Защита кинорынка – пустые залы или надежда российского кино?
03.07.2014 21:01
ИСТОРИИ КОТОРЫЕ ПРИШЛИ.

Протекционизм. Зло или добро? Уверен, на этот счёт есть две прямо противоположные точки зрения. Сторонники говорят о том, что защитные меры будут способствовать росту в тех областях, в которых бизнесу или обществу сложно конкурировать с куда более развитым Западом. Противники возражают опасением ещё большего отставания и стагнации без свободной конкуренции, утверждая, что без жёсткой борьбы всё равно ничего не получится. Конкуренция стимулирует и заставляет повышать эффективность. Придумывать что-то новое и повышать качество. Это весьма очевидно. Ведь если производитель, не важно чего, будет знать, что у потребителя нет выбора и в любом случае придётся брать то, что дают, это никаким образом не вызовет у него желания повышать качество продукции. Зачем? Ведь всегда можно можно попросить очередных дотаций у государства. Протекционизм делает вас слабыми и избалованными. Лишает чувства реальности.
В начале 2014 года вновь возникли разговоры о том, что российской киноиндустрии необходимо квотирование. Ссылаясь на зарубежный опыт, прежде всего Франции, чиновники и кинодеятели заговорили о том, что российское кино просто не доходит до зрителя по причине нежелания киносетей предоставлять им экраны. Как следствие у режиссёров и инвесторов нет желание снимать свои киношедевры. Обратимся к статистике, которую можно найти на сайте kinopoisk.ru. Из ста самых кассовых фильмов 2013 года российских всего 17. Но зато, на первом месте, по кассовым сборам с результатом 1 669 275 210 рублей, гордо расположился фильм Фёдора Бондарчука «Сталинград». Фильм уже окупился почти в два раза и это без учёта выручки от цифровых продаж и продаж DVD, и будущих прав на телепоказ. Кстати, есть предположение, что на телевидении этот фильм будет показан в расширенной версии в виде телесериала. В число 17 российских фильмов – лидеров кинопроката 2013 года помимо «Сталинграда» вошли: «Легенда №17» (сборы 922 932 310 рублей), «Горько!» (809 554 552) – фильм очень хорошо окупился. Его бюджет был всего 1 500 000 долларов. «Ёлки-3» (368 572 306 рублей), «Метро», «Что творят мужчины?», «Билет в Вегас», «Дублёр» и другие.
Обращает на себя внимание тот факт, что все фильмы либо окупились, либо принесли очень серьёзный доход. Но, конечно, никаких киношедевров из серии «кино для киноманов» в списке нет. Все фильмы по большей части «гы-гы-гы – комедии». Однако опыт «Сталинграда» показал, что патриотическое кино о войне может собирать в России больше денег, чем западные блокбастеры с бюджетами в сотни миллионов долларов. И вот на этом фоне опять возник вопрос о квотировании российских фильмов. Пока Министерство культуры не озвучивало конкретных предложений относительно цифр. Хочется надеяться, что больше 20% предлагать не будут.
Однако, что это означает? Всем кинотеатрам в России придётся выделять 20 % времени только на российские фильмы. Как показывает статистика, процент российского кино постепенно растёт и мы можем говорить о цифре примерно в 18 % от общего кинопоказа. В этом году с учётом успеха «Сталинграда» цифра будет явно больше. На этом фоне квота в 20 процентов выглядит вполне оправданной.
Однако, что если министерство предложит, скажем, 30 процентов? Поможет ли это российскому кино встретиться со зрителями? И что за кино это будет? Защитники протекционизма вспоминают про Китай. Но ведь там квоты стоят на защите вовсе не местной киноиндустрии, а незыблемых идеологических рубежей Китайской Коммунистической Партии. Есть опасения, что и у нас квотирование будет играть прежде всего идеологическую функцию.
Уже сейчас многие фильмы, в том числе лауреаты престижных мировых кинофестивалей, могут испытывать проблемы с получением прокатного удостоверения по тем или иным, чаще всего моральным, причинам. Хотя, в тоже самое время, к примеру, в российском прокате совершенно спокойно идёт фильм «Джек Райан – теория хаоса», в котором агент ЦРУ вступает в смертельную схватку с российским олигархом, близким к правительству России. А всё потому, что США против какого-то очередного российского нефте- или газо- провода. Этот фильм возглавил российский прокат по кассовым сборам на прошлой неделе. На ситуацию отреагировал популярный российский писатель и общественный деятель Сергей Минаев, который
Но и российская киноиндустрия не дремлет. К Олимпиаде снято сразу несколько агит-фильмов, призванных повысить патриотические чувства у населения. Скоро в прокате «Чемпионы» и «В спорте только девушки». А в кинотеатрах перед фильмами идут анонсы, призывающие смотреть российское кино. Но ведь, как известно, насильно мил не будешь. И либо отечественным режиссёрам придётся снимать востребованное кино, либо кинотеатры будут показывать их творчество пустому залу, выполняя министерское предписание о квотировании.
Да, можно снять «Сталинград» и стать триумфатором, а можно показать «Утомлённые солнцем-2 Цитадель» и оказаться в центре грандиозного кассового фиаско. Этот фильм Никиты Михалкова при бюджете в 45 000 000 долларов по данным kinopoisk.ru собрал в прокате всего 1 521 195 долларов. На Западе после такого краха режиссёру требуется очень много усилий, чтобы вернуть доверие киностудий. Тут, кстати, встаёт ещё и вопрос бюджетных денег, выделенных на этот фильм и эффективности их использования.
Есть ощущение, что предполагаемые защитные меры, вкупе с бюджетными грантами на кинопроизводство, не дойдут до действительно креативных режиссёров, которые хотят снимать не массовое кино, не «гы-гы-гы-комедии». У них, как не было преференций, так и не будет. Более того, учитывая государственный спрос на патриотизм, возникает соблазн просто «освоить» выделенный бюджет без заинтересованности в результате. А в этом случае результат должен быть один – хорошие кассовые сборы.
Ведь если вам создают тепличные условия, вы должны демонстрировать бурный рост. Но, что-то мне подсказывает, что в России все заградительные меры приводят только к ещё большему разложению и стагнации. Протекционизм хорош только до тех пор, пока не стало очевидным, что индустрия стоит на ногах и готова к конкуренции. Уже сейчас понятно, что российский кинематограф способен на своей территории конкурировать с западным. Надо лишь угадать то, что хочет зритель.
Поэтому стоит ли вводить квоты на кинопоказ российских фильмов? Или просто надо сделать так, чтобы государственную поддержку получали действительно интересные сценарии и креативные режиссёры? Государственный рубль, вложенный в проект, должен принести прибыль, а не стать жертвой завышенного творческого самомнения.
КОММЕНТАРИИ
Чтоб писать комментарии авторизуйтесь или зарегистрируйтесь