«"/
Личный кабинет
Личный кабинет
Ваш логин
Пароль
Забыли пароль?
Войти через аккаунт в соц. сетях
Вы можете завести учетную запись на проекте с помощью вашего аккаунта в социальной сети нажав на иконку ниже.
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрационная информация
Логин (мин. 3 символа)*
Email*
Является логином при входе на сайт
Пароль*
Не менее 6 символов
Подтверждение пароля*
Личная информация
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Номер телефона*
Для смс с кодом подтверждения регистрации.
Указывать в формате +79991112233

*Поля, обязательные для заполнения.

EN ES CH
Сдавай всё для нужд кино! 
Квартиры, дома и офисы - в почасовую аренду
без покидания территории! 

«У меня есть абсолютное ощущение большой опасности» Карен Шахназаров.


Карен Шахназаров, режиссер, сценарист и директор «Мосфильма», который был почетным гостем фестиваля в Швейцарии, – о том, что привлекает западного зрителя в русском кино, и об ощущении большой опасности, которое не покидает режиссера.


– К ак события вокруг Украины повлияли на отношение европейцев к нашему кино?
– Сегодня, как ни странно, в связи со всеми событиями Россия стала еще более популярна, она всех интересует. Так мир устроен.

– То есть это негативная популярность?
– Что значит негативная? В советское время тоже была негативная, а на наше кино шли и смотрели его, потому что это сверхдержава, людям же интересно. Понятно, что есть непальское кино, но, условно говоря, от него ничего не зависит. Поэтому русское кино сегодня, может быть, и не заслуживая этого, привлекательно для западного зрителя с точки зрения интереса к стране.

– Организаторы фестиваля «KINO. Фильмы из России и не только» второй год подряд представляют швейцарскому зрителю постсоветское пространство: русские, украинские, армянские, грузинские, прибалтийские фильмы. Эта идея вам кажется правильной?

– Мне кажется, что фестивалю сегодня имеет смысл больше сосредоточиться на российском кино. Я думаю, что идея постсоветского пространства работает внутри России, а в Европе – не знаю. Многие же не понимают этих нюансов, люди начинают путаться, они не понимают, что это за кино такое – постсоветское.

– То есть как единое культурное пространство это уже не воспринимается?
– Я думаю, что сегодня – нет. Оно есть, скажем, в рамках русскоязычного кино, но для фестиваля важна единая идея, чтобы люди понимали, куда они приходят и что будут смотреть. На русское кино идут.

– Что мешает снимать больше достойных фильмов в России?
– Когда мы говорим о проблемах русского кино, надо понимать, что те же проблемы есть практически во всех кинематографиях Европы. Может быть, во Франции сейчас более-менее хорошая ситуация, а в Италии, Испании – очень тяжелая.В России однозначно просто делается мало кино. В прошлом году снято порядка 70 фильмов, это очень мало. В России гораздо мощнее развивается телеиндустрия.

– А проблема качества того, что снимают у нас, существует?
– Если ты делаешь 300 картин, то всегда есть 30–40 достойных фильмов. Если ты делаешь 70 картин, то сами понимаете. Поэтому я думаю, что это прежде всего вопрос производства в России. У нас, в принципе, есть база, мощности, все есть.

– Чего нет – идей?
– Я не могу так сказать, потому что в русском кино есть довольно интересные картины. Не могу сказать, что в русском кино идей меньше, чем, допустим, в немецком.

– Ваш фильм «Белый тигр» о противостоянии советского и фашистского танкистов во время Второй мировой войны зрители понимают очень по-разному. А что вы хотели этим фильмом сказать? Нельзя же сказать, что это просто фильм про войну.
– Нет, конечно. В фильме довольно много тем. Если картина вызывает споры, разные трактовки, а так есть, то и хорошо. Значит, что-то мы сумели сделать, что цепляет зрителя.

– Но когда вы начинали над «Белым тигром» работать, очевидно, был некий базовый посыл.


