Личный кабинет

Стоит посмотреть: 15 лучших европейских фильмов 2015 года

08.02.2016 10:17

2015-й был действительно плодотворным годом для европейского кино. Приведенный в этой статье список – это краткий обзор лучших европейских фильмов, выпущенных в 2015-м, содержащий фильмы из 15 разных стран – от Турции, Греции, Хорватии, Румынии, Венгрии, до Польши, Германии, Испании, Великобритании, Ирландии, Франции, и заканчивая Норвегией и Исландией..


1. “Лобстер” (Греция) – Йоргос Лантимос


Йоргос Лантимос – один из главных творцов нового европейского кинематографа. Он создает не только захватывающие истории, но и волнующую и причудливую реальность. Англоязычный дебют греческого режиссёра, “Лобстер”, – это история о любви, одиночестве и жестокости. “Лобстер” представляет собой замечательную мрачную социальную сатиру с оттенком чёрного юмора.
В начальной сцене фильма мы видим ослика, подстреленного женщиной. Действие происходит в недалёком будущем, в котором одинокие люди изолируются от общества и посылаются в особый Отель. Главный герой Дэвид (Колин Фаррелл) – мужчина, недавно переживший развод. Он переезжает в Отель с псом, который когда-то был его братом, а затем был превращён в животное из-за того, что не смог пройти 45-дневную программу Отеля.
Чтобы не быть превращённым в животное, жилец Отеля должен найти подходящего партнёра среди других жильцов. Одно из главных занятий в Отеле – охота за Одиночками – повстанцами, обитающими в одиночестве в лесу. Однажды Дэвид решает сбежать из Отеля и присоединиться к Одиночкам. Там он встречает девушку и влюбляется …

2. “Молодость” (Италия) – Паоло Соррентино



“Молодость” (итальянское название “La giovinezza”) – второй англоязычный фильм от обласканного критиками итальянского режиссёра Паоло Соррентино. Он выиграл премию Европейской Киноакадемии в номинации “Лучший фильм” и номинировался на “Золотой глобус”.
Действие происходит на курорте в швейцарских Альпах, где ушедший на пенсию британский дирижёр Фред Бэллинджер (Майкл Кейн) проводит свои летние каникулы 25 последних лет. Старика сопровождает давний друг, режиссёр Мик Бойл (Харви Кейтель), который завершает свой самый лучший фильм за всю карьеру, и дочь Лина (Рэйчел Вайс), которую неожиданно бросил муж – сын Бойла.
Эта простая история о старости и молодости насыщена отсылками к поп-культуре и образам знаменитостей – поп-звезда Палома Фейт играет роль самой себя, также в кадре появляется Диего Марадона с лишним весом, Мисс Вселенная и королева Елизавета II. Наиболее выдающийся аспект “Молодости”, как и других фильмов Соррентино, – это визуальный эффект фильма – захватывающие дух места, красивые интерьеры и величественные цвета.
“Молодость” – это визуально ошеломительная меланхолия и удивительно элегантное веселье, которое определённо доставит удовольствие любому любителю кинематографа.

3. “Сын Саула” (Венгрия) – Ласло Немеш



“Сын Саула” (венгерское название: Saul fia) – это выдающийся дебют в игровом кино 38-летнего венгерского режиссёра Ласло Немеша. Это эмоционально насыщенная история о бесконечной боли переживших ужасы Холокоста.
Действие фильма происходит в 1944 году в концентрационном лагере Аушвице – Биркенау. Заглавный герой Саул (Гёза Рёриг) – венгерский еврей, один из множества пленников.
Он член зондеркоманды – группы людей, которых заставляют переносить тела убитых из газовых камер к кострам для сожжения и развеяния праха. В обмен на службу он получает еду получше и отсрочку собственной казни.
В это время он обнаруживает среди мёртвых тело своего убитого сына. Саул ставит свою жизнь на кон, чтобы найти раввина и соблюсти ритуал захоронения его любимого сына. В этом фильме история Холокоста становится более личной и интимной, чем когда-либо, фокусируюсь на темах родительства, боли и чести в это исключительно тяжкое время.
Драма Немеша была впервые показана на 68-м Каннском кинофестивале и выиграла Гран-При. Также она стала первым венгерским фильмом, выигравшим “Золотой глобус” в номинации ”Лучший фильм на иностранном языке”.

