬дарный план и смету на период режиссерской разработки и подготовительный период. Участвует в составлении календарно-постановочного плана и генеральной сметы. Подбирает творческий состав съемочной группы. Решает с художником-постановщиком и главным кинооператором изобразительную трактовку фильма.
Утверждает списки сценическо- постановочных и технических средств, выделяемых для съемок. Принимает совместно с художником-постановщиком, главным кино-оператором, директором съемочной группы и звукооператором эскизы, планировки и описания работ по декорациям, костюмам и реквизиту, эскизы и разработки по комбинированным съемкам, декорации и натурные сооружения в их комплексной готовности. Участвует совместно с композитором и звукооператором в создании музыкальной и звуковой экспликации фильма. Принимает и утверждает тексты песен и музыку, снимаемые под фонограмму. Подбирает исполнительский сос¬тав и представляет на утверждение директору киностудии. Устанавливает коли¬чественный состав исполнителей эпизодических ролей, участников массовых и групповых сцен. Проводит репетиции с актерами на основные роли. Утверждает готовые костюмы, модели для массовок, гримы актеров-исполнителей. Выбирает совместно с главным кинооператором, художником-постановщиком и директо¬ром съемочной группы места натурных съемок. Обеспечивает полную творче¬скую подготовленность к каждому съемочному дню, непрерывность производст¬венного процесса и высокую организацию труда съемочной группы на всех этапах работы. Отбирает дубли. Готовит отснятый материал к обсуждению. Осуществляет контроль над подготовкой объектов к съемке. Утверждает плано¬вые задания съемочной группе. Обеспечивает соответствие фактически отснятого полезного метража метражу, утвержденному по режиссерскому сценарию, вы¬полнение плановых сроков на всех этапах производства фильма, а также соб¬людение статей генеральной сметы. Определяет монтажный ритм фильма и пе¬реходы между отдельными сценами. Устанавливает совместно с композитором точный метраж эпизодов, которые должны сопровождаться музыкой. Утверж¬дает шумовые фонограммы. Участвует в сдаче законченного фильма. Принима¬ет участие в формировании тематического плана киностудии. Контролирует соб¬людение работниками съемочной группы производственной и трудовой дисцип¬лины, правил и норм по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Должен знать: азы развития кинематографии, литературы и искусства; перспективы раз¬вития киноискусства; теорию режиссуры художественного кино и телефильма; техническое оснащение; основы кинодраматургии; рус¬скую и зарубежную литературу, основы изобразительного искусства; мастерство актера и кинорежиссера; основы кинооператорского мастерства; выразительные возможности музыки; технологию, экономику и организацию фильмопроизводства; основы гражданского и трудового законодательства; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Ки-норежиссура».
В отдельных случаях режиссером-постановщиком может быть творческий работник, не имеющий специального режиссерского образования, но создавший значительные произведения киноискусства
ВТОРОЙ РЕЖИССЕР (КИНОРЕЖИССЕР)
Должностные обязанности.
Осуществляет организацию творческо-производственного процесса создания фильма. Доводит до каждого работника съемоч¬ной группы творческий замысел кинорежиссера-постановщика и контролирует его исполнение. Обеспечивает условия для создания фильма на высоком художественном уровне. Участвует в разработке лимита смет на период режиссерской разработки и подготовительный период, а также в ра¬боте над календарно-постановочным планом и генеральной сметой. Организует своевременное проведение работ над постановочным проектом, участвует в его создании и защите. Руководит работой по созданию пообъектных разработок. Организует подбор кинографического материала. Составляет актерский график - КПП. Участвует в выборе мест натурных съемок. Работает по подбору актеров, участ¬ников эпизодических, групповых и массовых сцен. Организует фото и кинопро¬бы актеров. Проводит предварительно репетиции с актерами, руководит массо¬выми и групповыми съемками, организует второй план и при необходимости осуществляет самостоятельную съемку отдельных планов и эпизодов. Обеспе¬чивает правильное расходование средств, выделенных в генеральной смете на оплату актеров, участников эпизодических, групповых и массовых сцен. Участ¬вует в составлении оперативных планов и ежедневных отчетов о работе съемоч¬ной группы. Назначает и готовит съемки. Осуществляет тщательную и всесто¬роннюю подготовку каждой съемочной смены, обеспечивая слаженность и не¬прерывность творческого процесса. Назначает и готовит актеров на съемку. Организует просмотр и обсуждение отснятого материала. Подготавливает па¬раллельно работы, предусмотренные календарно-постановочным планом или по заданию кинорежиссера-постановщика. Ведет контроль за соответствием факти¬чески отснятого полезного метража метражу, утвержденному по режиссерскому сценарию. Руководит работой ассистентов и помощников кинорежиссера. Осу¬ществляет совместно с творческим коллективом весь комплекс работ по дубли¬рованию фильма, а также сокращение и перемонтаж копии. Обеспечивает ху¬дожественно" качество дубляжа, правильность режиссерской трактовки образов дублируемого фильма. Участвует в составлении сметы и календарного плана на дублирование фильма. Участвует в озвучании фильма и записи музыки. Изго¬тавливает рекламные ролики, сдает рекламные и другие материалы, входящие в постановочный проект, по окончании производства фильма в информационный отдел киностудии. Руководит работой по заполнению монтажных листов. Обес¬печивает правильное выполнение договорных отношений с актерами. Изучает и пропагандирует передовой опыт по организации работы в съемочных группах. Контролирует соблюдение работниками съемочной группы производственной и трудовой дисциплины. Организует совместно с общественными организациями выполнение социалистических обязательств, принятых съемочной группой.
Должен знать: азы, определяющие на¬правления развития кинематографии, литературы и искусства; теорию режис¬суры художественного кино и телефильма; русскую и зарубежную литературу; историю изобразительных искусств; историю российской и зарубеж¬ной кинематографии, основы драматургии кино; основы кинооператорского ма-стерства; основы технологии монтажа кинофильмов; мастерство киноактера; технологию, организацию и экономику фильмопроизводства; основы гражданского и трудового законодательства; правила по охране труда, технике безопас¬ности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Ки-норежиссура».
ник
В отдельных случаях кинорежиссером может быть работник другой творческой профессии, не имеющий специального режиссерского образования, но обладающий большим производственным опытом работы в кине¬матографии и способный осуществить весь комплекс работ, определенных для режиссера фильма.
АССИСТЕНТ РЕЖИССЕРА-ПОСТАНОВЩИКА ПО АКТЕРАМ
Должностные обязанности.
Исполняет творческие и организационно-произ¬водственные задания режиссера-постановщика и второго режиссера (кинорежиссера) фильма. Обеспечивает выполнение работ по подбору актерского состава в соответствии с замыслом режиссера-постановщика. Представляет режиссеру-поста¬новщику для выбора и утверждения кандидатуры актеров. Проверяет занятость в репертуаре театров или в съемках других картин актеров, которых намечено привлечь к съемкам, а также выясняет их тарифно-квалификационные катего¬рии. Подбирает участников групповых и массовых сцен. Организует своевремен¬ный вызов на съемку и пробы актеров. Назначает часы явки актеров для гри¬мирования. Организует его участников, дает им творческие задания и следит за их выполнением во время съемки. Регулирует пребывание актеров на съемоч¬ной площадке, обеспечивает их отдых в перерывах между съемками. Проверяет вместе с художником-постановщиком подготовленность костюмов и реквизита к предстоящим съемкам. Обеспечивает актеров текстом сцены, назначенной к съемке.
Организует вместе с художником-постановщиком одевание и снаряже¬ние актеров а также участников массовых и групповых сцен. Вызывает на съемки по указанию кинорежиссера дополнительных гримеров, костюмеров и реквизиторов. Информирует кинорежиссера о своевременном и качественном выполнении заказов, сданных цехам киностудии или сторонним организациям. Обеспечивает явку актеров на озвучение фильма и регулирует их работу в те¬чение смены записи. Составляет монтажные листы. Обеспечивает рациональное и правильное применение ставок и расценок при оплате труда актеров, участ¬ников эпизодических, групповых и массовых сцен. Докладывает кинорежиссеру о готовности к съемке актеров.