– В художественном творчестве двигаешься довольно интуитивно. Если сразу формулируешь идею – это сразу видно. Я, во всяком случае, никогда так не работал, всегда в большой степени интуитивно. Конечно, у меня есть идеи, но нельзя сказать, что их можно однозначно сформулировать. Во-первых, идея неистребимости фашизма, что, к сожалению, мы наблюдаем сейчас. Идея неистребимости конфликта Европы и России, которая точно очень глубоко в нас, и мы опять это видим. Кстати, когда я делал картину, этого не было еще так заметно. Но сейчас уже очевидно. Это нельзя списать на «просто такая ситуация».С другой стороны, там есть мотив: война порождает чудовищ, но для того чтобы бороться с чудовищами, ты должен обладать сверхъестественным.

– Стать таким же чудовищем?
– В определенной степени, да. Кстати, как ни странно, картину очень многие купили в Европе.

– А в Германии как ее восприняли?
– В Германии она шла в прокате, вызывала довольно жаркие споры. Вся Европа купила, Америка купила. Хотя некоторые считают, что эта картина антизападная.

– А вы с этим спорите?
– Я никогда ничего не оспариваю. Каждый зритель, когда смотрит, создает тот фильм, который хочет видеть.

– Мы привыкли, что кинематограф должен отвечать вызовам времени. А сейчас почему-то нет ощущения, что наш кинематограф отвечает на актуальные вопросы. Или это неверное ощущение?


– Я не думаю, что кинематограф отвечает вызову времени. На мой взгляд, искусство вообще не может оценивать время, в котором оно существует.

– Но оно передает ощущения и ожидания людей. Вспомним перестройку, ваш «Курьер» давал чувство внутренней свободы. Это соответствовало ожиданиям, которые были в обществе.


– Я думаю, что как раз «Тигр» это ощущение создает. «Тигр» должен давать чувство опасности, которое в наше время однозначно присутствует. Мы не знаем, куда это все придет, но у меня есть абсолютное ощущение большой опасности. Потому что все, что я вижу своими глазами, на мой взгляд, очень печально закончится. Но мы не можем сказать, как и что, мы не можем прогнозировать. Мы просто можем передать чувство опасности или дискомфорта. Вот это кино может сделать.

– Когда вы подписывали письмо в поддержку политики Путина в Крыму, вы чем руководствовались?


– Скорее это был гражданский жест. Дело все в том, что я вырос в семье политиков и считаю, что в политике неплохо разбираюсь. Я с молодых лет наблюдаю, как это происходит. Меня никто не принуждал.

– Госзаказ пытается создать сегодня русскую идею в кино, но не очень успешно, кажется.


– Сейчас это вряд ли возможно. В советском кино тоже был госзаказ, но в советском обществе была и идея. Она может нравиться или не нравиться, но это была идея, которая окрашивала все. Поэтому и госзаказ порой вполне мог работать. В современном российском обществе пока не сложилось никакой идеи. В принципе, для чего существует российское общество? Чего оно хочет?

– А чего хочет, к примеру, швейцарское общество?


– Есть страны, которые не могут существовать без идеи. Россия не может. Америка не может. Это удел больших стран.

– Неужели нельзя снять хорошее кино, если нет такой идеи?
– Я думаю, что искусство невозможно без идеи. Отсутствие идей в искусстве – тоже идея. Это не значит, что вы смотрите кино и видите идею. Она подспудно присутствует.

– Российское артхаусное кино…
– Я вообще не понимаю, что такое артхаус. Есть искусство, есть не искусство. Для меня искусство – это все, где есть наличие некоего стиля. Поэтому я не понимаю, когда мне говорят, что артхаус – это обязательно должно быть скучно. По мне Гайдай – тоже искусство, потому что у Гайдая был стиль. В чем разница между художником очень хорошим и профессионалом? В том, что ты можешь отрезать титры и понять, кто это снимал. Это очень просто. У Гайдая, очевидно, был абсолютно уникальный стиль. И то, что он делал эксцентрические комедии, не значит, что он был менее художником, чем, допустим, Тарковский.У нас все свелось к тому, что артхаус – это должно быть скучно, занудно. Я этого не понимаю. Есть просто хорошее искусство и есть не искусство, а коммерческое кино, которое тоже может быть, кстати, хорошим.Я вам могу назвать фамилии выдающихся мастеров, у которых нет стиля. Спилберг, например. А у Тарантино есть стиль, потому что сразу видно, что это его фильм. Но Тарантино снимает то, что называется артхаусом. А Спилберг не снимает артхаус.

