БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ. (МНОГО ВИДЕО) «Трейлер — это две минуты, от которых зависит успех нескольких лет тяжелого труда над фильмом»
16.04.2015 19:28
ИСТОРИИ КОТОРЫЕ ПРИШЛИ.
Руководители
На каком этапе производства вы начинаете работу над трейлерами?
Степан Гребенко: Это всегда происходит по-разному. Иногда трейлер заказывают уже в тот момент, когда фильм полностью собран и релиз уже «на носу». С таким фильмом работать проще, так как уже готова вся графика, звук и т. д. А иногда у нас заказывают один из трейлеров еще в процессе работы над фильмом. Сроки в таком случае не очень поджимают, но «складывать» всё приходится из еще сырого материала. Нередки случаи, когда в работу поступает фильм, в котором не сняты еще некоторые сцены. Ну и существует особый вид трейлеров — проморолики к проектам, у которых готов только логлайн и синопсис. Это тоже обычная практика, так как гораздо эффективнее именно в таком виде презентовать фильм инвестору или продюсеру.
[video]https://www.youtube.com/watch?v=nR7Wdy-3-TA[/video]
С чего начинается работа над трейлером? Как возникает изначальная идея — кто именно ее подает? Насколько четкое ТЗ предоставляют студии / прокатчики при заказе трейлера?
Степан Гребенко: У нас работа начинается с ознакомления с продуктом. Потом мы предлагаем продюсеру концепцию продаж — на какую целевую аудиторию и какими конкретно методами мы собираемся работать. И только после утверждения этой концепции с продюсером и дистрибьютором мы начинаем работу непосредственно над трейлером.
[video]https://www.youtube.com/watch?v=PKSxTsuCQ4I[/video]
Важно ли знание основ сценарного мастерства для монтажа трейлеров?
Степан Гребенко: В большинстве случаев трейлер не является просто «сжатой» версией фильма. Тут свои законы жанра, и необходим свой подход. Если просто вырезать сцены в той последовательности, в которой они стоят в фильме — хорошего продающего трейлера не получится. На каких-то сюжетных линиях делается сильный акцент, а некоторые лучше вообще не показывать, чтобы не запутать зрителя, предоставив ему слишком много информации за короткий отрезок времени. Всё это должно соответствовать утвержденной с продюсером концепции продажи фильма зрителю.
Трейлер не является просто «сжатой» версией фильма. Тут свои законы жанра, и необходим свой подход
Валерий Козлитинов: Более того, трейлер — это взгляд на фильм со стороны. Именно поэтому во всем мире этим занимаются отдельные компании. Сценарист и режиссер проекта видят его по-своему и уж точно не думают о маркетинговой составляющей продукта. А ведь именно ради продаж и делается трейлер.
Есть ли общепринятая структура для построения трейлера? Насколько четко ее необходимо придерживаться?
Валерий Козлитинов: Всё зависит от материала и утвержденной маркетинговой концепции. История в трейлере не обязательно рассказывается линейно: важно чтобы зритель идентифицировал жанр, понял, о чем фильм, и чтобы в конце осталась интрига. Чем сильней вопрос в конце трейлера, тем больше шансов на то, что зритель пойдет в кино за ответом. Также структура зависит от жанра трейлера. В комедиях, безусловно, упор должен быть на «гэги». В боевиках — на экшн-блок, в драмах — на историю, эмоции и т. д. Важно помнить, что задача трейлера только в одном — привести зрителя на фильм. Если для этого придется сделать трейлер проще — значит, это и есть правильный путь.
[video]https://www.youtube.com/watch?v=erOG1feqs3Q[/video]
Какой минимальный объем материала достаточен, чтобы получился хороший трейлер?
Валерий Козлитинов: Это зависит от жанра и качества фильма. В каких-то случаях хватило бы и 30 процентов фильма, а иногда попадаются картины, из всего материала которых сложно сделать хороший продающий трейлер. В любом случае, на практике выбирать не приходится: работаем с тем количеством материала, который отснят и доступен, стараемся выжать из него все 100 процентов.
Сколько по времени в среднем длится производство трейлера, включая его правки?
Валерий Козлитинов: На работу в нормальном режиме требуется месяц. Для начала нужно «пожить» с материалом, понять его и то, как продюсер хочет продавать этот проект. После этого рождается концепт трейлера. Мы набрасываем для себя, каким бы мы хотели его видеть. Затем приходит очередь монтажа. Иногда количество черновых версий достигает 20-30 штук перед тем, как мы понимаем, что идем по правильному пути. После следует фаза «полировки» — выверяется каждый стык, работа ведется над мелочами. С правками особая история. Мы всегда стараемся довести монтаж почти до финальной готовности, перед тем как показать клиенту черновик. Трейлер — это особый жанр, который может не произвести должного впечатления в «сыром» виде. То же касается и звука. Как показала практика, при таком подходе клиент принимает работу либо вообще без правок, либо с незначительными доработками. После этого уходит один-два дня на финализацию проекта.
Как вы выбираете саундтрек к трейлеру?