Должен знать: азы, определяющие на¬правления развития кинематографии; русскую и зарубежную лите¬ратуру; основы режиссуры художественного кино; основы монтажа; основы ак¬терского мастерства; основы технологии и организации фильмопроизводства; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование.
ПОМОЩНИК КИНОРЕЖИССЕРА
Должностные обязанности.
Исполняет производственно-организационные задания второго-режиссера (кинорежиссера) по подготовке и проведению съемок. Обеспечивает выполнение технической работы по составлению ка¬лендарно-постановочного плана и генеральной сметы. Сдает своевременно зака¬зы в цеха киностудии и контролирует сроки их выполнения. Проверяет перед съемкой по указанию второго-режиссера (кинорежиссера) наличие необходимых сценическо-постановочных средств. Обеспечивает явку к назначенному времени исполнительского состава, участвует в съемке или репетиции, следит за готовностью всех испол¬нителей к началу съемки. Фиксирует движение актеров в кадре, ведет монтаж¬ные карточки на съемке, следит за нумерацией кадров на хлопушке, сдает фор¬муляры в монтажный цех и цех обработки пленки. Заполняет талоны для уча-стников массовых и групповых сцен.
Должен знать: основы фильмопроизводства и режиссуры художественного кино; основы актерского мастерства; порядок заполнения монтажных карточек; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Общее среднее образование.
РЕЖИССЕР МОНТАЖА
Должностные обязанности.
Организует и непосредственно осуществляет творческий процесс монтажа кинофильма. Обеспечивает художественно-техни¬ческое качество монтажа. Соблюдает действующие технические нормативы, а также сроки, предусмотренные календарно-постановочным планом для проведе¬ния монтажно-тонировочных работ. Ведет монтаж фильма по рабочим (позитив¬ным) пленкам в соответствии с режиссерским сценарием и указаниями ре¬жиссера-постановщика параллельно со съемками и по окончании их в монтажно-тонировочном периоде. Отбирает совместно с главным кинооператором фильмотечный материал, а со звукооператором — фонотечный материал для фильма. Руководит монтажерами прикрепленных к картине. Обеспечивает вы¬полнение плановых заданий, экономное расходование материалов. Устанавливает в соответствии с планом производст¬венные задания отдельным студиям по обработке материала (спецэффекты и т.д.). Осуществляет руководство по систе¬матизации и хранению отснятого позитива изображения и всех записанных фо¬нограмм. Участвует в отборе дублей. Обеспечивает по ходу монтажа оператив¬ную готовность каждого куска и каждой срезки материала. Сверяет весь поступивший в монтажный цех материал с монтажными карточками и подготав¬ливает материал к просмотру его режиссером-постановщиком. Проверяет весь поступивший в монтажный цех материал и выявляет дефекты отдельных дублей. Принимает меры для улучшения художественно-технического качества картины. Обеспечивает окончание чернового монтажа всего фильма одновре¬менно с окончанием съемочного периода. Информирует кинорежиссера-поста¬новщика и директора съемочной группы о всех случаях существенного отклоне¬ния метража смонтированных эпизодов от метража, утвержденного в режис¬серском сценарии. Следит по ходу монтажа рабочего позитива за разработкой негатива и подготовкой его к монтажу. Согласовывает с композитором метраж смонтированных эпизодов, идущих под музыкальное сопровождение и дает точ¬ную разметку для синхронизации музыкальных акцентов. Осуществляет монтаж всех звуковых пленок (музыки, реплик и шумов), привлекая к этой работе зву¬кооператора. Проверяет окончательный монтаж фильма под руководством режиссера-постановщика, чистоту отделки всех элементов монтажа, уточняет метраж частей и подготавливает картину к перезаписи, Сдает в работу все кадры, требующие лабораторно-трюковой обра¬ботки (спецэффекты, коррекция), в сроки, обеспечивающие их своевремен¬ное изготовление, и проверяет на экране чистоту и тщательность их выполнения. Сдает после принятия картины рабочий позитив в негативную монтажную для монтажа негатива.
Должен знать: азы, определяющие нап¬равления развития кинематографии; основы кинодраматургии и кинорежиссуры; историю российской и зарубежной кинематографии; организацию и технологию монтажа кинофильмов; основы музыкальной культуры; технологию киносъемок; технологию звукозаписи и обработки киноматериалов по фильмам всех систем кинематографа, организацию работы монтажеров; технические нормы и инструкции, необходимые при проведении монтажно-тонировочных ра¬бот; основные типы монтажного оборудования; правила по охране труда, тех¬нике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование или общее среднее образование и стаж работы в качестве монтажника не менее 3 лет.
ГЛАВНЫЙ ОПЕРАТОР
(ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК)
Должностные обязанности.
Реализует средствами кинооператорского искус¬ства совместный замысел всего руководимого режиссером-постановщиком творческого коллектива создателей фильма. Обеспечивает совместно с ними вы¬сокий художественный уровень фильма и его изобразительную трактовку (точные портретные характеристики всех основных персонажей фильма, светотональное единство отснятого материала, а также колористическое решение ки¬нокартины в целом, фотографическое и техническое качество изображения), ра¬циональное использование всей операторской техники. Руководит операторской группой, организует ее работу. Проводит работу по совершенствованию техноло¬гии, сокращению расходов съемочного материала (пленки, кассет и прочих видеоносителей), электроэнергии, а также по использованию резервов повышения производительности труда и предупреждению операторского брака. Участвует совместно с автором сценария, режиссером-постановщи¬ком и художником-постановщиком в работе над киносценарием (творческо-производственной разработкой литературного сценария), а также над режиссерским сценарием, выезжает на выбор мест натурных съемок. Участвует в необходимых случаях в работе по литературному сценарию, в части его вопло¬щения в кинематографических образах, выезжает на места событий и предпола¬гаемых съемок. Принимает участие в разработке постановочного проекта филь¬ма в части всех творческих, организационных и технических вопросов, а также в составлении календарно-постановочного плана и генеральной сметы на поста-новку фильма по разделам, связанным с изобразительным решением. Утверждает совместно с режиссером-постановщиком и художником-постановщиком эски¬зы декораций, костюмов, макетов, мебели, реквизита, а также планировки и архитектурные' и конструкторские разработки декораций. Ведет работу с кино¬оператором комбинированных съемок в целях создания единого стилевого харак¬тера изобразительного решения фильма. Участвует в утверждении гримов. Про¬водит съемку кинопроб актеров. Осуществляет в случае производственной необходимости специальные операторские пробы пленки, света, грима и костюмов персонажей и т.д. Устанавливает световой и цветовой режимы картины, состав¬ляет перечень необходимых для съемок аппаратуры, оптики, материалов, свето¬технических приспособлений, принимает участие в формировании операторского состава съемочной группы. Принимает совместно с режиссером-постановщиком и художником-постановщиком готовые декорации, мебель, реквизит, бутафорию и костюмы. Устанавливает время съемок натурных кадров, опреде¬ляет совместно с режиссером-постановщиком, художником-постановщиком и директором съемочной группы место и расположение декораций на натурных площадках. Обеспечивает выполнение плановых заданий и экономное расходо¬вание сметных ассигнований. Участвует в отборе дублей и обсуждении отсня¬того материала. Принимает совместно с режиссером-постановщиком и ди¬ректором съемочной группы меры, обеспечивающие соответствие фактически отснятого метража метражу, утвержденному в режиссерском сценарии. Контро¬лирует качество изготовления надписей, шторок, затемнений, вытеснений, на¬плывов и других лабораторных работ. Дает указания и контролирует работы установщиков света цеха обработки пленки по печати позитива (световой и цве¬товой паспорт). Принимает от цеха обработки пленки совместно с ОТК эталон¬ную и контрольные копии картины. Участвует в сдаче готовой кинокартины тех¬нической комиссии киностудии (как заказчика так и частным случаям). Обеспечивает сдачу качественных исходных материалов. Осуществляет работу по проведению экспериментальных работ в области киноизобразительного искусства. Пропагандирует и внедряет передовой опыт работы.