4. “Виктория” (Германия) – Себастьян Шиппер



Один город. Одна ночь. Одна декорация. “Виктория” – это большая победа немецкого кино. В этом фильме зрителя приглашают на уникальную “экскурсию”, не выходя из кинотеатра. Этот 2,5-часовой фильм – особенное путешествие по Берлину.
Фильм, снятый одним кадром, переносит нас в разные части Берлина. Технические аспекты фильма действительно впечатляют, от них захватывает дух. Но самое большое преимущество этого фильма – главные герои Виктория и Сонне в исполнении Лаи Косты и Фредерика Лау.
Фильм начинается в техно-клубе, где мы видим Викторию, танцующую в неоновых огнях. После того, как Виктория покидает клуб, она встречает группу берлинцев, предлагающую ей провести ночь вместе. Один из них – Сонне – быстро знакомится и начинает флиртовать с Викторией. Затем фильм внезапно превращается в захватывающую криминальную драму с ограблением банка и трагическим финалом.

5. “Мустанг” (Турция) – Дениз Гамзе Эргювен


В новом турецком кино ориентиры определённо задаёт Нури Бильге Джейлан, режиссёр “Отчуждения” (2002), “Трёх обезьян” (2008), “Однажды в Анатолии” (2011) и “Зимней спячки” (2014). Более изысканные любители кино могут также знать несколько фильмов Семиха Капланоглу или Зеки Демиркубуза. Но правда в том, что турецкая киноиндустрия может предложить гораздо большее. Отличным примером этому можем служить “Мустанг” – режиссёрский дебют женщины-сценариста Дениз Гамзе Эргювен.
Этот фильм не только хорошо снят, но и (а, возможно, и в первую очередь) является зеркалом патриархального общества. Он рассказывает историю пять сестёр-сирот, выращенных бабушкой, тётей и дядей в прибрежной деревне в Турции.
В начале фильма мы видим девочек, невинно играющих с мальчиками на пляже. Вскоре мы выясняем, что такие обычные занятия неприемлемы в их обществе.
С тех пор им запрещают выходить из дома. Запрещается носить любую одежду, кроме паранджи, при других людях. Они не могут пользоваться компьютером или телефоном. Единственное, на чём девочкам нужно сконцентрироваться, – это подготовка к выходу замуж.
Договорённости заключаются очень быстро, и сёстры начинают выходить замуж одна за другой. Ситуация приводит к нескольким трагическим событиям…
В 2015-м “Мустанг” выиграл премию Европейской киноакадемии за “Европейское открытие года”.

6. “Любовь” (Франция) – Гаспар Ноэ


“Любовь” – это драма, написанная и снятая противоречивым франко-аргентинским режиссёром Гаспаром Ноэ – автором знаменитых картин “Необратимость” (2002) и “Вход в пустоту” (2009).
Фильм рассказывает историю Мёрфи – молодого американского фотографа, живущего в Париже, и его нежной любви к девушке Электре. Однажды они решают внести разнообразие в любовную жизнь и пригласить своего соседа в постель. Никто из них не знает, что это изменит их жизнь навсегда.
Фильм основан на ретроспективных ярких эротических воспоминаниях Мёрфи об истории его любви к Электре, наполненных долгими медленными сценами реальных, несимулированных половых актов, сопровождаемых атмосферными саундтреками из рок-композиций, создающих провокационные и сильные образы.
Яркие цвета фильма и мягкое интимное освещение с интересными операторскими решениями и эффектом 3-D заставляют зрителя испытывать экстаза вместе с персонажами. Невиданное зрелище в истории кино – Гаспар Ноэ создаёт художественно-порнографические образы, сдобренные эмоциональной смесью из любви, ненависти, обманутых ожиданий, предательства, вины и сожалений, которая вызовет понимание среди всех современных людей.

