Визуальные эффекты: закат империи аттракционов?
08.07.2014 19:19
ИСТОРИИ КОТОРЫЕ ПРИШЛИ.
![](http://www.morphing.ru/images/part04/VFX006.jpg)
За последние несколько лет количество провалов так называемых «кассовых» картин значительно возросло. Конечно, и раньше картины проваливались в прокате (это вполне естественное явление). Однако, обычно, провалы были связаны с различными причинами. Теперь же просматривается довольно отчетливая тенденция: наличие обильных визуальных эффектов больше не является гарантией успеха фильма.
В приведенной ниже таблице приведены провалы только наиболее дорогостоящих фильмов.
[TABLE][TR][TD]
ФИЛЬМ
[/TD][TD]
БЮДЖЕТ
[/TD][TD]
СБОРЫ[/TD][/TR][TR][TD]2011[/TD][/TR][TR][TD]
Тайна красной планеты
[/TD][TD]
$175 млн.
[/TD][TD]
$39 млн. [/TD][/TR][TR][TD]
2012[/TD][/TR][TR][TD]
Облачный атлас
[/TD][TD]
$100 млн.
[/TD][TD]
$65,7 млн. [/TD][/TR][TR][TD]
Судья Дредд 3D
[/TD][TD]
$50 млн.
[/TD][TD]
$30,9 млн. [/TD][/TR][TR][TD]
Джон Картер
[/TD][TD]
$350 млн.
[/TD][TD]
$283 млн. [/TD][/TR][TR][TD]
2013 [/TD][/TR][TR][TD]
Игра Эндера
[/TD][TD]
$110 млн.
[/TD][TD]
$88,4 млн. [/TD][/TR][TR][TD]
Джек — покоритель великанов
[/TD][TD]
$195 млн.
[/TD][TD]
$197,7 млн. [/TD][/TR][TR][TD]
Неудержимый
[/TD][TD]
$55 млн.
[/TD][TD]
$13,6 млн. [/TD][/TR][TR][TD]
Призрачный патруль
[/TD][TD]
$130 млн.
[/TD][TD]
$78,3 млн.[/TD][/TR][TR][TD]
Одинокий рейнджер
[/TD][TD]
$250 млн.
[/TD][TD]
$260,5 млн.[/TD][/TR][/TABLE]
![](http://www.morphing.ru/images/part04/VFX001.jpg)
Кадр из фильма «Джон Картер», одного из самых громких провалов песледних лет.
Причины этой ситуации, по всей видимости, кроятся в том, что зритель устал от фильмов, в которых недостатки истории маскируется наличием визуальных эффектов. Зритель снова хочет интересных историй.
Но значит ли это, что визуальные эффекты отжили свое и их пора выбросить на свалку?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к истории кинематографа, а вместе с тем и к истории манипуляций киноизображением.
Первый кинотрюк был создан Жоржем Мельесом в 1896 году, через год после официальной даты рождения технологии записи движущихся изображений, называемой «киносъемка». Строго говоря кинематограф как искусство на тот момент еще не существовал.
Манипуляции с киноизображением впоследствии получили название «комбинированные съемки».
Историю комбинированных съемок принято делить на три этапа:
![](http://www.morphing.ru/images/part04/VFX002.jpg)
Кадр из фильма Жоржа Мельеса «Исчезновение дамы в театре Робера Удена»
1896 - 1910-е - этап манипуляций камерой.
На этом этапе для достижения того или иного визуального эффекта использовались только свойства камеры.
![](http://www.morphing.ru/images/part04/VFX003.jpg)
Кадр из фильма «Новый Гулливер», реж. А. Птушко, 1935
1910-е - 1970-е - этап комбинированных съемок. Комбинированные съемки еще можно было бы назвать натурными эффектами. Для их создания стали использовать не только возможности камеры, но и строить всевозможные приспособления.
![](http://www.morphing.ru/images/part04/VFX004.jpg)
Первый цифровой персонаж. Кадр из фильма «Молодой Шерлок Холмс», реж. Б. Левинсон, 1985
1970-е - по настоящее время - цифровые визуальные эффекты, в основе которых лежит использование цифровых технологий.