Степан Гребенко: Это одна из самых сложных и важных частей работы. Иногда под видео меряется огромное количество музыкального материала, пока не «выстрелит» какой-то конкретный трек. И даже внутри одного жанра и похожего монтажа всегда найдется саундтрек, который будет работать не на 80 или 100 процентов, а на все 150.
[video]https://www.youtube.com/watch?v=jA8xZEYmX3E[/video]
Есть ли у вас какая-то библиотека саундтреков?
Степан Гребенко: Мы пользуемся многими доступными платными библиотеками. Иногда подходит музыка из самого фильма или композитор специально пишет музыку под наши задачи. Но в основном мы просто ищем то, что нам нужно, и покупаем необходимые права на использование.
Какой, на ваш взгляд, идеальный хронометраж для трейлера?
Валерий Козлитинов: Такой, чтобы зритель не мог оторваться и вздохнуть до финального титра. Если у него в голове возникнет мысль «хм, длинновато» — борьбу за фильм вы уже проиграли. И тут с хронометражем творятся чудеса: иногда две с половиной минуты хорошего трейлера пролетают совсем незаметно, а бывает, что и минута уже вызывает мысли о том, что трейлер сильно затянут. Опять же, все зависит от жанра и количества «подходящей» для трейлера информации в фильме.
Как подробно трейлермейкеру необходимо знать историю, сюжет фильма, чтобы сделать хороший трейлер?
Степан Гребенко: Важно погрузится в материал, понять его и почувствовать. Это касается не только самого фильма, но и концепции продаж, в рамках которой двигаются продюсер и дистрибьютер. Принципиально важно понимание целевой аудитории, на которую будет работать конкретный трейлер. Трейлер находится на границе жанров: это одновременно и кино, и реклама. Важны свежий, «незамыленный» взгляд на фильм и понимание, что конкретно мы должны «продать» зрителю.
Насколько часто вам приходится переделывать трейлеры в связи с тем, что клиент остается недоволен?
Валерий Козлитинов: Иногда обращаются с просьбой переделать за другими. Как мы и говорили ранее, мы перестали показывать черновой монтаж и «недоделанную» работу. После этого случаи серьезных правок стали очень редкими.
Существует ли в создании трейлеров некий набор заведомо неудачных решений, которых следует избегать в любой ситуации?
Валерий Козлитинов: Решение продюсера о том, что делать трейлер должен режиссер фильма с режиссером монтажа, в ста процентах случаев обречено на неудачу. Проблема в том, что эти люди слишком хорошо знакомы с продуктом. Им кажется, что конкретный кусок, оторванный от контекста, будет понятен в трейлере. А это часто не так. То же касается шуток и других моментов, с которыми они знакомы еще со сценария. Необходима работа с фокус-группой, участники, которой вообще незнакомы с проектом.
Продюсеру, режиссеру и остальным причастным к созданию фильма должно быть понятно: трейлер создается не для них
Еще к основным «опасным» ошибкам можно отнести желание «показать всю красоту». Часто трейлер получается сумбурным, и «красота» мешает продавать, хотя при этом трейлер очень нравится создателям фильма. Продюсеру, режиссеру и остальным причастным к созданию фильма должно быть понятно: трейлер создается не для них. Трейлер продает фильм определенной целевой аудитории, и это является его основной и единственной задачей. К зарубежным фильмам часто делают несколько трейлеров, тогда как в России такая практика распространена мало.
Вам дают заказы сразу на несколько трейлеров к одному проекту? Как сделать несколько неодинаковых трейлеров?
Валерий Козлитинов: Это нормальная практика, и часто это просто необходимо. Каждый из трейлеров работает на свою целевую аудиторию, показывая разные стороны фильма. Женщинам нужно продавать любовь и поцелуи, в то время как мужчины среагируют на юмор, спецэффекты и экшн из того же фильма. Трейлеры могут получиться в итоге настолько разными, что возникнет ощущение их принадлежности к разным фильмам. С этим, к слову, тоже нужно быть осторожным. А сложность заключается лишь в том, что в некоторых фильмах недостаточно нужного материала для нескольких полноценных трейлеров.
Есть ли какие-то спецификации по жанрам: сложнее ли делать трейлеры, скажем, к мелодрамам, чем к боевикам?
Валерий Козлитинов: Самые благодатные и эффектные жанры — экшн, хоррор, чуть меньше — драма. Самый сложный, как и в кино, — комедия. Сделать в рамках двух минут так, чтобы было «смешно всем», существенно сложнее, чем сделать страшно или «нагнать мурашек» от эпического кино.
Делаете ли вы тизеры и твизеры? Как успеть рассказать о фильме в их малом формате?
Степан Гребенко: Конечно, делаем. Задача тизера — не рассказать о фильме, а привлечь к нему внимание. Это может быть вообще снятый специально ролик, кадров из которого не будет в фильме. Он должен заинтриговать и заставить целевую аудиторию следить за развитием проекта. Ну а дальше в дело постепенно вступают трейлеры, другие промоматериалы и в дальнейшем — сам фильм.
