Discovery Russia закончил показывать сериал «Клондайк» — спродюсированную Ридли Скоттом эпическую историю охотников за золотом с Ричардом Мэдденом из «Игры престолов» в главной роли. О том, почему сериал заслуживает внимания, рассказывает Тимофей Становой.
Нью-Йорк, конец 1890-х. Молодой Билл Хаскелл, в чьем активе юношеский идеализм и навязчивое стремление разбогатеть, сбегает с выдачи дипломов о высшем образовании, чтобы помочь разгульному (а также глупому и с противной прической) другу окончательно не проиграться в карты. Друг в итоге проигрывает все до последнего цента — поэтому приходится спасаться бегством от вооруженных китайцев из банды, контролирующей местный чайнатаун. В процессе долгого побега недалекие друзья (высшего образования, в конце концов, из них никто так и не получил) сталкиваются с важным физиологическим нюансом — даже не имея денег, очень хочется есть. Чтобы не умереть с голоду где-нибудь в подворотне, компаньонам приходится отправиться на Аляску на поиски золота — только вот путешествие это окажется гораздо дольше и опасней, чем ожидалось в самом начале.
Странный эксперимент канала Discovery, всегда специализировавшегося на красивых ландшафтах и проверке бытовых предметов на прочность, а здесь выдавшего игровой мини-сериал с не самыми последними актерами, следует признать скорее удачным. Масштабный и подробный, но при этом не скучный, «Клондайк» сделан с ловкостью, достойной уровня лучших исторических сериалов последнего времени (опытный британский режиссер Джонс когда-то приложил руку к Boardwalk Empire, что заметно). Снятый не по романам Джека Лондона (писатель в один момент появляется на экране в качестве одного из героев), а по документальному бестселлеру пожилой канадской журналистки Грей, сериал тщательно восстанавливает хронологию реальных событий и силен именно своей драматургией — там, где другой увлекся бы природой и ярким блеском металла, «Клондайк» делает акцент на характерах и исследовании причин человеческой алчности. Время, когда любая человеческая жизнь стоила меньше куска золота, — идеальный фон для рассказа о суровых мужиках и хватких женщинах без высоких моральных принципов.
Формат мини-сериала за последние пару лет стал самым удобным средством для творческого самовыражения: имея возможность не оглядываться на второй сезон, шоу может делать со своими персонажами все что заблагорассудится, что всегда идет на пользу смелости создателей и качеству продукта. Недавно опробовав похожую схему с непрофильным для себя трехсерийным игровым сериалом Hatfields & McCoys, документальный канал History смог не только собрать рекордную для себя четырнадцатимиллионную аудиторию и шестнадцать номинаций на «Эмми», но и дать второе дыхание загнивающей было актерской карьере Кевина Костнера. У «Клондайка» есть все шансы повторить этот успех: его сценарий и режиссура едва ли не лучше, чем у конкурентов. Единственное, из-за чего можно придраться к «Клондайку», — среднего уровня актерская игра: если к Мэддену претензий нет, то артистка Корниш в роли самой властной девицы на деревне выглядит крайне неубедительно, а Тим Рот, судя по интонациям, все еще изображает доктора Лайтмана из сериала Lie to Me.
В идеальном мире «Клондайк» был бы полноценным германовским материалом: если взять постановщика получше, сделать главных героев чуть поуродливей и оставить общую атмосферу жестокости, грязи и предательства, вполне могло бы получиться нечто, по смелости замысла сопоставимое с «Трудно быть богом». Сделав Аляску местом, где смертельную угрозу несут не ландшафты, а люди, сериал также невольно перекликается с модной после True Detective темой темной стороны человеческой души. Ни одного из не доживших до конца героев в «Клондайке», впрочем, не жаль — история персонажей, большинство из которых готовы умереть в попытках найти хоть грамм золота, заведомо не оставляет места для сочувствия.
Автор: Тимофей Становой.
Источник фото: кадры из сериала