Должен знать: азы, определяющие на¬правления развития кинематографии, литературы и искусства; кинооператорское мастерство; методы художественного киноосвещения и кинокомпозиции; методы комбинированных и специальных видов киносъемок; цветоведение; экспонометрию; киноматериалы, их характеристики и технологию обработки; киносъемоч¬ную аппаратуру; светотехнику; средства операторского транспорта; вспомога¬тельную технику; действующие ГОСТы и технические условия; историю изобра¬зительного искусства; основы кинодраматургии, кинорежиссуры и мастерства художников кино; историю российской и зарубежной кинематографии; основы технологии, организации и экономики фильмопроизводства; новейшие достиже-ния российского и зарубежного киноискусства и кинотехники; правила эксплуа¬тации киносъемочной аппаратуры и кинооборудования; правила по охране тру¬да, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Ки-нооператорство».
КИНООПЕРАТОР (2-ОЙ ОПЕРАТОР)
Должностные обязанности.
Обеспечивает техническое качество изображения (фокус, экспозицию, панораму и др.). Определяет под руководством главного кинооператора методы и способы съемки, обеспечивающие изобразительное ре¬шение фильма. Участвует в разработке съемочных карт. Составляет перечень необходимой съемочной аппаратуры, материалов, технических приспособлений, а также заявки на аппаратуру, материалы и свет. Подбирает под руководством и по заданиям главного кинооператора всю съемочную технику картины. Про¬водит технические испытания аппаратуры, пленки, фильтров и операторских приспособлений, техническую разработку специальных съемочных эффектов. Делает планировки осветительных лесов в декорациях. Участвует в составлении схем расстановки осветительной аппаратуры. Проводит фото-и кинопробы по поручению главного кинооператора. Проверяет заранее исправность всех тех¬нических средств, необходимых для съемки. Фиксирует изображение кинокаме¬рой. Разрабатывает технику оъемки, проверяет направление и темп движения панорамирования, перевод фокуса, а также уточняет со звукооператором дви¬жение микрофона. Следит за качеством проявки операторских проб и качеством лабораторной обработки негативного материала. Контролирует качество изго¬товления шторок, наплывов, затемнений и других лабораторных работ. Прово¬дит самостоятельно съемки в павильоне и на натуре по заданиям главного ки¬нооператора. Руководит на съемке по поручению главного кинооператора рабо¬той операторской группы, бригадой осветителей, техников съемочной аппаратуры,, механиков по обслуживанию съемочной техники. Организует перестановку ап¬паратуры, света и всех приспособлений при переходе от кадра к кадру, обеспе¬чивая непрерывность съемочного процесса и выполнение дневного задания съемочной группы.
Должен знать: азы, определяющие на¬правления развития кинематографии, технологию фильмопроизводства; теорию и практику кинооператорского мастерства; методы киноосвещения и киноком¬позиции; методы комбинированных и специальных видов киносъемки; цветове¬дение; экспонометрию; киноматериалы и их характеристики; технологию обра¬ботки пленки; основные типы киносъемочной аппаратуры, их кинематические и оптические схемы; электродвигатели и источники энергии, применяемые при. съемке; виды и типы киносъемочных объективов и их характеристики; средства операторского транспорта; основы светотехники; виды осветительной аппарату-ры; порядок оформления заявок и заказов на необходимую аппаратуру; дейст¬вующие ГОСТы и технические условия; историю российской и зарубежной кине¬матографии; новейшие достижения российской и зарубежной кинотехники; правила эксплуатации, транспортировки и хранения киносъемочной аппаратуры, оптики, операторских механизмов, негативных материалов и осветительной техзащиты, охране труда, технике безопасности и противопожарной
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Ки-нооператорство» или кинооператорские курсы при ведущих киностудиях страны.
Кинооператор, владеющий высоким профессиональным мастерством, при¬нимавший участие в создании не менее 4 полнометражных художественных фильмов в качестве второго оператора отличной оценкой рабо¬ты, проявивший творческие способности и умение самостоятельно решать про¬изводственно-технические задачи киносъемки рассматривается как возможный первый оператор.
КАМЕРМЕН
Должностные обязанности. Осуществляет в соответствии с общим творческим замыслом и изобразительным решением фильма комбинированные съемки. Определяет совместно с режиссером-постановщиком, главным киноопера¬тором, художником-постановщиком и художником по комбинированным съем¬кам изобразительное решение, методы и способы съемки комбинированных кадров. Участвует в необходимых случаях в работе по литературному сцена¬рию, в части его воплощения в кинематографических образах, выезжает на места событий и предполагаемых съемок. Участвует в разработке эскизов комбинированных кадров, календарно-постановочного плана и генеральной сметы по разделу комбинированных съемок. Осуществляет съемку комбини¬рованных кадров фильма, обеспечивает их художественное и техническое качество и сроки выполнения. Ведет работу по созданию новых методов комбинированных съемок и совершенствованию существующих. Участвует в сдаче готовой кинокартины технической комиссии киностудии. Изучает и внедряет передовые методы комбинированных съемок отечественного и зару¬бежного кинематографа. Контролирует работу светоустановщиков и проявку негатива в цехе обработки пленки. Обеспечивает своевременную сдачу исход¬ных материалов. Определяет в случаях работы в цехе комбинированных съемок (на участках надписей или трюковой печати) совместно с ведущими работниками съемочной группы изобразительную форму титров, надписей или кадров, осуществляемых способом трюковой печати, а также методы и технологию их выполнения. Участвует в разработке постановочного проекта фильма по этим видам работ, в отборе, подготовке и съемке соответствующих материалов и заготовок. Проводит съемки надписей, вступительных титров и все виды трюковой печати.
Должен знать: азы, определяющие на¬правления развития кинематографии; историю изобразительного искусства; историю российской и зарубежной кинематографии, технологию фильмопроизводства; теорию и практику кинооператорского мастерства; методы киноос¬вещения и кинокомпозиции, все виды комбинированных и специальных видов киносъемки; цветоведение, экспонометрию; технологию обработки пленки; основные тапы киносъемочной аппаратуры; средства операторского транспорта, вспомогательную технику; действующие ГОСТы и технические условия; новейшие достижения российской и зарубежной кинотехники; правила эксплуата¬ции транспортировки и хранения киносъемочной аппаратуры и оптики; правил» по охране труда технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования.
Высшее образование по специальности «Кинооператорство».
АССИСТЕНТ КИНООПЕРАТОРА (ФОКУС ПУЛЕР)
Должностные обязанности. Исполняет творческие и производственно-техни¬ческие задания главного кинооператора и кинооператора фильма. Обеспечивает съемки операторским оборудованием и кинопленкой. Устанавливает под руко¬водством кинооператора и совместно с бригадиром осветителей общий и фо¬новый свет, занимается экспонометрическим контролем. Проводит промеры и отметки фокуса, в том числе при работе с объективами переменного фокусного расстояния. Получает пленку и ведет учет ее расходования на протяжении, съемок фильма. Проводит зарядку кассет и камеры, проявку операторских проб. Устанавливает расход пленки на каждый снятый дубль и сообщает ме¬траж помощнику кинорежиссера. Фиксирует остаток пленки в кассете. Ведет технический дневник и заполняет формуляры. Контролирует качество и сроки обработки отснятой пленки. Исполняет аналогичные обязанности, работая с оператором комбинированных съемок.
