
Библейский блокбастер — жанр странный и скользкий: снимая его, ты либо уйдешь в банальность, либо вызовешь гнев масс и будешь запрещен по всему миру. Даррен Аранофски бесстрашно взялся за это непростое дело. Для этого режиссера всегда было свойственно выбирать сюжеты, балансирующие на грани эпоса и пошлости, и вдыхать в них жизнь различными хитроумными методами, будь то монтаж на диких скоростях, грохочущие скрипки Клинта Марселя за кадром, съемки в чашке Петри. Чтобы разбавить тяжеловесную поступь ветхозаветной истории в «Ное» Аранофски, как Музычко в прокуратуре, демонстрирует весь свой киношный арсенал (кроме, наверное, чашки Петри, большая часть фильма явно нарисована на компьютере). Помните, как в «Реквиеме по мечте» процесс приготовления дозы пролетал перед глазами в стремительной нашинковке кадров? В «Ное» в аналогичной манере за полминуты Аранофски показал, как бог создал мир, и это, несомненно, один из самых впечатляющих моментов в истории кино. Фирменные приемы режиссера органично смешались с прелестями крупнобюджетных постановок: тут и огромные массовки, и толпы животных, и все радости жизни.

Ветхозаветный сюжет создатели фильма слегка изменили в угоду драматизму и зрелищности. В оригинале у всех сыновей были жены, в фильме оставили одну. Добавили добрых каменных великанов, помогающих Ною, а также антигероя — грубого и жестокого правителя Каинового племени, намеревающегося проникнуть на ковчег зайцем. И сам Ной тут не просто исполнитель божьей воли, а человек, начинающий чувствовать себя богом. Из простого хозяйственника он постепенно превращается в заросшего щетиной психопата, мечущегося с ножом в руке и божьим словом в голове, готового порешить всех вокруг, в том числе и своих детей. Неожиданным образом этот библейский блокбастер рифмуется с последним фильмом Алексея Германа «Трудно быть богом»

Несмотря на все эти отхождения от библейского канона, сильных нареканий со стороны обидчивого христианского общества фильм не вызвал (другое дело, что его запретили к показу в Индонезии из-за несоответствия Корану).

К сожалению, дистанцию он выдерживает не до конца. Добрые две трети этого продолжительного (два часа и 20 минут) действа мы пребываем в напряжении, считываем многочисленные символы и отсылки, восхищаемся красивейшими съемками, отмахиваемся от летающих прямо перед носом птичек (чудеса 3D на экране «Синема Парк»). Но потом, после посадки на ковчег, все это великолепие как-то испаряется, и остаток фильма мы уже доживаем по инерции, поглядывая на часы в ожидании, когда этот клубок сюжетных нитей, наконец, развяжется. Но такому изобретательному и небанальному фильму по мотивам Книги бытия можно простить эту затянутость.

Еще 7 фильмов, основанных на библейской тематике
«Страсти Христовы» (Мэл Гибсон, 2004)

Последние двенадцать часов земной жизни Иисуса Христа уложились в два часа самого бескомпромиссного, жестокого и истинного кино нашего века. Широкие массы остались в ужасе, но мы-то знаем, что это самый сильный и убедительный фильм на данную тематику.
«Кво Вадис» (Ежи Кавалерович, 2001)

В этом эпическом пеплуме, имеющем статус самого мощного и дорогого польского фильма всех времен, повествуется о трагедии первых христиан. На дворе – шестидесятые годы нашего века, на троне — жестокий император Нерон, а главный герой — римский аристократ, влюбляется в заложницу христианку. В программе — сжигание Рима, съедение львами детей на гладиаторской арене, трагичная история любви и многое другое.
«Последнее искушение Христа» (Мартин Скорсезе, 1988)

В одной из своих самых значительных кинолент Мартин Скорсезе подробно исследовал двойственную природу Христа — Богочеловека. Фильм навлек на себя шквал критики со стороны верующих всего мира, не завоевал значимых наград и провалился в прокате, но впоследствии приобрел статус эпического шедевра и настоящей классики кино.
«Декалог» (Кшиштоф Кесьлёвский, 1989)

Сейчас «Декалог» назвали бы мини-сериалом: это цикл из десяти часовых новелл от классика польского артхауса. Каждая из новелл основана на библейской заповеди: не сотвори себе кумира, не поминай имя Господа всуе и так далее. Истории получились очень разнообразными и жизненными: тут и убийства, и врачебные драмы, и проблемы молодых матерей, и много чего еще.
«Эван Всемогущий» (Том Шэдьяк, 2007)

«Ной» Аранофски стал неожиданным родственником этой дурацкой комедии: к конгрессмену Эвану приходит бог в обличии Моргана Фримана и велит ему немедленно приступать к строительству ковчега ввиду близящегося всемирного потопа. Имевший на момент выпуска статус «самой дорогой комедии в истории кино», фильм получился как минимум небезынтересным, да и выход животных тут в чем-то даже более впечатляющий, чем в новой постановке.
«Семь» (Дэфид Финчер, 1995)

В своем втором и по-прежнему самом лучшем фильме Дэвид Финчер создал образ маньяка Джона Доу, карающего людей в соответствии с прописанными в Библии семью смертными грехами. Чтобы поймать его, детективы все больше и больше штудируют священное писание и труды Данте, а фильм из стильного детектива в стиле нуар превращается в настоящую притчу.
«Самый главный босс» (Ларс фон Триер, 2007)

Ни один из наших текстов не обходится без упоминания датского киногения, не обойдется и этот. В своем самом дешевом и на первый взгляд незатейливом фильме, выдержанном в жанре офисной комедии, Триер рисует точную картину творца и его паствы: в персонажах угадываются и Магдалина, и оставленный богом Иов, и сам Господь.