Опрос Алены Званцовой, Юрия Короткова, Зои Кудри и Ильи Куликова о самокритике как части сценарной профессии
Писатель Томас Маллон вспомнил эссе Джорджа Оруэлла «Почему я пишу», где автор «1984» выразил мнение, что ненависть и любовь к самому себе тесно связаны. Первопричиной писательства Оруэлл называл эгоизм, желание прослыть умным, стремление, чтобы о тебе говорили и помнили после смерти, попытка показать остальным, что ты способен на многое. Маллон предположил, что ненависть писателя обращена в первую очередь не к себе, а к человеческой природе в целом и превращается в желание помешать смерти. Он заметил, что сейчас все больше людей пишут, но у них все меньше читателей, что делает душевные раны, мотивирующие к творчеству, серьезнее.
Писательница и блогер Анна Холмс не посчитала ненависть к самому себе обязательным условием творчества. Она указала на то, что многие писатели весьма высоко себя ценят. Тем не менее, для творчества, по ее мнению, требуется самоосознание, которое часто с идет рука об руку с ненавистью. В частности, осознание того, что успех писателя во многом зависит не от самого творчества, а от множества различных факторов, вроде того, где человек учился, где живет и с кем общается. Холмс отметила, что благодаря распространению интернета, стало очевидно, что работы новичков часто не хуже, а иногда даже и лучше, чем их более известных и высоко оцененных коллег, что, в какой-то мере, уменьшило количество условностей.
Мы спросили у известных российских сценаристов, насколько важна для представителя этой профессии самокритика и помогает ли осознание своих недостатков в создании сценариев.
Алена Званцова («Небесный суд», «Оттепель»)
«Конечно, осознание недостатков помогает: как своих собственных, так и окружающих. Но себя надо еще и любить, чтобы потом пожалеть себя бедного, в каком бы отвратительном герое ты себя не выписал. Нужна здоровая самокритика и умение подмечать гадкие черты в себе и окружающих».
Юрий Коротков («Стиляги», «9 рота»)
«Любой человек вообще, а творческий человек — строго обязательно, должен быть очень самокритичен. Я не принимаю людей, начисто лишенных самоиронии. Человек, который доволен собой и самодостаточен, не рожден, чтобы заниматься искусством и литературой. Тяга к творчеству — это некое замещение того, чего тебе недостает в жизни. Это не значит, что только закомплексованные люди занимаются искусством.
Сценаристы, бывает, пишут в фэйсбуке или говорят, что, мол, я написал хороший сценарий, а его не берут. Такое самодовольство для меня является признаком профнепригодности. Творческий человек должен непрерывно сомневаться, а оценивать его должны другие люди».
Зоя Кудря, («Ликвидация», «Граница: Таежный роман»)
«Самокритичным быть обязательно. Буквально несколько минут назад я говорила с одним продюсером, который призывал меня еще раз с ним поработать, и у меня возник нормальный вопрос: „А зачем это делать, для чего это и кому это нужно? Снимем какую-нибудь фигню, а потом будет стыдно“. Я ему говорю, что только недавно вышла из этого состояния. А он мне ответил, что это правильно!
Когда сценарист задает себе такие вопросы — для чего он работает и имеет ли он на это право — это совершенно нормально. Это значит, что человек растет и что-то в себе переиначивает, и дальше будет новый виток. Вопросы нужно задавать себе. Когда я ныряю в эти предложенные обстоятельства и там начинаю жить, бывает очень трудно».
«Осознание своих внутренних проблем и недостатков может иногда быть полезным в творчестве. Когда выплескиваешь какие-то неразрешенные проблемы, это помогает. Если речь о строгости к своему материалу, то я уж точно буду жестче к себе, чем любой другой».