«"/
Личный кабинет
Личный кабинет
Ваш логин
Пароль
Забыли пароль?
Войти через аккаунт в соц. сетях
Вы можете завести учетную запись на проекте с помощью вашего аккаунта в социальной сети нажав на иконку ниже.
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрационная информация
Логин (мин. 3 символа)*
Email*
Является логином при входе на сайт
Пароль*
Не менее 6 символов
Подтверждение пароля*
Личная информация
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Номер телефона*
Для смс с кодом подтверждения регистрации.
Указывать в формате +79991112233

*Поля, обязательные для заполнения.

EN ES CH
Сдавай всё для нужд кино! 
Квартиры, дома и офисы - в почасовую аренду
без покидания территории! 

Супервайзер визуальных эффектов: Дмитрий Токояков. ИНТЕРВЬЮ.

Старший VFX-супервайзер студии Green Light и куратор факультета «Композитинг» в Scream School и Московской школе кино о спецэффектах «Левиафана», работе с Андреем Звягинцевым и перспективах индустрии визуальных эффектов в условиях кризиса.

Автор: Павел Орлов


На фото: Дмитрий Токояков

Сотрудничество с Андреем Звягинцевым Традиционно во всех картинах Андрея Звягинцева очень не много графики, и она всегда невидимая, но, тем не менее, присутствует. Мы начали вместе работать в 2003 году, когда Андрей делал свой первый фильм. Андрей – человек придирчивый, еще больший перфекционист, чем я. Любит, чтобы все выглядело натуральным, картинка была совершенной. Работа над его проектами занимает больше времени, чем обычно, потому что он основательно продумывает все детали и тщательно работает над такими вещами, которые обычный зритель может никогда и не увидеть. Работать так и приятно и тяжело одновременно, поскольку в кино мелкие детали обычно непринципиальны никому. Но у Андрея свой метод. И это здорово, что есть возможность вместе с ним настолько скрупулезно подходить к созданию кино, ведь когда делаешь коммерческие картины, ты всегда зажат. Я сам люблю несколько другое кино, но прекрасно понимаю, что фильмы Андрея талантливые, и поэтому вкладываю в эту работу много сил. Вероятно, благодаря этому мы с Андреем так долго работаем вместе.

Визуальные эффекты в «Возвращении»

Кадр из фильма "Возвращение"
Традиционно в каждом фильме Андрея нужно сделать труп, поскольку он любит длинные кадры, а актеры, играя мертвых, не могут подолгу не дышать. В «Возвращении» в сцене, где персонаж Константина Лавроненко тонет, была задействована графика. Актера реально погружали в воду, и от этого у него инстинктивно немного дергались глаза и горло. Он ничего не мог с этим сделать, а по сюжету его герой уже был мертв. С помощью графики мы его как бы «заморозили». Также мы поработали над подводной сценой, с которой начинается фильм. Она снималась не очень качественной камерой, нам нужно было подчистить материал, например, сделать так, чтобы было хорошо видно лодку.

Визуальные эффекты в «Изгнании»

Кадр из фильма "Изгнание"
В «Изгнании», снимавшемся в Бельгии и во Франции, необходимо было сделать кадры пустого города – убрать машины, погасить светофор, сделать вывески. Там еще такой интересный кадр: когда персонаж Лавроненко сидит в машине возле дома, мы сначала видим, что он находится на узкой улице между двух домов, камера медленно объезжает всю машину, выходит на стекло рядом с актером, а в стекле отражается роща, о которой он думает в этот момент.

Этот «невозможный» кадр пришлось реализовывать средствами компьютерной графики. Более того, на улице, где все это снималось, дома были только с одной стороны, с другой же был какой-то пустырь. Нам пришлось одну сторону дорисовать.

