На самом деле, конечно, она сделала двойную мастэктомию, чтобы снизить риск развития рака груди – а риск в ее случае есть.
Но многие, особенно в первый момент, восприняли это именно так: слово «удалила» поразило воображение.
Подобную операцию делали и до Джоли, в том числе и публичные люди (например, жена Оззи Осборна не скрывала, что сделала мастэктомию «для профилактики»).
Однако обсудить Анджелину – удовольствие, в котором публика себе никогда не отказывала.
Состоялись торжественные виртуальные похороны удалённой груди.
Грудь Джоли «до» ничем не отличается от груди «после», но – «мир никогда больше не будет прежним»,
как со значением написал кто-то в твиттере; а кто-то злой заметил, что Джоли вскоре удалит себе мозг, поскольку бывает и рак мозга.
Если уж одна нога Анджелины, в прошлом году выставленная ею на «Оскаре»,
вызвала массовые волнения и породила множество дурацких, но смешных «фотожаб» и стала интернет-мемом,
то ухватиться за удаленную грудь – точнее, сразу за две груди, – сам бог велел, хотя он как раз и не велел.
Дело в том, что Анджелина Джоли – явление уникальное: она одновременно и секс-символ, и современная святая. Одна из красивейших женщин мира (кто скажет, что это не так, пусть первый бросит в меня Джоли), благотворительница, кинодива, пропагандист и агитатор, многодетная мать и публичная фигура с хорошей фигурой. Святости в ней чем дальше, тем больше, она даже исхудала до состояния Махатмы Ганди, и когда люди насмешничают, говоря – мощи, мощи! – зрят в корень: мощи бывают только у святых. Неспроста появилась интернет-утка о Джоли и Путине по поводу «закона Димы Яковлева»: можно было легко поверить, что Джоли действительно попросила Путина не запрещать американцам усыновлять российских детей.
Между прочим, сюжет с грудью напомнил мне о Святой Агате, которой назначили престранное мученичество. Как раз удаление груди. В разных версиях ее истории Агате грудь отрезали, вырывали раскаленными щипцами, стягивали веревками, но результат был один, и он был ужасен.
Кинематограф всегда занимался членовредительством много и охотно. Он проделывал с человеком все.
Резал вдоль, резал поперек, вскрывал голову. Одним только отрубленным пальцам несть числа.
В основном их отрубали, чтобы снять кольца, но и в порядке пытки, и просто на спор, как в «Четырех комнатах».
В «Апокалипсисе сегодня» сумасшедший герой Брандо рассказывал о горе отрубленных детских ручек.
Взрослые частенько отпиливали себе руки сами – Ганнибал Лектер в «Ганнибале», маньяк в «Побеге», альпинист из фильма «127 часов», – чтобы выбраться из западни.
Или чтобы выбраться из психологической западни, как в фильме «Бобер»
(бобер так присосался к руке, что проще оказалось отрезать руку):
Это дела самые обычные.
Но если бы только это!
Киногерои мужественно расставались даже с членами.
В лучшем смысле этого слова. Осуществляя самооскопление.
Наиболее красочный пример – из далеких семидесятых, когда персонаж Жерара Депардье в фильме Марко Феррери «Последняя женщина» отрезал себе член электрическим ножом-хлеборезкой.
Причем были и крупный план члена Депардье до отрезания, и крупный план члена после (а Кадыров-то не знает, кому квартиру подарил).
Из относительно недавнего – в фильме «Как малые дети» вышедший из тюрьмы педофил решил избавить от себя общество,
а себя от злополучного органа. Тут уже, конечно, никаких крупных планов не было, только окровавленные трусы, чай не семидесятые.
В «Елене в ящике» Дженнифер Линч нехороший человек лишил возлюбленную рук и ног.
Заметьте, покуситься на грудь ему даже не пришло в голову.
Единственный известный мне случай, когда авторы очень плохо поступили с женской грудью не по медицинским показаниям,
а от души – фильм Джон Хьюстона 1967 года «Блики в золотом глазу».
