Зарубежные и российские операторы о своих кумирах в операторском мастерстве
02.05.2015 23:07
ИСТОРИИ КОТОРЫЕ ПРИШЛИ.
Операторы «Повелителя бури», «Гладиатора», «Бумажного солдата» и «Сталинграда» — о кинокартинах и их операторах, которые вдохновляют и учат новому.
Бэрри Экройд («Повелитель бури») : о Крисе Менгесе
Документальные кадры Менгеса, на которых запечатлена продажа опиума в Бирме (в 1963 и 1972 годах). Когда он снимал документальный фильм в Гарлеме о последнем маршруте наркоторговца, он следовал за девушкой, которая продавала наркотики на улице. Так он пришел в особняк, в котором не было света, но камеру оператор не выключил. Он продолжил снимать, и в моем сознании возник удивительный образ. Нечто подобное я постарался воспроизвести в «Повелителе бури», где есть эпизод, в котором по сценарию герои исчезают в абсолютной темноте. Не «кинематографическая темнота», а настоящая.
Если вы можете создать образ-«ничто», который будет более впечатляющим, чем любой другой «нормальный» образ, вы действительно счастливчик. Когда я анализировал его работу в «Кесе» и взаимодействие с режиссером Кеном Лоучем, пришел к мысли, что и я могу добиться подобного, потому что я более или менее тот самый ребенок из «Кеса». Я тоже вырос на этом индустриальном фоне. Позже Менгес учил меня, и я помню его слова: "«Ты не должен гнаться за действием. Встань в правильное место и действие само придет к тебе».
Мэнди Уокер («Австралия») : о Роджере Дикинсе
Первый его фильм, который я посмотрел, — «Бартон Финк», я тогда подумал, что это было оригинальная совместная работа оператора и режиссеров. Благодаря атмосфере, цветовой палитре и композиции создан уникальный мир. Он не пытается произвести впечатление; не отвлекает тебя от истории быстрыми движениями камеры и световыми эффектами. Он снимает каждый фильм цельно.
Джон Мэтисон («Гладиатор») : о Харрисе Савидесе
Он начинал с музыкальных видео в то время, когда MTV было еще открыто идеям. Режиссеры, которые появились благодаря этому были людьми формации Дэвида Финчера. Савидес стыл одним из самых известных операторов этого времени. Он был очень искусен как «алхимик». <...> Он предпочитал затемнения, которые делали цвета яркими — что очень опасно, потому что с этим сложно справиться правильно. Он ушел делать необычные фильмы, много снимал с Гасом ван Сентом. Он много экспериментировал: например, говорил своим ассистентам унести пленку домой и подержать ее в печи. Затем они снимали, и результаты были потрясающими. Он также пионер в очень безопасном цифровом мире, в который все еще собираются. Иногда он убирает свет с лица, иногда снимает затемненными фигуры, но это неважно, потому что благодаря ему вы поймете его героев лучше, чем если бы кто-нибудь другой их снимал.
Эндрю Данн («Красота по-английски ») : о Хэскелле Уэкслере
Он работает в очень широком диапазоне. Я смотрел «Кто боится Вирджинии Вулф?» еще в юности. Это был один из первых опытов использования ручной камеры в Голливуде — он шел против системы и снимал так, как никто до него не делал. И работать с Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном было очень смело с его стороны. Тогда он получил свой первый приз Американской киноакадемии. Это был прилив энергии и жизни; он привнес что-то из стиля французской «новой волны» в Голливуд.
Эллен Кёрас («Вечное сияние чистого разума») : об Эммануэле Любецки
Один из первых фильмов, который ошеломил меня, — «Сонная лощина». Я села и подумала: «Это же живописные полотна» — в патине, по свету, по композиции. Он один из немногих операторов, который способны комбинировать живопись и кинематограф.
Дэнни Коэн («Король говорит!») : о Роберте Элсвите
Когда вы смотрите фильм, ваш мозг верит в то, что видит. Когда что-то происходит не так — например, окно находится слева, а свет идет справа, мозг шепчет: «Это не то». Фильмы, в которых нет таких дыр, редко встречаются, потому что всегда есть очень много деталей, который выходят из-под контроля, и самая большая дилемма — когда же остановиться делать чушь. Я помню, что когда смотрел «Майкла Клейтона», где работал Элсвит, подумал: «Здесь нет ничего, что бы не работало». Там есть один кадр с приборной панелью в автомобиле, невероятно простой кадр, но он и сегодня смотрится удивительно.
Джон де Борман («Больше, чем любовь») : о Крисе Менгесе
Как человек он очень простой и скромный. Его цветовая палитра и видение не имеют себе равных. Часто, когда смотришь его фильмы, находишь локации, которые трудно освещать, но все сделано так, что ты не понимаешь, откуда идет свет. Его работа — это совмещение сложности, стиля и вкуса. Он играет с силуэтами, освещением лица. Ему удается создать красоту, а именно это и есть цель каждого художника. Ему за 70, и он не перестает работать. В течение десятилетий он остается последовательным. Каждый фильм он снимает так, что сомнений не остается — будет красиво.
Шеймас Макгарви («Анна Каренина») : об Эммануэле Любецки
Любецки известен как «Чиво» (по-испански «козел»), и он действительно быстроног и ловок. У него всегда разный подход. В «Маленькой принцессе», «Дитя человеческое», «И твою маму тоже», его камера работает мягко, светящийся блеск: получаются буквально люминесцентные кадры. В других фильма, например «Другом свете» Малика, изображение более натуралистичных оттенков. Кино создается многими руками: чьи-то неловкие, у кого-то — в перчатках. Любецки принадлежит ко вторым. Мне очень нравятся легкомыслие и глубина в маликовском «Древе жизни». В нем Любецки раскрыл красоту естественного света, которую фиксирует глаз художника. Очень легко уничтожить красоту реального мира, когда съемочная команда приезжает на локацию. Но у Чиво сердце художника.<...>
Алишер Хамидходжаев («Бумажный солдат», «Все умрут, а я останусь») :«Начинающим и молодым операторам рекомендую смотреть фильмы, снятые кинооператорами Дмитрием Долининым и Павлом Лебешевым»
Константин Рассолов («Сын»)
О работе Урусевского в «Летят журавли»: «В этом фильме мы имеем дело с отличной работой со светом и ракурсами. Ну и конечно с немыслимой драматургией камеры. Думаю, Сергей Урусевский является иконой для многих коллег.
О работе Витторио Стораро в «Конформисте»: «Здесь кадры как ожившие картинки или фотографично замерзшее изображение»
Плюс Тимо Салминен в «Жизни богемы». «Думаю, фильмы, снятые этими операторами будут полезны как для новичков, так и для окрепших в индустрии. Да и вообще, смотреть хорошее кино — это благо. Во все времена операторы обменивались опытом друг с другом путем просмотра лент друг друга».
Максим Осадчий («Сталинград», «9 рота»): «Из русского и советского кино каждому начинающему оператору стоит посмотреть фильм Никиты Михалкова „Раба любви“, „Андрей Рублев“ и „Сталкер“ Андрея Тарковского, „Проверку на дорогах“ Алексея Германа. Из зарубежного современного кино надо смотреть „Грань будущего“, „Интерстеллар“, „Август“ и „Загадочная история Бенджамина Баттона“».