7. “Бараны” (Исландия) – Гримур Хаконарсон


Комедийная драма “Бараны” (оригинальное название: Hrútar) – это третий художественный фильм в карьере исландского режиссёра и сценариста Гримура Хаконарсона. Краткий пересказ сюжета этого фильма может выглядеть прозаическим. Это история двух братьев, живущих вместе в северной холодной погоде с бедным сельским пейзажем.
Гумми (Сигюрдюр Сигюрйоунссон) и Кидди (Теодор Юлиуссон) оба разводят овец. Несмотря на то, что они братья, они никогда не разговаривают друг с другом. Единственное средство их связи – письма, доставляемые время от времени овчаркой Кидди. На самом важном событии региона – соревновании баранов – баран Кидди объявляется победителем, обойдя барана его брата всего на половину очка. Это событие углубляет пропасть непонимания между братьями, но вскоре все фермеры попадают в сложное положение после того, как их овцы смертельно заболевают …
“Бараны” – это кино, насыщенное исландским духом, черным юмором и глубокой зимней меланхолией. Фильм бы впервые показан на Каннском кинофестивале и выиграл приз “Специальное упоминание”, также был показан на фестивалях в Ванкувере, Торонто и Теллуриде. Также фильм был выставлен от Исландии на “Оскар”.

8. “45 лет” (Великобритания) – Эндрю Хэй


“45 лет” – семейная драма от Эндрю Хэя, основанная на коротком рассказе “В другой стране” Дэвида Константайна. Под внешнем простым сюжетом таится что-то глубокое и сложное.
Кейт (Шарлотта Рэмплинг) и Джефф (Том Кортни) Марсеры – бездетная британская пара, готовящаяся к отмечанию 45-летия брака. За неделю до большого события Джефф получает письмо о том, что спустя 50 лет поисков тело его экс-любовницы Кати было найдено в ледниковой расщелине в Альпах. Это событие вызывает в нём воспоминания о его первой любви. Счастливый брак Джеффа неминуемо начинает болезненно и медленно распадаться.
Это минималистичный фильм с первоклассными актёрскими работами. Он показывался в основной программе 65-го “Берлинале”, где Рэмплинг и Кортни выиграли Серебрянных медведей в номинациях “Лучшая актриса” и “Лучший актёр”.

9. “Комната” (Ирландия) – Ленни Абрахамсон





Ленни Абрахамсон режиссирует относительно простые, но завораживающие истории, которые могут оставаться в памяти зрителя долгое-долгое время.
“Комната” – это киноадаптация романа Эммы Донохью, выпущенного в 2010. Ма (Бри Ларсон) была похищена в 17 лет парнем по имени Старый Ник (Шон Бриджерс). Ма рожает мальчика (Джейкоб Трамбле). Для мальчика комната, в которой он заточён с мамой – и есть весь мир. Вся его жизнь основана на ритуалах, проходящих здесь, – утренняя зарядка, прослушивание книг, читаемых мамой, игры в закрытом шкафу по ночам – когда Старый Ник приходит, чтобы оставить еду и причинить боль Ма.
Когда Джеку исполняется 5 лет, его мама решает сказать ему, что за пределами комнаты есть огромный мир. Это становится началом их борьбы за свободу. Но в этом случае история их успешного побега – это не хэппи-энд очередной истории о выживании, а начало другой, даже более важной части, сфокусированной на посттравматическом стрессе и жизни на новой для беглецов территории. Фильм номинирован на “Оскар”-2016 в категориях “Лучший фильм”, “Лучший режиссёр”, “Лучший адаптированный сценарий” и “Лучшая женская роль ”.