Должен знать: типы киносъемочной аппаратуры; их кинематические и оп¬тические схемы; электродвигатели и источники энергии, применяемые при съемке; методику наводки фокуса и работу с объективами переменного фо¬кусного расстояния; виды и типы вспомогательной операторской техники; тех¬нологию обработки кннофотоматериалов; правила получения, хранения, зарядки, транспортировки и сдачи в обработку негативной пленки; виды осветительной аппаратуры; порядок оформления заявок и заказов на аппаратуру и при¬способления, материалы и оборудование; основы технологии фильмопроизводства; правила эксплуатации, транспортировки и хранения киносъемочной аппаратуры; правила по охране труда, технике безопасности и противопожар¬ной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование или специальные курсы ассистентов кинооператора.
Ассистент кинооператора, принимавший участие в работе над 4 полно¬метражными художественными фильмами в качестве ассистента.
ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК
Должностные обязанности.
Разрабатывает и осуществляет под руковод¬ством кинорежиссера-постановщика общий творческий замысел изобразительно-декорационного решения и оформления фильма. Обеспечивает худо¬жественное качество фильма и его изобразительное решение, тональный и колористический строй, образное раскрытие эпохи и быта, правдивый показ действительности, единство стилевого решения всего фильма в соответствии с авторским сценарием и режиссерской трактовкой. Участвует в разработке режиссерского сценария совместно с автором киносценария, режиссером-постановщиком и главным кинооператором, определяя принципы общего изо¬бразительного решения фильма, его стилевые особенности, объем и характер постановочных средств. Принимает участие в разработке постановочного проекта фильма. Создает эскизы изобразительной экспликации фильма, эскизы деко¬рационных и натурных объектов и сцен, определяя прообраз экранного изо¬бражения событий, характер места действия в единстве с самим событием. Определяет пространственную композицию и масштаб съемочных объектов и сцен, их настроение, тональность, колорит, характер композиции света, их мизансценические возможности, возможности получения художественно-вы¬разительного изображения монтажных планов сцен, событий. Изучает материалы (архитектурный, бытовой, иконографический, фольклорный и др.), связанные с постановкой фильма. Осуществляет творческое руководство разработкой чертежей декораций и других съемочных объектов, поиском технологии их сооружений, их постройкой и отделкой, обстановкой мебелью, реквизитом и другими элементами, организующими игровое пространство. Находит наиболее рациональное использование постановочных средств. Обеспечивает соответствие экономических затрат на изобразительно-декорационное решение фильма со¬гласно утвержденным сметам. Совместно с режиссером-постановщиком и главным кинооператором участвует в приемке декораций. Принимает участие в разработке календарного плана и генеральной сметы. Участвует в разработке съемочных и организационно-производственных карт. Определяет совместно-с режиссером-постановщиком, главным кинооператором и директором съе¬мочной группы места натурных съемок. Обеспечивает координацию поиска единства стилевого решения фильма изобразительными средствами художника-постановщика, художника-постановщика по костюмам, художника по ком¬бинированным съемкам. Руководит коллективом художников, осуществляющих замысел изобразительно-декорационного решения фильма.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии, литературы и искусства; мастерство художника-постановщика, художника-постановщика по костюмам, художника по комбинированным съемкам; мастерство живописи, рисунка, композиции; историю изобразительных искусств, костюма, культуры и быта, архитектуры и стилей; историю российской и зарубежной кинематографии; основы драматур¬гии, кинорежиссуры, кинооператорского мастерства; технику и технологию производства кинодекорационных сооружений, макетов, изготовления костюмов; новейшие достижения в области декорационного оформления фильмов российской и зарубежной кинематографии; основы технологии, экономики и орга¬низации фильмопроизводства; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности» «Живопись» или «Графика».
АССИСТЕНТ ХУДОЖНИКА-ПОСТАНОВЩИКА
Должностные обязанности. Исполняет по заданию художника-постанов¬щика работы по изобразительно-декорационному решению фильма в период разработки замысла и в процессе его реализации. Подбирает по указанию художника-постановщика необходимый для работы изобразительный и доку¬ментальный материал. Участвует в эскизной разработке элементов декораций— архитектурных деталей, мебели, реквизита, светильников, драпировок, в раз¬работке чертежей, шаблонов, эскизов живописных фонов. Принимает участие в разработке постановочного проекта по изготовлению схем планировок съемоч¬ных объектов с пометками мизансцен схематических зарисовок кадров, макетов декораций. Участвует с художником-декоратором в отборе фундусных элементов, в подборе мебели, реквизита, а также в постройке, отделке и обстановке декораций.
Должен знать: азы, определяющие на¬правления развития кинематографии; мастерство живописи; технику рисунка и чертежа; технику и технологию изобразительно-декорационного оформления фильма; основы мастерства художника-постановщика фильма; историю изобра¬зительных искусств; историю российской и зарубежной кинематографии; основы организации и технологии фильмопроизводства; правила по охране труда, тех¬нике безопасности, противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное обра¬зование.
ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК ПО КОСТЮМАМ
Разрабатывает и осуществляет общий твор¬ческий замысел образно-выразительного показа характеристик действующих лиц фильма, их костюма и личного реквизита. Раскрывает стилевое, тональное, колористическое решение, правдиво характеризующее изображаемую эпоху средствами мастерства художника по костюмам в соответствии с авторским сценарием, режиссерской трактовкой и изобразительно-декорационным решением фильма. Создает изобразительную экспликацию костюмов действующих лиц, эскизы персонажей групповок, массовок и их костюмов к конкретным съемоч¬ным объектам, сценам, эпизодам. Решает изобразительно-образные задачи всего ансамбля действующих лиц и их костюмов в тесном контакте с художником-постановщиком фильма на основе изучения изобразительного и документального материала. Обеспечивает совместно с режиссером-постановщиком, главным кинооператором и художником-постановщиком фильма художественное качество фильма, его изобразительное решение, участвует в определении его стилевого единства и постановочных особенностей. Определяет объем и харак¬тер изобразительно-постановочных средств по костюмам, участвует в составле¬нии календарного плана и генеральной сметы на постановку фильма. Руководит разработкой чертежей и эскизов деталей костюмов и личного реквизита, изго¬товлением монтировочных таблиц и описанием работ. Обеспечивает соблюдение плановых сроков готовности эскизов и всех подготовительных работ по реа¬лизации замысла костюмов; за соблюдением сметных ассигнований на костюмы. Является художественным руководителем всех работ по изготовлению, при¬обретению и подбору костюмов.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии, литературы и искусства; основы кино¬операторского мастерства; мастерство художника-постановщика по костюмам; искусство композиции костюма; цветоведение; мастерство живописи, рисунка; основы мастерства художника-постановщика; историю изобразительных ис¬кусств; историю костюма, стилей, архитектуры, быта; современный костюм; технологию материалов; технику и технологию изготовления одежды, обуви, головных уборов; основы организации, технологии и экономики фильмопроизводства; новейшие достижения в области создания костюмов в РОССИИ и за рубежом; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Живопись» или «Графика».
Коллеги, ответы на многие вопросы сокрыты в тексте и, как и всегда, могут относится к другим обязанностям. К примеру о рабочих - декораторах и хлопушках Вы можете обнаружить в иных специальностях, зачастую не особо относящихся к Кинематографии..
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ О КИНЕМАТОГРАФИИ ТОМ II
Государственного комитета СССР по кинематографии
Книг а 1 для внутреннего пользования
Под общей редакцией первого заместителя Председателя Н. Я. СЫЧЕВ А 1983 г.
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК
Должностные обязанности.