– Тем не менее есть российские фильмы, которые не выходят в прокат, но получают призы на международных фестивалях. И вот они часто показывают Россию довольно негативно. Это почему так?
– Дело все в том, что артхаусное кино сплошь ориентировано на западные фестивали. Там именно такой взгляд приветствуется. Поэтому художники порой делают кино под этот заказ.
К сожалению, я считаю, русское кино превратилось в абсолютно оторванное от зрителей. Оно абсолютно от зрителей не зависит, полностью финансируется государством. Поэтому у нас сериалы стали гораздо интереснее, чем кино. Сериалы ориентированы на зрителя, им нужен рейтинг, нужны деньги. Там много барахла, но есть гораздо более интересные вещи, чем в кино.

– Во Франции есть ограничения, связанные с прокатом американских лент, определенный процент французских должен присутствовать. У нас были такие идеи, но не реализовались.


– Во Франции нет никаких ограничений. Французская система хороша тем, что она очень умная, изощренная. У них, например, существует полный запрет рекламы кино на телевидении. Это очень хитрый ход, он направлен против американцев. Но американцы не могут сказать, что это нарушение рыночных правил, потому что никто не может показывать рекламу. Дело все в том, что американские компании могут позволить себе большие рекламные бюджеты, а французы не могут. Запретив рекламу кино на ТВ, французы фактически сделали шаг в пользу своих компаний. Хитроумный ход, к нему очень трудно придраться.В четверг на французском телевидении вообще запрещено показывать какое-либо кино, потому что в четверг выходят премьеры. У французов много таких очень хитрых ходов. Я много раз говорил, что надо нам у них все это взять.Если вы пройдете по Парижу, то увидите, что там из пяти картин в прокате четыре уже французские.

– То есть ваши рекомендации как эксперта – перенести французскую прокатную модель в Россию?


– Я двадцать лет говорю: «Перенесите французскую модель, примите законы». Но у нас свое лобби, крупные прокатные компании, которые существуют за счет американского кино. И депутаты, которые не хотят поссориться с телевидением, потому что потом надо будет в какой-нибудь программе выступить.

– Вы как директор «Мосфильма» обсуждаете с правительством эти вопросы?


– Я участвую во всех этих обсуждениях. То, что я вам говорю, я везде говорю. «Мосфильм» не получает бюджетных денег. Я, как говорится, 15 лет на рынке и уже стал чистым рыночником. Картины мои сделаны в основном без государственных средств. На «Белого тигра» мне отказали. «Палату номер 6» я вообще делал без господдержки.

– Вы сейчас что снимаете?


– Я как продюсер закончил съемки военной картины. Мне кажется, она неплохая. По повести Казакевича «Двое в степи». Есть такая военная повесть, на мой взгляд, замечательная. Фильм снял молодой режиссер, он у меня учился. Мы вроде бы окончательно решили, что картина будет называться «Дорога на Берлин». Может, еще в последний момент что-нибудь передумаем.

– Опять про войну?


– Война, но другая, чем в «Тигре». Она больше сделана в советской традиции. Картина очень человеческая, и в то же время это достаточно масштабное кино. Хотя бюджет не такой уж большой. Там Министерство культуры участвовало, но в основном «Мосфильм» вкладывается. Вложили процентов семьдесят всего бюджета.

Алексей ФИРСОВ, Алексей СЕРДИТОВ, фото Miguel Bueno


ИСТОЧНИК
Теги: кино, политика, Россия, США, режиссёр, персона, продюсер, Мир, Мосфильм, Карен Шахназаров

Возврат к списку


Кинотранспорт в аренду