Личный кабинет

«Твин Пикс»

19.05.2020 19:00










Продолжаем отмечать 30-летие великого «Твин Пикс».

В прошлый раз – с помощью Британского института кино – мы разбирались, как гениальная работа Линча повялила на телевидение. Сегодня с его же участием разберёмся, какие фильмы повлияли на сам «Твин Пикс» и стали для него источником вдохновения.

Послеполуденные сети (1943) Режиссёр – Майя Дерен

Послеполуденные сети (1943).jpg

Экспериментальный короткометражный фильм, сочинённый и снятый за $250 Майей Дерен (урождённая киевлянка Майя Деренковская), перевернул представление зрителей и критиков о кино. Её работа – один из ярчайших примеров того, как автор с неординарным видением смело отметает любые условности и вместо ожидаемого “завязка-развитие-кульминация-развязка” предлагает авангардное произведение, которое по форме похоже на стихотворение, а по содержанию – на странный сон. Годы спустя «Послеполуденные тени» попадут в число лент, внесённых на хранение в Библиотеку Конгресса США за своё культурное значение, а крупнейшие исследователи артхауса отметят картину как очевидный пример произведения, повлиявшего на Линча и его режиссёрский почерк.

Лора (1944) Режиссёр – Отто Преминджер

Лора (1944).jpg

Один из самых важных нуар-детективов в истории рождался в муках, сменил режиссёра и целых 5 сценаристов, но в итоге получил 5 номинаций на Оскар (взяв приз за операторскую работу), а в конце ’90-х – подобно «Послеполуденным теням» – попал на хранение в Библиотеку Конгресса и стал единственным (!) фильмом ’40-х, включённым Американским институтом кино в число лент с лучшим саундтреком. История картины посвящена расследованию смерти девушки по имени Лора – и это не единственная параллель имён и сюжета, которая роднит этот детектив с работой Линча. В «Твин Пикс» имя персонажа «Лоры» Уолдо Лидикер встречается дважды: именем Уолдо звали птичку бармена Жака Рено из придорожного заведения, а фамилию Лидикер носил местный ветеринар.

Из прошлого (1947) Режиссёр – Жак Турнёр

Из прошлого (1947).jpg

Не совсем типичный нуар с Кирком Дугласом в главной роли переносит повествование из мегаполиса в провинциальную глушь северо-запада страны, в которой оказывается заперта фигура главного героя, словно вырванная из внешнего мира. Фильм создаёт ощущение изолированности ото всей страны и пребывания за линией топографической и психологической границы. Параллели с работой Линча, думаю, более, чем очевидны.

Орфей (1950) Режиссёр – Жан Кокто

Орфей (1950).jpg

Одна из самый известный авторских работ Кокто, в сторону которой Линч кивает на протяжении всего сериала: начиная от самой сюжетной канвы (в которой Купер – подобно Орфею, спустившемуся в преисподнюю в след за возлюбленной – погружается в зловещее зазеркалье городка ради спасения девичьей души), заканчивая узором того самого ковра на полу Красной комнаты.

Пэйтон Плейс (1957) Режиссёр – Марк Робсон

Пэйтон Плейс (1957).jpg

Фильм, снятый по сенсационному роману 1956-го года, в ярких красках показал, что за полированным фасадом благополучной жизни “маленькой Америки” могут скрываться ложь, порок и лицемерие. Ещё на стадии пре-продакшена, Линч и со-сценарист Марк Фрост устроили закрытый показ картины, на котором, по словам агента Линча, и была окончательно сформирована идея сериала.

Головкружение (1958) Режиссёр – Альфред Хичкок

Головкружение (1958).jpg

Кузина Лоры Палмер (Мадлен Фергюсон) получила имя в честь героини, а фамилию – в честь главного героя легендарного детектива Хичкока. Роль кузины исполнила актриса Шерил Ли, сыгравшая роль Лоры, что сделало из Фергюсон её фактического двойника. Идея петли и задвоения прослеживается в обоих произведениях Хичкока и Линча: в «Твин Пикс» внутри спрятан вымышленный сериал «Приглашение к любви», в котором одна актриса так же играет две роли.

Женщина есть женщина (1961) Режиссёр – Жан-Люк Годар

Женщина есть женщина (1961).jpg

Годар снял музыкальный фильм, которым, в определённом смысле, деконструировал жанр мюзикла. Подобно Годару, Дэвид Линч тоже прибегает к не самым очевидным вариантам вплетения музыки в повествование: например, в одном из эпизодов Купер вслух произносит, что слышит звучащий саундтрек (“В воздухе играет музыка”), в другом – после его пробуждения в комнате всё ещё слышна мелодия из его сна. Самой очевидной же параллелью между «Твин Пиксом» и фильмом Годара стала сцена с танцующей Одри Хорн, которая стала едва ли не прямой цитатой сцены с танцующей Анной Кариной.

Одноглазые валеты (1961) Режиссёр – Марлон Брандо

Одноглазые валеты (1961).jpg

Единственная режиссёрская работа Марлона Брандо (!), которая в сериале упоминается несколько раз. В-главных – именно так («Одноглазые валеты») называется казино с секретиком по ту сторону от канадской границы, куда тайком проникают агент Купер с “парнями из читальни”. Во-вторых, этот вестерн упоминает в первом сезоне подруга Лоры Палмер – Донна. В-третьих, название фильма Брандо нашло весьма пикантное отражение в картине «Дикие сердцем», которую Линч представил в один год с «Твин Пиксом». «Одноглазые валеты» появились в интересную эпоху перехода от студийных работ к картинам Нового Голливуда и, подобно творению Линча, считаются классическим произведением “вне времени”.

Не прикасайся ко мне (1971) Режиссёр – Жак Риветт (+Сюзанн Шиффман)

Не прикасайся ко мне (1971).jpg

В 2015-м году Киносообщество нью-йоркского Линкольн-Центра провело двойной показ работ Линча и Жака Риветта, постановщика «Не прикасайся ко мне». Специалисты отметили, что их авторское мистическое видение имеет немало общего и на многие вещи – жизнь, творчество, параллельные миры – они смотрят одинаково. Более того, как «Твин Пикс 3», так и «Не прикасайся…» идут более 10 часов + содержат сцену, в которой герои говорят реверсом.

Плетёный человек (1971) Режиссёр – Робин Харди

Плетёный человек (1971).jpg

Уединённая коммуна людей, живущая закрытой жизнью; тесная связь с природой и чужак извне – всё это одинаково точно описывает и работу Линча, и культовый психогеографический триллер с великим Кристофером Ли (а не безумный ремейк с великим Кейджем). Кроме «Плетёного человека» с «Твин Пиксом» очень хорошо резонируют телефильм «Robin Redbreast» (1970) и «Рождественская история о призраке» (1971-1979) – все они погружаю зрителя в сельско-провинциальную жуть. В 2016-м году Марк Фрост – соавтор Линча – представил свой фундаментальный труд «Секретная история Твин Пикса», где не просто пролил свет на многие события, известные нам по сериалу, но и выдал альтернативную версию зарождения Американской нации (прямо как в лентах «Великий инквизитор» (1968) и «Обличье сатаны» (1971), которые меняют наше представление о современной Англии).


Источник

Возврат к списку


КОММЕНТАРИИ


Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 
Кинотранспорт в аренду