Визуальные эффекты в «Елене»

Кадр из фильма "Елена"
«Елена» начинается с безумно длинного кадра с воронами. Там одна ворона садится настоящая, но на фоне пролетают компьютерные. Другой пример, когда мальчика избивают на пустыре, а параллельно происходит авария на электростанции.

Во-первых, с помощью графики нужно было погасить весь свет, потому что никто, конечно, не даст выключить свет на стратегическом объекте.

Во-вторых, сделать так, чтобы было непонятно, живой мальчик или нет. Поскольку это длинный кадр, а актер немного двигался, мы его на определенное время «замораживали».

Визуальные эффекты в «Левиафане»

Кадр из фильма "Левиафан"
На «Левиафане» большая сложность была с эпизодом, в котором из воды появляется кит. Когда об этом зашла речь, я сразу понял, что сдать Андрею компьютерного кита невозможно. Поэтому мы поступили следующим образом: взяли видео настоящего кита, обработали его, добавили трехмерный объем, и затем уже поместили в отснятый кадр.

Получилось вполне естественно. Тут есть одна деталь, связанная с основательностью Андрея, которая меня всегда поражала. Казалось бы, кит и кит, никто их не отличает, не касатка же. Но Андрей узнал, какие киты водятся в тех местах, какого они размера, какие у них хвосты и т.д.
Мы делали подборку фотографий, и когда Андрей начал говорить, какие киты и почему не подходят (хотя внешние отличия у них там едва заметны), я был просто удивлен.

Потом сцены с мальчиками, сидящими в разрушенной церкви. Это снималось в Пошехонье, где местность отличается от той, что в Териберке. В этих кадрах пришлось менять фоны, небо, чтобы придать необходимую атмосферу.


Работа над «Левиафаном»

Фотография со съемок фильма "Левиафан"
Обычно мы начинаем общаться на подготовительном этапе, когда есть сценарий. Тогда мы пытаемся понять, что не получится сделать реальными средствами и для чего понадобится компьютерная графика. На «Левиафане» перед съемками мы также обсудили, где понадобятся эффекты, посмотрели фотографии локаций Териберки, китов. Осенью 2013 года я ездил на съемки, следил, чтобы под графику все было снято правильно.

Разумеется, бывают форс-мажоры. Погода, дождь, небо в кадре не сошлось, что-то случайно попало в объектив и т.д. Все это достаточно просто убирается. На «Левиафане», например, возникла ситуация с домом главного героя – его должны были сносить прямо в кадре. Перед тем, как это сделать, появилось подозрение, что в ранее отснятых сценах что-то в доме выглядело по-другому. На всякий случай мы сфотографировали весь дом. К счастью, обошлось.


Фотография со съемок фильма "Левиафан"

На этапе монтажа мы даем свои рекомендации, например, какой дубль лучше взять с точки зрения графики. Как правило, после сдачи своей части работы, мы видим фильм или на премьере, или просто в кинотеатрах. Это всегда интересно, потому что, отдавая картинку до цветокоррекции, видишь ее довольно бледной и лишь отдельными кусками, к тому же без звука. Но когда все это собирается в отдельный фильм, и ты его смотришь от начала до конца, конечно, удивительно понимать, как часть твоей работы встраивается в целую большую картину.

На «Левиафане» работала компания Green Light и выпускники школы компьютерной графики Scream School. Как куратор факультета «Композитинг» я привлек к работе несколько человек, окончивших школу. Конечно, для них это было большим испытанием – по сути, их первый кинопроект после завершения обучения. Уверен, они не ожидали, что это будет работа у Андрея Звягинцева. Справились с честью. Думаю, дальше им будет легче, потому что и Андрей, и я требовательно подходим к задачам. Всем понятно, что если человек работал на проекте Звягинцева и успешно все сделал, значит, он хороший специалист.