Руководит творческо-производственным процес¬сом создания кинофильмов. Вырабатывает вместе с автором сценария художественную концепцию произведения и воплощает ее кинематографически¬ми средствами на экране. Обеспечивает правильную трактовку литературного сценария, высокий художественный уровень постановки. Консультирует автора в процессе его работы над литературным сценарием. Ру¬ководит и участвует в работе по созданию постановочного проекта фильма. Изучает материалы, касающиеся отражаемой в сценарии фильма исторической или современной действительности. Представляет на утверждение творческо-производственную разработку литературного сценария. Разрабатывает режиссер¬ский сценарий на основе утвержденного литературного сценария. Составляет вместе с директором съемочной группы, главным кинооператором, художником-постановщиком, кинорежиссером лимитную смету на постановку фильма, кален¬дарный план и смету на период режиссерской разработки и подготовительный период. Участвует в составлении календарно-постановочного плана и генеральной сметы. Подбирает творческий состав съемочной группы. Решает с художником-постановщиком и главным кинооператором изобразительную трактовку фильма.
Утверждает списки сценическо- постановочных и технических средств, выделяемых для съемок. Принимает совместно с художником-постановщиком, главным кино-оператором, директором съемочной группы и звукооператором эскизы, планировки и описания работ по декорациям, костюмам и реквизиту, эскизы и разработки по комбинированным съемкам, декорации и натурные сооружения в их комплексной готовности. Участвует совместно с композитором и звукооператором в создании музыкальной и звуковой экспликации фильма. Принимает и утверждает тексты песен и музыку, снимаемые под фонограмму. Подбирает исполнительский сос¬тав и представляет на утверждение директору киностудии. Устанавливает коли¬чественный состав исполнителей эпизодических ролей, участников массовых и групповых сцен. Проводит репетиции с актерами на основные роли. Утверждает готовые костюмы, модели для массовок, гримы актеров-исполнителей. Выбирает совместно с главным кинооператором, художником-постановщиком и директо¬ром съемочной группы места натурных съемок. Обеспечивает полную творче¬скую подготовленность к каждому съемочному дню, непрерывность производст¬венного процесса и высокую организацию труда съемочной группы на всех этапах работы. Отбирает дубли. Готовит отснятый материал к обсуждению. Осуществляет контроль над подготовкой объектов к съемке. Утверждает плано¬вые задания съемочной группе. Обеспечивает соответствие фактически отснятого полезного метража метражу, утвержденному по режиссерскому сценарию, вы¬полнение плановых сроков на всех этапах производства фильма, а также соб¬людение статей генеральной сметы. Определяет монтажный ритм фильма и пе¬реходы между отдельными сценами. Устанавливает совместно с композитором точный метраж эпизодов, которые должны сопровождаться музыкой. Утверж¬дает шумовые фонограммы. Участвует в сдаче законченного фильма. Принима¬ет участие в формировании тематического плана киностудии. Контролирует соб¬людение работниками съемочной группы производственной и трудовой дисцип¬лины, правил и норм по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Должен знать: азы развития кинематографии, литературы и искусства; перспективы раз¬вития киноискусства; теорию режиссуры художественного кино и телефильма; техническое оснащение; основы кинодраматургии; рус¬скую и зарубежную литературу, основы изобразительного искусства; мастерство актера и кинорежиссера; основы кинооператорского мастерства; выразительные возможности музыки; технологию, экономику и организацию фильмопроизводства; основы гражданского и трудового законодательства; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Ки-норежиссура».
В отдельных случаях режиссером-постановщиком может быть творческий работник, не имеющий специального режиссерского образования, но создавший значительные произведения киноискусства
ВТОРОЙ РЕЖИССЕР (КИНОРЕЖИССЕР)
Должностные обязанности.
Осуществляет организацию творческо-производственного процесса создания фильма. Доводит до каждого работника съемоч¬ной группы творческий замысел кинорежиссера-постановщика и контролирует его исполнение. Обеспечивает условия для создания фильма на высоком художественном уровне. Участвует в разработке лимита смет на период режиссерской разработки и подготовительный период, а также в ра¬боте над календарно-постановочным планом и генеральной сметой. Организует своевременное проведение работ над постановочным проектом, участвует в его создании и защите. Руководит работой по созданию пообъектных разработок. Организует подбор кинографического материала. Составляет актерский график - КПП. Участвует в выборе мест натурных съемок. Работает по подбору актеров, участ¬ников эпизодических, групповых и массовых сцен. Организует фото и кинопро¬бы актеров. Проводит предварительно репетиции с актерами, руководит массо¬выми и групповыми съемками, организует второй план и при необходимости осуществляет самостоятельную съемку отдельных планов и эпизодов. Обеспе¬чивает правильное расходование средств, выделенных в генеральной смете на оплату актеров, участников эпизодических, групповых и массовых сцен. Участ¬вует в составлении оперативных планов и ежедневных отчетов о работе съемоч¬ной группы. Назначает и готовит съемки. Осуществляет тщательную и всесто¬роннюю подготовку каждой съемочной смены, обеспечивая слаженность и не¬прерывность творческого процесса. Назначает и готовит актеров на съемку. Организует просмотр и обсуждение отснятого материала. Подготавливает па¬раллельно работы, предусмотренные календарно-постановочным планом или по заданию кинорежиссера-постановщика. Ведет контроль за соответствием факти¬чески отснятого полезного метража метражу, утвержденному по режиссерскому сценарию. Руководит работой ассистентов и помощников кинорежиссера. Осу¬ществляет совместно с творческим коллективом весь комплекс работ по дубли¬рованию фильма, а также сокращение и перемонтаж копии. Обеспечивает ху¬дожественно" качество дубляжа, правильность режиссерской трактовки образов дублируемого фильма. Участвует в составлении сметы и календарного плана на дублирование фильма. Участвует в озвучании фильма и записи музыки. Изго¬тавливает рекламные ролики, сдает рекламные и другие материалы, входящие в постановочный проект, по окончании производства фильма в информационный отдел киностудии. Руководит работой по заполнению монтажных листов. Обес¬печивает правильное выполнение договорных отношений с актерами. Изучает и пропагандирует передовой опыт по организации работы в съемочных группах. Контролирует соблюдение работниками съемочной группы производственной и трудовой дисциплины. Организует совместно с общественными организациями выполнение социалистических обязательств, принятых съемочной группой.
Должен знать: азы, определяющие на¬правления развития кинематографии, литературы и искусства; теорию режис¬суры художественного кино и телефильма; русскую и зарубежную литературу; историю изобразительных искусств; историю российской и зарубеж¬ной кинематографии, основы драматургии кино; основы кинооператорского ма-стерства; основы технологии монтажа кинофильмов; мастерство киноактера; технологию, организацию и экономику фильмопроизводства; основы гражданского и трудового законодательства; правила по охране труда, технике безопас¬ности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Ки-норежиссура».
ник
В отдельных случаях кинорежиссером может быть работник другой творческой профессии, не имеющий специального режиссерского образования, но обладающий большим производственным опытом работы в кине¬матографии и способный осуществить весь комплекс работ, определенных для режиссера фильма.
АССИСТЕНТ РЕЖИССЕРА-ПОСТАНОВЩИКА ПО АКТЕРАМ
Должностные обязанности.
Исполняет творческие и организационно-произ¬водственные задания режиссера-постановщика и второго режиссера (кинорежиссера) фильма. Обеспечивает выполнение работ по подбору актерского состава в соответствии с замыслом режиссера-постановщика. Представляет режиссеру-поста¬новщику для выбора и утверждения кандидатуры актеров. Проверяет занятость в репертуаре театров или в съемках других картин актеров, которых намечено привлечь к съемкам, а также выясняет их тарифно-квалификационные катего¬рии. Подбирает участников групповых и массовых сцен. Организует своевремен¬ный вызов на съемку и пробы актеров. Назначает часы явки актеров для гри¬мирования. Организует его участников, дает им творческие задания и следит за их выполнением во время съемки. Регулирует пребывание актеров на съемоч¬ной площадке, обеспечивает их отдых в перерывах между съемками. Проверяет вместе с художником-постановщиком подготовленность костюмов и реквизита к предстоящим съемкам. Обеспечивает актеров текстом сцены, назначенной к съемке.