10. “Браво!” (Румыния) – Раду Жуде



“Браво!” – это вестерно-подобная история, происходящая в Валахии – историческом и географическом регионе Румынии. Это третий фильм Раду Жуде – вдумчивый и забавный взгляд на табуированную тему цыганского рабства, которое процветало в Румынии с 13 – 14 века, пока не было постепенно искоренено в 1840-е и 1850-е годы. Фильм снят в черно-белых цветах на 35-мм плёнку и стал вторым фильмом, посвящённым этой теме, после немого фильма “Девушка-цыганка в спальне”, снятого в 1923-м.
В 1835-м по Валахии путешествуют охотники за головами Жендарм Констандин (Теодор Корбан) и его сын Ионита (Михай Команиу). В этот раз их нанял местный аристократ Бояр Йордаче Чиндеску (Александру Дабиджа), чтобы найти и вернуть Карфина (Кузин Тома) – раба-цыгана, которого нужно наказать за роман с женой Бояра.
Во время путешествия отец и сын встречают людей разных наций и вероисповеданий, и их предрассудки смешиваются с предрассудками этих людей. Эта ксенофобия передаётся из поколения в поколение и стала обычным явлением.
По пути домой Констандин и Ионита празднуют успех в поимке Карфина, но после того, как сын видит всю жестокость наказания, он поднимает вопросы об этичности рабства и дарит пленнику свободу.
“Браво!”, названный турецким словом, принёс Раду Серебряного медведя за лучшую режиссуру на Берлинале – 2015.

11. “Моя тощая сестра” (Швеция) – Санна Ленкен




“Моя тощая сестра” (шведское название – Min lilla syster) – это первый полнометражный фильм шведского режиссёра Санны Ленкен. Он был впервые показан на Гётеборгском кинофестивале, а за границей дебютировал на Берлинале.
Фильм Ленкен – это социальная драма о сёстрах и пищевом расстройстве. Режиссёр впервые проявила интерес к этой теме в 2013-м, сняв короткометражку “Поедание ланча, номинированную на шведскую национальную кинопремию “Золотой жук” в 2014-м.
“Моя тощая сестра” рассказывает историю о зависти, восхищении и проблемах, которые могут разрушить семью. Катя (Эми Даймонд) – красивая девочка-подросток, любящая заниматься фигурным катанием. Ей восхищается и немного завидует скромная младшая сестра Стелла (Ребекка Йозефсон), которая влюбилась в тренера Кати – Якова (Максим Мехмет).
Отношения между сёстрами меняются, когда младшая узнаёт о булимии, от которой страдает старшая. С этого момента их мир будет полон манипуляций и лжи, которые будут медленно вести к распаду семьи.

12. “Тело” (Польша) – Малгожата Шумовска





Современное польское кино приобретает всё больший интерес в Европе. С каждым годом все больше польских фильмов интересуют международных дистрибьюторов.
“Тело” (польское название: Ciało) – это драма режиссёра Малгожаты Шумовски, одной из наиболее выдающихся режиссёров Польши на данный момент.
Этот фильм показывался в основной секции 65-го Берлинского международного кинофестиваля. Шумовска выиграла Серебряного медведя в номинации “Лучший режиссёр”.
“Тело” – это простая история, насыщенная аллюзиями на противоречивые ситуации из польских новостей. Главных персонажей три: прокурор Копровиц (Януш Гайос), его дочь Ольга (Юстина Сувала), страдающая от булимии, и её терапевт Анна, работающий по нетрадиционным методам (Майя Осташевска). Анна – также медиум и может общаться с миром усопших. Она предлагает свой необычный способ смириться с утратой Ольге и её отцу, чтобы они могли поддерживать связь с недавно покинувшей этот мир матерью Ольги.
Фильм Шумовски – это не трагическое изображение утраты и одиночества. Это загадочная и ироничная история о теле, душе, духовном развитии, религии и вере.