Это кино экстремальное, патологическое.
Женщина, несколько помешавшись после смерти ребенка, отрезала себе соски ножницами (по счастью, за кадром).
В наше время произошел аналогичный случай в «Антихристе» Триера.
Здесь женщина после смерти ребенка помешалась изрядно, и ножницами она отрезала себе клитор. Потому, что это Триер.
К чему я, собственно?
К тому, что кино жестоко.
Но женскую грудь старались не трогать.
Казалось бы – всего лишь сиськи, но нет: это предмет почти сакральный.
Он хотя и фигурирует в каждом втором фильме, и голой грудью давно никого не удивить, кинематографисты исключительно редко подвергают эту часть женского тела болезненным манипуляциям.
Даже о раке груди разговоры были очень осторожные и очень издалека, без натурализма, без деталей.
Рак, должно быть, лишает эту самую грудь эротической привлекательности.
Или рак – или грудь. Не смешивать, не взбалтывать. Невозможно поклоняться злокачественной опухоли и метастазам.
Редкий фильм, в котором рак груди более или менее убедительно ужился с эротизмом – «Элегия»;
герой Бена Кингсли сходил с ума именно от груди героини Пенелопы Крус, и именно с грудью ей пришлось в итоге расстаться.
Перед операцией девушка попросила о фотосессии.
Не столько для себя, сколько для нее. Для груди.
Это была тоже эротика, но немножко инфернальная.
В какой-то момент поступил отчетливый соцзаказ.
Рак стал одолевать героинь сериалов, поскольку телевидению проще достучаться до мозгов, и не так затратно.
В «Южном парке» появилась серия «Шоу о раке груди».
В шестом сезоне культового «Секса в большом городе» им заболела Саманта,
белокурая бестия легкого сексуального поведения, которую играла Ким Кэттролл.
Интересно, что в реальности рак груди был у актрисы этого сериала Синтии Никсон,
но она публично рассказала об этом только после излечения.
В «Сексе в большом городе» прицельные разговоры о раке были естественны:
этот сериал претендовал на называние вещей своими именами, «откровенно обо всем» и так далее;
он был гипертрофированно женский.
Поэтому в куда более эпатажном «Сексе в другом городе» («Слово на букву Л»),
посвященном лесбийским отношениям, без рака груди обойтись было тем более невозможно: он был женским в квадрате.
Рак у одной из героинь
«Слова на букву Л» принёс реальные плоды: анонимная зрительница под впечатлением передала миллион долларов в соответствующий фонд.
Из последних новостей о кинораке киногруди: Кейт Бланшетт собирается сняться в фильме по автобиографической книге комиксов Марисы Марчетто «Рак: правдивая история»:
Большинство фильмов о смертельных болезнях рассчитаны на аудиторию самую широкую и глубокую.
Рак груди в кино рассчитан в основном на аудиторию целевую: на женщин.
И пока нет ни одного фильма, в котором женщина начала бы бороться с этим видом рака до его диагностирования.
То есть массовое сознание просто не привыкло.
Операция Джоли была воспринята людьми с некоторой оторопью, которая потом у кого-то переросла в ещё большую оторопь, а у кого-то в восхищение. Прекрасную грудь, на которую так долго смотрели большевики, она вдруг свела к потенциально больному органу, возможному источнику опасности.
Если бы она сделала обыкновенную пластику, она подтвердила бы свой статус секс-символа,
озабоченного тем, чтобы оставаться в этом статусе подольше.
Но борьба с раком, которого ещё нет, вызывает у публики смешанные чувства.
Кстати, я уверена, что когда Джоли через несколько лет удалит яичники,
резонанс будет не меньший, хотя никто эти ее яичники в глаза, извините, не видел.
Зато ее нынешняя мастэктомия наверняка будет признана самым естественным явлением даже теми, кто говорит об удалении мозгов.