Организует вместе с художником-постановщиком одевание и снаряже¬ние актеров а также участников массовых и групповых сцен. Вызывает на съемки по указанию кинорежиссера дополнительных гримеров, костюмеров и реквизиторов. Информирует кинорежиссера о своевременном и качественном выполнении заказов, сданных цехам киностудии или сторонним организациям. Обеспечивает явку актеров на озвучение фильма и регулирует их работу в те¬чение смены записи. Составляет монтажные листы. Обеспечивает рациональное и правильное применение ставок и расценок при оплате труда актеров, участ¬ников эпизодических, групповых и массовых сцен. Докладывает кинорежиссеру о готовности к съемке актеров.
Должен знать: азы, определяющие на¬правления развития кинематографии; русскую и зарубежную лите¬ратуру; основы режиссуры художественного кино; основы монтажа; основы ак¬терского мастерства; основы технологии и организации фильмопроизводства; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование.
ПОМОЩНИК КИНОРЕЖИССЕРА
Должностные обязанности.
Исполняет производственно-организационные задания второго-режиссера (кинорежиссера) по подготовке и проведению съемок. Обеспечивает выполнение технической работы по составлению ка¬лендарно-постановочного плана и генеральной сметы. Сдает своевременно зака¬зы в цеха киностудии и контролирует сроки их выполнения. Проверяет перед съемкой по указанию второго-режиссера (кинорежиссера) наличие необходимых сценическо-постановочных средств. Обеспечивает явку к назначенному времени исполнительского состава, участвует в съемке или репетиции, следит за готовностью всех испол¬нителей к началу съемки. Фиксирует движение актеров в кадре, ведет монтаж¬ные карточки на съемке, следит за нумерацией кадров на хлопушке, сдает фор¬муляры в монтажный цех и цех обработки пленки. Заполняет талоны для уча-стников массовых и групповых сцен.
Должен знать: основы фильмопроизводства и режиссуры художественного кино; основы актерского мастерства; порядок заполнения монтажных карточек; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Общее среднее образование.
РЕЖИССЕР МОНТАЖА
Должностные обязанности.
Организует и непосредственно осуществляет творческий процесс монтажа кинофильма. Обеспечивает художественно-техни¬ческое качество монтажа. Соблюдает действующие технические нормативы, а также сроки, предусмотренные календарно-постановочным планом для проведе¬ния монтажно-тонировочных работ. Ведет монтаж фильма по рабочим (позитив¬ным) пленкам в соответствии с режиссерским сценарием и указаниями ре¬жиссера-постановщика параллельно со съемками и по окончании их в монтажно-тонировочном периоде. Отбирает совместно с главным кинооператором фильмотечный материал, а со звукооператором — фонотечный материал для фильма. Руководит монтажерами прикрепленных к картине. Обеспечивает вы¬полнение плановых заданий, экономное расходование материалов. Устанавливает в соответствии с планом производст¬венные задания отдельным студиям по обработке материала (спецэффекты и т.д.). Осуществляет руководство по систе¬матизации и хранению отснятого позитива изображения и всех записанных фо¬нограмм. Участвует в отборе дублей. Обеспечивает по ходу монтажа оператив¬ную готовность каждого куска и каждой срезки материала. Сверяет весь поступивший в монтажный цех материал с монтажными карточками и подготав¬ливает материал к просмотру его режиссером-постановщиком. Проверяет весь поступивший в монтажный цех материал и выявляет дефекты отдельных дублей. Принимает меры для улучшения художественно-технического качества картины. Обеспечивает окончание чернового монтажа всего фильма одновре¬менно с окончанием съемочного периода. Информирует кинорежиссера-поста¬новщика и директора съемочной группы о всех случаях существенного отклоне¬ния метража смонтированных эпизодов от метража, утвержденного в режис¬серском сценарии. Следит по ходу монтажа рабочего позитива за разработкой негатива и подготовкой его к монтажу. Согласовывает с композитором метраж смонтированных эпизодов, идущих под музыкальное сопровождение и дает точ¬ную разметку для синхронизации музыкальных акцентов. Осуществляет монтаж всех звуковых пленок (музыки, реплик и шумов), привлекая к этой работе зву¬кооператора. Проверяет окончательный монтаж фильма под руководством режиссера-постановщика, чистоту отделки всех элементов монтажа, уточняет метраж частей и подготавливает картину к перезаписи, Сдает в работу все кадры, требующие лабораторно-трюковой обра¬ботки (спецэффекты, коррекция), в сроки, обеспечивающие их своевремен¬ное изготовление, и проверяет на экране чистоту и тщательность их выполнения. Сдает после принятия картины рабочий позитив в негативную монтажную для монтажа негатива.
Должен знать: азы, определяющие нап¬равления развития кинематографии; основы кинодраматургии и кинорежиссуры; историю российской и зарубежной кинематографии; организацию и технологию монтажа кинофильмов; основы музыкальной культуры; технологию киносъемок; технологию звукозаписи и обработки киноматериалов по фильмам всех систем кинематографа, организацию работы монтажеров; технические нормы и инструкции, необходимые при проведении монтажно-тонировочных ра¬бот; основные типы монтажного оборудования; правила по охране труда, тех¬нике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование или общее среднее образование и стаж работы в качестве монтажника не менее 3 лет.
ГЛАВНЫЙ ОПЕРАТОР
(ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК)
Должностные обязанности.
Реализует средствами кинооператорского искус¬ства совместный замысел всего руководимого режиссером-постановщиком творческого коллектива создателей фильма. Обеспечивает совместно с ними вы¬сокий художественный уровень фильма и его изобразительную трактовку (точные портретные характеристики всех основных персонажей фильма, светотональное единство отснятого материала, а также колористическое решение ки¬нокартины в целом, фотографическое и техническое качество изображения), ра¬циональное использование всей операторской техники. Руководит операторской группой, организует ее работу. Проводит работу по совершенствованию техноло¬гии, сокращению расходов съемочного материала (пленки, кассет и прочих видеоносителей), электроэнергии, а также по использованию резервов повышения производительности труда и предупреждению операторского брака. Участвует совместно с автором сценария, режиссером-постановщи¬ком и художником-постановщиком в работе над киносценарием (творческо-производственной разработкой литературного сценария), а также над режиссерским сценарием, выезжает на выбор мест натурных съемок. Участвует в необходимых случаях в работе по литературному сценарию, в части его вопло¬щения в кинематографических образах, выезжает на места событий и предпола¬гаемых съемок. Принимает участие в разработке постановочного проекта филь¬ма в части всех творческих, организационных и технических вопросов, а также в составлении календарно-постановочного плана и генеральной сметы на поста-новку фильма по разделам, связанным с изобразительным решением. Утверждает совместно с режиссером-постановщиком и художником-постановщиком эски¬зы декораций, костюмов, макетов, мебели, реквизита, а также планировки и архитектурные' и конструкторские разработки декораций. Ведет работу с кино¬оператором комбинированных съемок в целях создания единого стилевого харак¬тера изобразительного решения фильма. Участвует в утверждении гримов. Про¬водит съемку кинопроб актеров. Осуществляет в случае производственной необходимости специальные операторские пробы пленки, света, грима и костюмов персонажей и т.д. Устанавливает световой и цветовой режимы картины, состав¬ляет перечень необходимых для съемок аппаратуры, оптики, материалов, свето¬технических приспособлений, принимает участие в формировании операторского состава съемочной группы. Принимает совместно с режиссером-постановщиком и художником-постановщиком готовые декорации, мебель, реквизит, бутафорию и костюмы. Устанавливает время съемок натурных кадров, опреде¬ляет совместно с режиссером-постановщиком, художником-постановщиком и директором съемочной группы место и расположение декораций на натурных площадках. Обеспечивает выполнение плановых заданий и экономное расходо¬вание сметных ассигнований. Участвует в отборе дублей и обсуждении отсня¬того материала. Принимает совместно с режиссером-постановщиком и ди¬ректором съемочной группы меры, обеспечивающие соответствие фактически отснятого метража метражу, утвержденному в режиссерском сценарии. Контро¬лирует качество изготовления надписей, шторок, затемнений, вытеснений, на¬плывов и других лабораторных работ. Дает указания и контролирует работы установщиков света цеха обработки пленки по печати позитива (световой и цве¬товой паспорт). Принимает от цеха обработки пленки совместно с ОТК эталон¬ную и контрольные копии картины. Участвует в сдаче готовой кинокартины тех¬нической комиссии киностудии (как заказчика так и частным случаям). Обеспечивает сдачу качественных исходных материалов. Осуществляет работу по проведению экспериментальных работ в области киноизобразительного искусства. Пропагандирует и внедряет передовой опыт работы.