13. “Ма Ма” (Испания) – Хулио Медем


“Ма Ма” – испанская драма, снятая одним из ведущих режиссёров страны, Хулио Медемом (“Секс и Люсия”, “Беспокойная Анна”, “Рыжая белка”). Это первый опыт его сотрудничества с Пенелопой Крус. После почти шестилетнего отсутствия в национальной киноиндустрии актриса вернулась в испанский кинематограф и сыграла главную роль – Магды – и стала сопродюсером фильма.
Фильм рассказывает историю безработной учительницы, растящей сына, талантливого начинающего футболиста. В начальной сцене у Магды диагностируют рак груди. И с этого начинается история в стиле “улыбка со слезами на глазах” – история борьбы сильной женщины с превратностями судьбы.
Зритель становится свидетелем духовной трансформации героини. Магда не смиряется со своей судьбой. Её болезнь и неизбежная смерть парадоксальным образом делает её сильнее и счастливее, чем когда-либо.
Крус сказала, что эта роль была одной из самых сложных и комплексных в её карьере.

14. “Зенит” (Хорватия) – Далибор Матанич


История Балканского конфликта – не самая популярная тема в киноиндустрии.
Однако, “Зенит” (хорватское название: Zvizdan) смело пытается ступить на территорию разорванной войной Югославии, показывая её сквозь призму историй любви.
Фильм разделён на три короткие истории, происходящие на протяжении более 30 лет. В первой мы видим запретную любовь между двумя людьми, живущими по разные стороны границы – сербки и хорвата. Вторая – это картина поля битвы – мир ещё не готов к продолжению спокойной жизни, и для любви места нет. Третья история происходит в 2011-м – хотя война и окончена, в людях всё ещё не зажили травмы, нанесённые войной.
Талантливые актёры – Тиана Лазович и Горан Маркович – играют разных главных персонажей в каждой из историй. “Зенит” – первый хорватский фильм, показанный на Каннском кинофестивале с момента обретения страной независимости в 1991 году. Он выиграл приз жюри в 2015-м. Также фильм был выбран для лонг-листа номинации 88-й премии “Оскар” за лучший фильм на иностранном языке.

15. “Волна” (Норвегия) – Роар Утхауг


“Волна” – это по-голливудски снятый фильм-катастрофа, снятый в Норвегии. С бюджетом всего лишь в 6 миллионов евро, это впечатляющий европейский триллер о катастрофе. Перед зрителем предстаёт захватывающий вид скандинавских фьордов и озёр, позволяющий ощутить эффектную атмосферу Севера на всём протяжении фильма.
Сюжет развивается в мелком туристическом городке Хейрангер, расположенном рядом с нестабильной горой, которая может в любой момент разрушиться и уничтожить всё вокруг огромной приливной волной. Протагонист Кристиан (Кристоффер Йонер) – увлечённый геолог, работающий в центре раннего предупреждения. Он собирается переехать в город, где ему предлагает новую работу нефтедобывающая компания.
Первый час фильма представляет собой идиллическую картину затишья перед бурей: красивые люди, захватывающие дух пейзажи, уютные интерьеры. Однако, в последнюю для семьи ночь в Хейрангере картина начинает портиться. В озеро начинают падать камни, и с этого момента у всего населения города остаётся 10 минут, чтобы спасти свои жизни и перебраться в другое место, пока волна не смела их.

“Волна” была отправлена на “Оскар” в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”, хоть и не попала в итоговый шорт-лист.


Автор – Александра Степневич
Биография автора: Александра Степневич – 26-летний европейский кинокритик из Катовице, Польша. Когда она не работает на полную ставку в техподдержке онлайн-сервиса свадьб, она пишет роман, готовит что-то вкусное, навещает бабушку или смотрит фильмы в ближайшем кинотеатре.

Возврат к списку


КОММЕНТАРИИ


Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений