Прогноз на завтра: наше кино возвращается в нормальное живое существование
На фестивале «Окно в Европу» в Выборге накануне подведения итогов, по традиции, прошло открытое заседание жюри с участием журналистов и киноведов. В ходе дискуссии разговор шел не столько о конкурсных фильмах, сколько о ключевых проблемах в российском кинематографе.Открывая заседание, президент фестиваля Армен Медведев подчерк-нул, что устроители постарались представить зрителю лучшее, что сегодня есть в отечественном кино.
«В принципе сейчас в кинематографе нет фильмов, которые могли бы как-то существенно повлиять на наше представление о том, что такое достойное российское кино. Выборгский фестиваль позиционирует себя как прогнозирующий развитие нашего кино, и здесь речь идет не только о штучной оценке фильма, но и о том, как нам плыть дальше».
Председатель жюри конкурса игрового кино Вера Сторожева заметила, что сейчас не время авторского кино: «Фестиваль берет премьерные показы. Это, с одной стороны, сокращает перечень фильмов, которые можно взять, а с другой — усиливает интерес к ним и показывает тенденцию развития и состояния кино на данный момент.
Чистого авторского кино я сейчас в принципе не вижу. Последние три-четыре года артхаус и авторское кино пребывают в «заклейменном» состоянии. Если у фильма не складывается фестивальная судьба, у него затем нет ни прокатной судьбы, ни телевизионной. Ведь на телевидение берут фильмы из проката. И если раньше режиссер снимал первый фильм в жанре артхаус и лишь потом старался бежать в мейнстрим, то сейчас уже и дебютировать режиссеры стараются внятными жанровыми проектами. Они предпочитают зарабатывать деньги, снимая телефильмы.
Сейчас не время авторского кино», — считает Вера Михайловна.
По мнению кинокритика Дмит-рия Салынского, представленная нынче конкурсная программа демонстрирует в основном довольно депрессивное отражение реальности. «Это не плохо и не хорошо, депрессивный фильм тоже может быть гениальным. Но наши авторы уходят от сегодняшнего дня в другое время, в другую эпоху, в другое психичес-кое состояние. Времена и пространства современного кино не наши.
За редким исключением режиссеры не хотят видеть действительность. А если режиссер и отражает реалии нашего времени, то с острым эмоциональным неприятием. Это вопрос роста».У кинокритика Виктора Матизена иная точка зрения: «У нас много авторского кино, отражающего действительность: «Тюльпан», «Шультес», «Все умрут, а я останусь». Бегство от реальности было характерно для 1990-х, сейчас большая часть картин — о современности. Просто не всегда качество таких работ соответствует таланту молодых режиссеров, не всегда в них содержится что-то концептуально новое. В игровых картинах конкурсной программы я ощутил какую-то острую проблематику поиска и трансформации реальности.
Авторского кино, то есть приличных фильмов, у нас не так много. А основных фестивалей два. Сочинский кинофестиваль закрывает первую половину года, Выборгский — вторую. На два фестиваля физически не хватает артхауса».Член жюри актер Александр Галибин говорил о том, что «сегодня понятие героя в кинематографе стерто напрочь, кто он — совершенно непонятно. Это колоссальная проблема, и именно она является важной темой для обсуждения. Если у режиссера есть какая-то проблема, о которой ему нужно высказаться, то эта проблема связана с человеком, а сегодня вся эта прыгучесть и разносторонность режиссеров не позволяют увидеть героя».
Подводя итоги встречи, Армен Медведев признал ситуацию в современном кино небезнадежной. «В последние годы наше кино возвращается в нормальное живое существование — к многообразию фильмов, несмотря на обилие проблем, в том числе и с финансированием. Конечно, хотелось бы выстроить программу фестиваля только на артхаусных картинах или на лентах молодых. Мы отбирали из того, что есть в нашем кинематографе, и кино, которое мы собрали в конкурс, меня не пугает.
В программе этого года, может быть, нет ни одного идеального фильма с точки зрения фестиваля, но нет и ни одного, в котором я бы не нашел для себя как для зрителя, как для специалиста чего-то важного или интересного. Мы сейчас живем в замечательном бурном потоке ложно понимаемого, ошибочно выстраиваемого, несовместимого кино. Кино живет, и кино это разное!»