Однако, появление цифровых технологий в кинематографе не означает, что от остальных приемов следует отказаться. Наоборот, совместное использование натурных и цифровых эффектов часто дает результаты, которых невозможно добиться по отдельности. Отсюда вытекает, что существует два типа эффектов: гламурные и цифровые.
Если собрать вместе все эффекты, когда-либо появлявшиеся в истории кино, мы увидим, что этот список невелик.
![](http://www.morphing.ru/images/part04/VFX005.jpg)
Строительство макета для фильма «Начало», реж. К.Нолан, 2010
Натурные эффекты, использующиеся в настоящее время:
Спецгрим - грим, применение которого приводит к появлению персонажа, в облике которого невозможно увидеть актера, например, «Тутси».
Муляж - муляжи часто используются в кино для создания различных неподвижных или мертвых персонажей, как фантастических (инопланетяне, животные), так и реальных (погибшие солдаты, трупы).
Макет - макеты распространены там, где необходимо создавать сложные архитектурные сооружения или природные объекты, например, гигантские статуи в первой части трилогии «Властелин колец».
Аниматроника - персонажи или объекты являющиеся роботами или дистанционно управляемые оператором.
Пиротехника - пиротехника, в силу того, что ее использование связано с опасностью, обычно выделяется в самостоятельную профессию, но, по своей сути, она является всего лишь одной из технологий натурных эффектов.
Атмосферные явления - имитация дождя, снега и других проявлений природы, обычно необходимы, когда, например, летом необходимо снять зимнюю сцену.
![](http://www.morphing.ru/images/part04/VFX006.jpg)
Цифровой костюм для героя фильма «Железный человек 3», реж. Ш. Блэк, 2013
Цифровые эффекты включают в себя:
Маттипейнт - добавление, удаление или замена объектов в кадре. В натурных эффектах раньше использовалась технология дорисовки на стекле, установленном перед камерой.
Трехмерная графика - генерация всевозможных объектов или персонажей, как статичных, так и анимированнных, от гигантских пространств инопланетного каньена в фильме «Звездные войны. Скрытая угроза», до цифровых версий главных героев в фильме «Матрица».
Морфинг - плавное превращение одного объекта в другой, такое как трансформации поющих людей в клипе «Черное и белое» Майкла Джексона.
Кроме того, в состав цифровых эффектов входит ряд несколько технологий, имеющих техническое назначение, таких как:
Ротоскопинг - создание масок в кадре.
Трекинг - восстановление данных о движении камеры на основе отснятого киноматериала.
Хромакей, люмокей - выделение объекта из изображения на основе данных о цвете или яркости.
Как мы видим набор довольно невелик, но его с лихвой хватает, чтобы решить практически любые творческие задачи, касающиеся изменения изображения.
Говоря о модификации изображения необходимо затронуть еще одну тему.
Эффекты по своей природе делятся на два типа: скрытые и явные.
Из названия понятно, что одни из них зритель увидеть не должен, в то время как другие предназначены именно для того, чтобы их заметили.
Явные визуальные эффекты в фильме «Матрица»
![](http://www.morphing.ru/images/part04/VFX008.jpg)
Когда зрители или критики говорят о том, что фильм перенасыщен эффектами, они обычно подразумевают именно явные эффекты,
так как скрытые эффекты при просмотре фильма они идентифицировать не могут.
![](http://www.morphing.ru/images/part04/VFX007.jpg)
Скрытые визуальные эффекты в фильме «Улица Джека Потрошителя»
В австралийском фильме «Тарелка» буквально каждый кадр был изменен средствами визуальных эффектов, однако зритель при просмотре картины об этом не догадывался, так как задача эффектов состояла в том, чтобы во всех кадрах было яркое солнечное небо, хотя во время съемок могла быть пасмурная погода.