[video]https://www.youtube.com/watch?v=X6ZX_Gl1ZR4[/video]
[video]https://www.youtube.com/watch?v=yTcSSeWsccw[/video]
[video]https://www.youtube.com/watch?v=C1V-Sp2NlDY[/video]
Принимали ли Вы участие в создании телевизионного промо? Насколько сильно работа над трейлером отличается от работы над телевизионным анонсом?
Степан Гребенко: Да, часто у нас вместе с трейлером заказывают и пакет ТВ-спотов. ТВ-промо серьезно отличается от кинотеатрального рекламного материала. ТВ-ролик существует в другом медийном пространстве и сильно отличается по хронометражу из-за стоимости рекламного времени. А поэтому и задачи у него немного другие. И как следствие — другие требования к монтажу, картинке, формату и звуку. Целевая аудитория еще делится на части, увеличивается акцент на название фильма и дату выхода. Часто вместо сюжетов продаются отдельные «крюки». Грамотно составленный пакет ТВ-спотов покроет всю намеченную целевую аудиторию, не испортив впечатление отдельных ее групп.
Аналогично: насколько сильно работа над трейлером фильма отличается от работы над трейлером для игры?
Валерий Козлитинов: Пока мы не имеем опыта в создании трейлеров для игр, но мы изучали эту тему. Для игр трейлеры часто делаются не из самого геймплея, а рисуются на заказ. Поэтому они проходят полный цикл производства, от написания сценария до финального рендера. Подход тут нужен несколько иной: все идет от креатива, а не от готовых материалов. Это одновременно и проще и сложней.
[video]https://www.youtube.com/watch?v=5fINrzpDTC0[/video]
Сейчас время от времени появляются суперкороткие трейлеры для Instagram, поскольку он предлагает функцию загрузки 15-секундного видео. Возможно ли, по-вашему, за 15 секунд рассказать о фильме в формате трейлера?
Валерий Козлитинов: У роликов в Instagram и нет задачи рассказать о фильме. 15 секунд — это скорее формат тизера или вирусного видео. Основная его задача — зацепить пользователя, привлечь внимание и заставить распространить ролик дальше. Тогда возникает вирусный эффект, который может привлечь внимание к проекту и заставить посмотреть трейлер, например.
С какого года работает ваш трейлерхаус?
Валерий Козлитинов: Мы начали работу в таком ключе совсем недавно — в 2013 году.
Сколько человек работает в вашем трейлерхаусе?
Степан Гребенко: Трейлерхаус — это громко сказано! Основной костяк — мы двое. Остальные — это фриланс, так как к разным жанрам нам требуются разные специалисты. Это касается музыки, титров и т. д.
Сколько человек в среднем трудится над созданием одного трейлера у вас?
Валерий Козлитинов: Сильно зависит от того, делаем ли мы продукт «под ключ» или отдаем только креатив, идею и монтаж на дальнейший сбор у клиента. Если под ключ, то задействованы дизайнеры, саунд-дизайнеры, звукорежиссеры и прочие необходимые специалисты. Есть возможность и кинотеатральной цветокоррекции, сведения в студии Dolby Premium и т. д.
Идеальная ситуация — когда трейлеры создает режиссер монтажа с музыкальным образованием
Каково примерное количество проектов в год?
Степан Гребенко: Семь-восемь проектов в год. Но каждый из проектов, как правило, влечет за собой бо́льший объем работ, чем просто трейлер. К сожалению, пока не всем продюсерам очевидна необходимость скрупулезно подходить к изготовлению подобного рода рекламных материалов, а ведь трейлер — это основной инструмент продажи фильма. Но даже в такой ситуации у нас бывают периоды сильной загрузки, когда от работы просто приходится отказываться.
По какому принципу отбирались сотрудники в ваш трейлерхаус? Какое у них преимущественно образование?
Валерий Козлитинов: Это больная тема. Трейлер — продукт штучного производства, и продукт очень специфический. Он требует достаточно глубоких познаний во многих смежных профессиях. Изначально у нас образование звукорежиссера и режиссера монтажа. Но очень сильно помог опыт владения собственным рекламным агентством. Это дало понимание того, как работают законы рекламы. Ведь работа над трейлером только на 49 процентов состоит из монтажа, графики и звука, остальное — это маркетинг.
Каким образованием (-ями) должен обладать идеальный специалист, монтирующий трейлер?
Валерий Козлитинов: Главное — он должен иметь чувство стиля. Чувствовать музыку, ритм, темп. Понимать, как сложить историю, что и как влияет на зрителя. Пусть он хоть на газосварщика учился: если у него получается сделать так, что после просмотра трейлера люди говорят «вау» — он подходит. Идеальная ситуация — когда трейлеры создает режиссер монтажа с музыкальным образованием.
Есть ли, на ваш взгляд, какая-то достойная учебная литература по созданию трейлеров?
Степан Гребенко: Такого, чтобы информация была четко систематизирована — не встречали. Это должна быть некая помесь учебника по режиссуре монтажа с учебником по рекламе.