Должен знать: азы, определяющие на¬правления развития кинематографии, литературы и искусства; кинооператорское мастерство; методы художественного киноосвещения и кинокомпозиции; методы комбинированных и специальных видов киносъемок; цветоведение; экспонометрию; киноматериалы, их характеристики и технологию обработки; киносъемоч¬ную аппаратуру; светотехнику; средства операторского транспорта; вспомога¬тельную технику; действующие ГОСТы и технические условия; историю изобра¬зительного искусства; основы кинодраматургии, кинорежиссуры и мастерства художников кино; историю российской и зарубежной кинематографии; основы технологии, организации и экономики фильмопроизводства; новейшие достиже-ния российского и зарубежного киноискусства и кинотехники; правила эксплуа¬тации киносъемочной аппаратуры и кинооборудования; правила по охране тру¬да, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Ки-нооператорство».
КИНООПЕРАТОР (2-ОЙ ОПЕРАТОР)
Должностные обязанности.
Обеспечивает техническое качество изображения (фокус, экспозицию, панораму и др.). Определяет под руководством главного кинооператора методы и способы съемки, обеспечивающие изобразительное ре¬шение фильма. Участвует в разработке съемочных карт. Составляет перечень необходимой съемочной аппаратуры, материалов, технических приспособлений, а также заявки на аппаратуру, материалы и свет. Подбирает под руководством и по заданиям главного кинооператора всю съемочную технику картины. Про¬водит технические испытания аппаратуры, пленки, фильтров и операторских приспособлений, техническую разработку специальных съемочных эффектов. Делает планировки осветительных лесов в декорациях. Участвует в составлении схем расстановки осветительной аппаратуры. Проводит фото-и кинопробы по поручению главного кинооператора. Проверяет заранее исправность всех тех¬нических средств, необходимых для съемки. Фиксирует изображение кинокаме¬рой. Разрабатывает технику оъемки, проверяет направление и темп движения панорамирования, перевод фокуса, а также уточняет со звукооператором дви¬жение микрофона. Следит за качеством проявки операторских проб и качеством лабораторной обработки негативного материала. Контролирует качество изго¬товления шторок, наплывов, затемнений и других лабораторных работ. Прово¬дит самостоятельно съемки в павильоне и на натуре по заданиям главного ки¬нооператора. Руководит на съемке по поручению главного кинооператора рабо¬той операторской группы, бригадой осветителей, техников съемочной аппаратуры,, механиков по обслуживанию съемочной техники. Организует перестановку ап¬паратуры, света и всех приспособлений при переходе от кадра к кадру, обеспе¬чивая непрерывность съемочного процесса и выполнение дневного задания съемочной группы.
Должен знать: азы, определяющие на¬правления развития кинематографии, технологию фильмопроизводства; теорию и практику кинооператорского мастерства; методы киноосвещения и киноком¬позиции; методы комбинированных и специальных видов киносъемки; цветове¬дение; экспонометрию; киноматериалы и их характеристики; технологию обра¬ботки пленки; основные типы киносъемочной аппаратуры, их кинематические и оптические схемы; электродвигатели и источники энергии, применяемые при. съемке; виды и типы киносъемочных объективов и их характеристики; средства операторского транспорта; основы светотехники; виды осветительной аппарату-ры; порядок оформления заявок и заказов на необходимую аппаратуру; дейст¬вующие ГОСТы и технические условия; историю российской и зарубежной кине¬матографии; новейшие достижения российской и зарубежной кинотехники; правила эксплуатации, транспортировки и хранения киносъемочной аппаратуры, оптики, операторских механизмов, негативных материалов и осветительной техзащиты, охране труда, технике безопасности и противопожарной
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Ки-нооператорство» или кинооператорские курсы при ведущих киностудиях страны.
Кинооператор, владеющий высоким профессиональным мастерством, при¬нимавший участие в создании не менее 4 полнометражных художественных фильмов в качестве второго оператора отличной оценкой рабо¬ты, проявивший творческие способности и умение самостоятельно решать про¬изводственно-технические задачи киносъемки рассматривается как возможный первый оператор.
КАМЕРМЕН
Должностные обязанности. Осуществляет в соответствии с общим творческим замыслом и изобразительным решением фильма комбинированные съемки. Определяет совместно с режиссером-постановщиком, главным киноопера¬тором, художником-постановщиком и художником по комбинированным съем¬кам изобразительное решение, методы и способы съемки комбинированных кадров. Участвует в необходимых случаях в работе по литературному сцена¬рию, в части его воплощения в кинематографических образах, выезжает на места событий и предполагаемых съемок. Участвует в разработке эскизов комбинированных кадров, календарно-постановочного плана и генеральной сметы по разделу комбинированных съемок. Осуществляет съемку комбини¬рованных кадров фильма, обеспечивает их художественное и техническое качество и сроки выполнения. Ведет работу по созданию новых методов комбинированных съемок и совершенствованию существующих. Участвует в сдаче готовой кинокартины технической комиссии киностудии. Изучает и внедряет передовые методы комбинированных съемок отечественного и зару¬бежного кинематографа. Контролирует работу светоустановщиков и проявку негатива в цехе обработки пленки. Обеспечивает своевременную сдачу исход¬ных материалов. Определяет в случаях работы в цехе комбинированных съемок (на участках надписей или трюковой печати) совместно с ведущими работниками съемочной группы изобразительную форму титров, надписей или кадров, осуществляемых способом трюковой печати, а также методы и технологию их выполнения. Участвует в разработке постановочного проекта фильма по этим видам работ, в отборе, подготовке и съемке соответствующих материалов и заготовок. Проводит съемки надписей, вступительных титров и все виды трюковой печати.
Должен знать: азы, определяющие на¬правления развития кинематографии; историю изобразительного искусства; историю российской и зарубежной кинематографии, технологию фильмопроизводства; теорию и практику кинооператорского мастерства; методы киноос¬вещения и кинокомпозиции, все виды комбинированных и специальных видов киносъемки; цветоведение, экспонометрию; технологию обработки пленки; основные тапы киносъемочной аппаратуры; средства операторского транспорта, вспомогательную технику; действующие ГОСТы и технические условия; новейшие достижения российской и зарубежной кинотехники; правила эксплуата¬ции транспортировки и хранения киносъемочной аппаратуры и оптики; правил» по охране труда технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования.
Высшее образование по специальности «Кинооператорство».
АССИСТЕНТ КИНООПЕРАТОРА (ФОКУС ПУЛЕР)
Должностные обязанности. Исполняет творческие и производственно-техни¬ческие задания главного кинооператора и кинооператора фильма. Обеспечивает съемки операторским оборудованием и кинопленкой. Устанавливает под руко¬водством кинооператора и совместно с бригадиром осветителей общий и фо¬новый свет, занимается экспонометрическим контролем. Проводит промеры и отметки фокуса, в том числе при работе с объективами переменного фокусного расстояния. Получает пленку и ведет учет ее расходования на протяжении, съемок фильма. Проводит зарядку кассет и камеры, проявку операторских проб. Устанавливает расход пленки на каждый снятый дубль и сообщает ме¬траж помощнику кинорежиссера. Фиксирует остаток пленки в кассете. Ведет технический дневник и заполняет формуляры. Контролирует качество и сроки обработки отснятой пленки. Исполняет аналогичные обязанности, работая с оператором комбинированных съемок.
Должен знать: типы киносъемочной аппаратуры; их кинематические и оп¬тические схемы; электродвигатели и источники энергии, применяемые при съемке; методику наводки фокуса и работу с объективами переменного фо¬кусного расстояния; виды и типы вспомогательной операторской техники; тех¬нологию обработки кннофотоматериалов; правила получения, хранения, зарядки, транспортировки и сдачи в обработку негативной пленки; виды осветительной аппаратуры; порядок оформления заявок и заказов на аппаратуру и при¬способления, материалы и оборудование; основы технологии фильмопроизводства; правила эксплуатации, транспортировки и хранения киносъемочной аппаратуры; правила по охране труда, технике безопасности и противопожар¬ной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование или специальные курсы ассистентов кинооператора.
Ассистент кинооператора, принимавший участие в работе над 4 полно¬метражными художественными фильмами в качестве ассистента.
ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК
Должностные обязанности.
Разрабатывает и осуществляет под руковод¬ством кинорежиссера-постановщика общий творческий замысел изобразительно-декорационного решения и оформления фильма. Обеспечивает худо¬жественное качество фильма и его изобразительное решение, тональный и колористический строй, образное раскрытие эпохи и быта, правдивый показ действительности, единство стилевого решения всего фильма в соответствии с авторским сценарием и режиссерской трактовкой. Участвует в разработке режиссерского сценария совместно с автором киносценария, режиссером-постановщиком и главным кинооператором, определяя принципы общего изо¬бразительного решения фильма, его стилевые особенности, объем и характер постановочных средств. Принимает участие в разработке постановочного проекта фильма. Создает эскизы изобразительной экспликации фильма, эскизы деко¬рационных и натурных объектов и сцен, определяя прообраз экранного изо¬бражения событий, характер места действия в единстве с самим событием. Определяет пространственную композицию и масштаб съемочных объектов и сцен, их настроение, тональность, колорит, характер композиции света, их мизансценические возможности, возможности получения художественно-вы¬разительного изображения монтажных планов сцен, событий. Изучает материалы (архитектурный, бытовой, иконографический, фольклорный и др.), связанные с постановкой фильма. Осуществляет творческое руководство разработкой чертежей декораций и других съемочных объектов, поиском технологии их сооружений, их постройкой и отделкой, обстановкой мебелью, реквизитом и другими элементами, организующими игровое пространство. Находит наиболее рациональное использование постановочных средств. Обеспечивает соответствие экономических затрат на изобразительно-декорационное решение фильма со¬гласно утвержденным сметам. Совместно с режиссером-постановщиком и главным кинооператором участвует в приемке декораций. Принимает участие в разработке календарного плана и генеральной сметы. Участвует в разработке съемочных и организационно-производственных карт. Определяет совместно-с режиссером-постановщиком, главным кинооператором и директором съе¬мочной группы места натурных съемок. Обеспечивает координацию поиска единства стилевого решения фильма изобразительными средствами художника-постановщика, художника-постановщика по костюмам, художника по ком¬бинированным съемкам. Руководит коллективом художников, осуществляющих замысел изобразительно-декорационного решения фильма.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии, литературы и искусства; мастерство художника-постановщика, художника-постановщика по костюмам, художника по комбинированным съемкам; мастерство живописи, рисунка, композиции; историю изобразительных искусств, костюма, культуры и быта, архитектуры и стилей; историю российской и зарубежной кинематографии; основы драматур¬гии, кинорежиссуры, кинооператорского мастерства; технику и технологию производства кинодекорационных сооружений, макетов, изготовления костюмов; новейшие достижения в области декорационного оформления фильмов российской и зарубежной кинематографии; основы технологии, экономики и орга¬низации фильмопроизводства; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности» «Живопись» или «Графика».
АССИСТЕНТ ХУДОЖНИКА-ПОСТАНОВЩИКА
Должностные обязанности. Исполняет по заданию художника-постанов¬щика работы по изобразительно-декорационному решению фильма в период разработки замысла и в процессе его реализации. Подбирает по указанию художника-постановщика необходимый для работы изобразительный и доку¬ментальный материал. Участвует в эскизной разработке элементов декораций— архитектурных деталей, мебели, реквизита, светильников, драпировок, в раз¬работке чертежей, шаблонов, эскизов живописных фонов. Принимает участие в разработке постановочного проекта по изготовлению схем планировок съемоч¬ных объектов с пометками мизансцен схематических зарисовок кадров, макетов декораций. Участвует с художником-декоратором в отборе фундусных элементов, в подборе мебели, реквизита, а также в постройке, отделке и обстановке декораций.
Должен знать: азы, определяющие на¬правления развития кинематографии; мастерство живописи; технику рисунка и чертежа; технику и технологию изобразительно-декорационного оформления фильма; основы мастерства художника-постановщика фильма; историю изобра¬зительных искусств; историю российской и зарубежной кинематографии; основы организации и технологии фильмопроизводства; правила по охране труда, тех¬нике безопасности, противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное обра¬зование.
ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК ПО КОСТЮМАМ
Разрабатывает и осуществляет общий твор¬ческий замысел образно-выразительного показа характеристик действующих лиц фильма, их костюма и личного реквизита. Раскрывает стилевое, тональное, колористическое решение, правдиво характеризующее изображаемую эпоху средствами мастерства художника по костюмам в соответствии с авторским сценарием, режиссерской трактовкой и изобразительно-декорационным решением фильма. Создает изобразительную экспликацию костюмов действующих лиц, эскизы персонажей групповок, массовок и их костюмов к конкретным съемоч¬ным объектам, сценам, эпизодам. Решает изобразительно-образные задачи всего ансамбля действующих лиц и их костюмов в тесном контакте с художником-постановщиком фильма на основе изучения изобразительного и документального материала. Обеспечивает совместно с режиссером-постановщиком, главным кинооператором и художником-постановщиком фильма художественное качество фильма, его изобразительное решение, участвует в определении его стилевого единства и постановочных особенностей. Определяет объем и харак¬тер изобразительно-постановочных средств по костюмам, участвует в составле¬нии календарного плана и генеральной сметы на постановку фильма. Руководит разработкой чертежей и эскизов деталей костюмов и личного реквизита, изго¬товлением монтировочных таблиц и описанием работ. Обеспечивает соблюдение плановых сроков готовности эскизов и всех подготовительных работ по реа¬лизации замысла костюмов; за соблюдением сметных ассигнований на костюмы. Является художественным руководителем всех работ по изготовлению, при¬обретению и подбору костюмов.
Должен знать: азы, определяющие направления развития кинематографии, литературы и искусства; основы кино¬операторского мастерства; мастерство художника-постановщика по костюмам; искусство композиции костюма; цветоведение; мастерство живописи, рисунка; основы мастерства художника-постановщика; историю изобразительных ис¬кусств; историю костюма, стилей, архитектуры, быта; современный костюм; технологию материалов; технику и технологию изготовления одежды, обуви, головных уборов; основы организации, технологии и экономики фильмопроизводства; новейшие достижения в области создания костюмов в РОССИИ и за рубежом; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалификационные требования. Высшее образование по специальности «Живопись» или «Графика».