После появления в начале двадцатого века первых комбинированных кадров интерес к новым изобразительным возможностям кинематографа резко возрос, породив феномен, который Эйзенштейн назвал «монтажом аттракционов». Наступила эра трюкового кино. Гарольд Ллойд, Бастер Китон и многие другие актеры, а скорее актеры-каскадеры заполонили киноэкраны трюковыми фильмами. Единственная цель этих фильмов состояла в том, чтобы удивлять зрителя головокружительными трюками.
Однако, со временем зритель пресытился аттракционами и трюковое кино отошло на второй план, заняв свою нишу. Но его бурное развитие не прошло даром для кинематографа. Приемы и технологии, появившиеся при создании трюковых фильмов, прочно вошли в арсенал мирового кинематографа и предоставили свои возможности для реализации самых смелых кинозадач. Трудно представить хотя бы один военный или исторический или фантастический фильм без этих возможностей.
Цифровые эффекты на время стали самоцелью, как в начале двадцатого века стали самоцелью комбинированные съемки. Но эффекты есть инструмент, а никак не самоцель.
С момента возникновения цели использования эффектов не менялись: история, персонаж и пространство. Человек всегда хотел преодолеть ограничения, создаваемые законами реального мира. И где, как не в кино, пускай мысленно, пусть «понарошку», зритель может ощутить это преодоление. Само появление визуальных эффектов и есть материализация этого преодоления.
Ни один фильм, чьи постеры тут приведены, не смог бы появиться без визуальных эффектов.
![](http://www.morphing.ru/images/part04/VFX009.jpg)
Постеры фильмов «Кто подставил кролика Роджера», «Матрица» и «Четвероногий малыш»
В фильме «Кто подставил кролика Роджера» вместе сосуществуют реальные люди и вымышленные герои мультфильмов. Герои фильма «Матрица» свободно перемещаются между двумя мирами, реальным и вымышленным. А герой фильма «Четвероногий малыш» вообще не человек.
Но средства визуальных эффектов помогают создать из него реального героя, наделяют его человеческими чувствами и заставляют зрителя не только переживать за него, но и отождествлять себя с ним... с поросенком.
Между фильмами, кадры из которых приведены ниже, прошло ровно семьдесят лет. Но, как мы видим, и в одном (слева - “Звездные войны”, 2005) и в другом (справа - Новый гулливер”, 1935) фильмах эффекты решают одну и ту же задачу. И там и там они ответственны за создание мира, в котором протекают события фильма.
![](http://www.morphing.ru/images/part04/VFX011.jpg)
Визуальные эффекты и пространство фильма
История киноперсонажа старше истории кинематографа. И на протяжении всех этих лет в битве за облик героя и его возможности принимали участие далеко не всегда одни только актеры.
![](http://www.morphing.ru/images/part04/VFX010.jpg)
Визуальные эффекты и персонаж
Между этими двумя фильмами прошло 99 лет. Слева кадр из фильма “Тихоокеанский рубеж”, 2013, справа - из фильма “Завоевание севера”, 1912. Но их объединяет одно общее свойство, в обоих фильмах присутствуют персонажи, созданные без участия актеров.
Современный уровень визуальных эффектов позволяет обмануть восприятие зрителя, демонстрируя ему абсолютно невозможный, но также абсолютно убедительный мир. Зритель видит фантастических персонажей и принимает их существование возможным. Даже последние попытки создания в качестве главных героев цифровых копий реальных людей оказались весьма успешными.
![](http://www.morphing.ru/images/part04/VFX012.jpg)
Цифровая реконструкция актрисы Одри Хепберн студией FrameStore
Фильм «Загадочная история Бенджамена Баттона» показал, что даже на крупном плане зритель может не заметить подмены реального актера на его цифровую копию.
![](http://www.morphing.ru/images/part04/VFX013.jpg)
Это загримированный реальный актер или его цифровой двойник?
«Загадочнаяная история Бенджамена Баттона», реж. Д.Финчер, 2008
Все перечисленные достижения говорят о том, что в руках кинематографистов находится мощный инструмент.
Но инструмент всегда будет оставаться инструментом. И не надо от него требовать большего.