В начале декабря 2016 года был приглашен на 16 Марракешкий кинофестиваль в составе российской делегации для представления специальной программы.
Нина Ромодановская:
Два года назад, когда вы закончили фильм «Седьмой сын» и , вы рассказывали о старте проекта «Самсон». Как продвигается работа над ним?
Сергей Бодров:
Довольно трудно, но прогресс есть. В скором времени начнется кастинг, съёмки будут проходить в Израиле и Иордании. Локации - места событий из истории Самсона. Мы делаем фильм вместе с партнерами из Израиля, Великобритании, Германии и сейчас собрали сумму около 12 млн. В проекте участвуют израильский Фонд кино и крупная кинокомпания-дистрибьютор. Со стороны Великобритании – Hyde Park Entertainment, которая вкладывает деньги и тоже собирается заниматься продажами.
Нина Ромодановская:
Наверное, кастинг тоже не простой?
Сергей Бодров:
Да, с этим большая проблема. Я нахожу, что современный зритель очень требователен. Сегодня многие роли в классических исторических картинах уже смотрятся неубедительно, а порой даже смешно. Например, знаменитая история о Чингисхане 1965 года с Омаром Шарифом или американский фильм «Самсон и Далила» Сесила ДеМилля 1949 года, со звездой того времени в главной роли, Виктором Мэтьюром.
Думаю, сегодня аудитория ждет аутентичности. Более того, даже очень хороший актер, например , не может сыграть Самсона. На мой взгляд, нужны другие корни. Это очень важно. Поэтому я вижу в этой роли . Актер заинтересовался моим предложением, но, к сожалению, он занят до 2018 года. Я размышляю над тем, чтобы подождать, пока он освободится. Думаю, именно он настоящий Самсон, и коллеги со мной согласны.
Нина Ромодановская:
А кого вы видите в роли Далилы?
Сергей Бодров:
Пожалуй, ее бы смогла сыграть . Она не похожа на шведку, возможно, у нее есть испанская кровь, что мне нравится. Есть, конечно, хорошие американские, европейские, русские актёры, но для этой истории нужны люди другой крови.
Нина Ромодановская:
На каком этапе сейчас проект и когда вы все же предполагаете начать съёмочный период?
Сергей Бодров:
Сценарий написан, но этап, можно сказать, предподготовительный. Когда начнём съёмки и будем ли ждать , для меня сейчас открытый вопрос.
Нина Ромодановская:
Как я понимаю, вы беретесь за жанр пеплум.
Сергей Бодров:
Не совсем. Главное в нашем проекте – герой и его история, а декорации в данном случае вторичны. Образ Самсона в книге Владимира Жаботинского, которая легла в основу сценария, замечательный. Это сильный характер, и, что самое важное, противоречивый: герою не чуждо делать ошибки, что сближает его со зрителем.
Нина Ромодановская:
Вы полностью расскажете историю Самсона, вплоть до смерти?
Сергей Бодров:
Да, но, следуя драматургическим законам, пришлось некоторые части повествования сжать.
Нина Ромодановская:
Нам также известно, что вы работаете еще над несколькими проектами.
Сергей Бодров:
Я написал литературный сценарий по замечательному роману известного русского писателя «Сердце Пармы». Автору очень дорога эта книга, монументальный труд, который выдержал много переизданий. «Сердце Пармы» - очень хороший роман на тему истории становления империи, о покорении Великой Перми Москвой в XV веке. Замечательная откровенная и кровавая русская история. Большие государства, расширявшие свои границы, неизбежно сталкивались с местным населением территорий, которые они покоряли: американцы – с индейцами, а русские – с пермяками и татарами. Эти народы и их обычаи удивительны. В центре повествования книги – интересный характер: князь Михаил, сын воеводы, посланный на Урал. Он берёт в жены местную женщину, несмотря на предупреждения о том, что его избранница – ведьма. И это не фантастический элемент сюжета и не преувеличение: у этих народов все по-настоящему, что меня чрезвычайно привлекает.
Нина Ромодановская:
Этот проект реализует Star Media. Они пригласили вас в качестве режиссера?
Сергей Бодров:
Они приобрели права на книгу у и обратились ко мне за переработкой. Первое, что я понял: этот роман нельзя упрощать, писать его, как обычный сценарий. Когда я учился во ВГИКе, профессор Евгений Габрилович призывал студентов создавать сценарий, как литературное произведение. В случае с книгой «Сердце Пармы» не понадобилось об этом заботиться. Я старался переварить материал, собрать части этого романа и сделать из них некий паззл литературного сценария. Так же как и с книгой Жаботинского «Самсон» – здесь тоже просто нужно было брать части текста и монтировать из них сцены.
Написание сценария по роману «Сердце Пармы» еще не закончено. Роман очень масштабен, богат на локации и сложнопостановочные сцены. История получилась дорогой. Возможно, придется сокращать сценарий, оптимизируя его под бюджет.
Нина Ромодановская:
Как развивается ваше сотрудничество с Китаем? Вы планировали снимать продолжение «Монгола».