Работа с пленкой Андрей и его постоянный оператор Михаил Кричман любят снимать на пленку. Она сейчас почти не используется, и лаборатории, которые ее обрабатывали, все закрылись. С точки зрения графики это дополнительная сложность, потому что у пленки, по сравнению с изображением, которое дают современные цифровые камеры, ниже разрешение, ниже детализация, и к тому же есть зерно. Это накладывает свои трудности, но поскольку мы занимаемся графикой давно, начинали с пленки, для нас это известное дело, хоть и уже несколько непривычное.

Влияние признания «Левиафана» Мировое признание «Левиафана» на нас отразилось косвенно. У нас и процент работы не очень большой, и «Золотой глобус» нам не за графику дали. С другой стороны, конечно, для продюсеров, в том числе зарубежных, имеет значение, если люди работали над проектом, получившим большой приз, – награда ведь означает признание труда всей команды. Для меня и всего моего коллектива самый большой приз уже состоялся – когда Андрей сказал, что все хорошо и принял графику. Если имеешь опыт работы со Звягинцевым, значит, можешь работать с кем угодно.

Состояние индустрии визуальных эффектов

Занятие на факультете "Композитинг"
Кризис в индустрии, конечно, чувствуется. Скажем, в начале года обычно запускаются новые сериалы, январь-февраль – самое время для подготовки. Сейчас все тихо. Я вижу, что многие люди, которые занимаются продакшном, ищут работу. Кризис сказывается и в том плане, что все сильно дорожает. То же оборудование – компьютер, который раньше стоил, например, тысяч 40 рублей, сейчас стоит под 100 тысяч, и при этом не факт, что он будет в наличии. Бюджеты стали сильно сокращаться. По сравнению с тем, что было пару лет назад, многие бюджеты упали на 30-40%.

При этом скорость и качество выполнения требуют выше. С кинопроектами несколько проще, потому что пока есть те картины, которые были запущены ранее и сейчас только завершаются. Но в то же время, насколько я знаю, многие проекты замораживаются. Кто-то и вовсе возвращает средства в Фонд кино, понимая, что выделенные деньги обесценились и их просто не хватит на задуманные декорации, на группу, на актеров. Если раньше, так или иначе, находились инвесторы, кредит можно было взять, то сейчас это все исчезло, людям элементарно не хватает денег. Думаю, наш рынок, большую часть которого занимало производство сериалов, ощутимо сократится в этом году.

С другой стороны, кризис всегда помогает «почистить кровь», так сказать. В индустрии много фрилансеров, которые делают работу дешевле, но при этом есть большие проблемы с коммуникацией, со сроками, с качеством, что отражается на общем уровне. Возможно, благодаря кризису те, кто жил за счет избытка работы и недостатка рук, просто покинут рынок, ну или станут лучше трудиться. Соответственно, меньше будет продюсеров, которые любят ради экономии в начале проекта нанять фрилансеров, а ближе к дедлайну, когда все плохо, придти в нормальную компанию с остатками бюджета и сжатыми сроками. Но опять же, загадывать пока сложно, ситуация быстро меняется.

[TABLE][TR][TD][/TD][TD][/TD][TD][/TD][/TR][TR][TD][/TD][TD]Дмитрий Токояков
  • Старший супервайзер визуальных эффектов студии Green Light
  • Куратор факультета «Композитинг» Школы компьютерной графики Scream School
  • Член Гильдии профессионалов визуальных эффектов Visual Effects Society
Работал над фильмами:
«Дом дураков», «Возвращение», «Турецкий гамбит», «Изгнание», «Фауст», «Монгол», «1612», «Ирония судьбы. Продолжение», «Индиго», «Стиляги», «Бумажный солдат», «Царь», «Кандагар», «Черная молния», «Апполон-18», «Елена», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Шпион», «Метро», «Левиафан» и др.[/TD][/TR][/TABLE]

ИСТОЧНИК
Теги: кино, кинопроизводство, техника, интервью, визуальные эффекты, технология, Супервайзер, Дмитрий Токояков

Возврат к списку


Кинотранспорт в аренду