Сергей Бодров:
Китайские коллеги часто обращаются с большими предложениями, но пока мы не нашли общий язык, потому что пока мне не попалось интересного материала. Все, грубо говоря, про Джеки Чана и панд. Однако сейчас начинаются движения по проекту «Монгол», я жду информации от китайской стороны.
Нина Ромодановская:
Может ли так случиться, что все эти проекты совпадут по срокам?
Сергей Бодров:
Может, и если случится, буду выбирать, что важнее в конкретный момент. Я всегда много работаю и многое написал за последние два года. Все время появляются новые истории: что-то продаётся и реализуется, а что-то остаётся ждать своего часа.
Нина Ромодановская:
Вам предлагают много проектов, а как принимаете решение, браться, или не браться за ту или иную работу?
Сергей Бодров:
В зависимости от того, насколько мне интересна тема и каковы условия предложения. В принципе, я открыт для всех предложений, потому что нельзя долго сидеть на одном проекте и ждать, пока он запустится.
Нина Ромодановская:
А какова судьба проекта «Царица войны», который вы разрабатывали с индийскими продюсерами?
Сергей Бодров:
Мы должны были запускать его осенью, но, к большой неожиданности и сожалению, заболел индийский продюсер. Это очень хороший интеллигентный и богатый человек, влюбленный в проект. Надеюсь, мы вернёмся к этому фильму – он того стоит.
Нина Ромодановская:
Еще у вас был проект «Игры дураков». Что с ним случилось?
Сергей Бодров:
Идея заключалась в том, чтобы сделать историю по популярной игре «Мафия», но её раньше реализовали и . Может быть, я еще вернусь к этому проекту, но уже в качестве продюсера. Я считаю, что нужно другое решение: более бюджетный фильм, действие которого происходит в режиме онлайн на экране компьютера. Примерно так, как снимает в США , но нужно адаптировать формат. В этом году я принял предложение турецких коллег и снял короткометражку для интернационального альманаха, посвященного турецко-армянским отношениям. Картина в жанре трагикомедии снималась на Гавайях, практически полностью на телефон. Технологии дают множество интересных форматных решений.
Нина Ромодановская:
В одном интервью вы упоминали, что хотели бы поработать и на телевизионных проектах. Чем вас привлекает этот формат?
Сергей Бодров:
«» будет одновременно сниматься как полнометражный фильм и телесериал. Я хочу понять, какая судьба ждет ТВ. За рубежом, особенно в США и Великобритании, самые интересные истории перехватывает телевидение. Думаю, уже в ближайшие 3-4 года в кинотеатрах останутся только очень большие зрелищные картины, в производстве которых будут использоваться новые технологии. Живые, настоящие истории уже сейчас качественно снимают в телевизионном формате. Многие сценаристы, актеры и режиссеры уходят на ТВ.
Нина Ромодановская:
К сожалению, у российских продюсеров сейчас не всегда есть понимание формата 4+1 или 8+1. Зачастую он воспринимается как разный монтаж одного и того же отснятого материала. Но все-таки это не совсем так.
Сергей Бодров:
Совершенно верно, чаще всего делают сериал из материалов готового фильма, и это неправильный подход. Для многосерийного фильма должен быть написан новый сценарий и работать над ним нужно отдельной группой. Я сейчас как раз разбираюсь с этой технологией и с удовольствием попробую снять проект в таком формате.
Нина Ромодановская:
А в США вам предлагают снимать сериалы?
Сергей Бодров:
Да, в скором времени буду встречаться с продюсерами «Игры престолов» и мы обсудим их предложение снять один из эпизодов в 2018 году.
Нина Ромодановская:
Смотрите ли вы новые фильмы российских коллег? Что бы вы отметили за последний год?
Сергей Бодров:
Давно не видел такого качества, как в фильме «» . Знаю, что зрители разделились, но надо отдать должное создателям. Вообще этот год был неплохим. Вышел «» , «» , «» . Думаю, у «Рая» есть шансы попасть в Оскаровскую номинацию.
С нетерпением жду «» . Думаю, и не я один. Есть предчувствие большой зрительской картины от одного из самых интересных наших режиссеров.
Нина Ромодановская:
Как вам видится на расстоянии, есть ли изменения в российском кино? Стало ли оно заметнее на международной арене?
Сергей Бодров:
Заметных фильмов мало, в принципе единицы. Известны имена , . Их картины стабильно побеждают на фестивалях, покупают прокатчики артхаусного кино. Звягинцев в лучшем положении. С ним работает продюсер , который не только очень хорошо разбирается в кино, в международных рынках, но умеет выпустить фильм максимально широко. Таких продюсеров у нас единицы.
Есть феномен , который снимает сам и продюсирует много фильмов на своих студиях, как в России, так и в Америке. В большинстве, фильмы удачные.
Это не авторское кино, но и слава Богу. Он не боится рисковать, работает с молодыми режиссерами, снимает в том числе и супер малобюджетное кино.
И никто не задается вопросами, это российское кино или нет. У многих фильмов нет национальности. Это будущее кино. Его не надо бояться.
Автор: Нина Ромодановская