Рассказывая о цифровых технологиях, как всегда можно было бы просто перечислить их и дать описание каждой.
Конечно, каждая из них интересна сама по себе, но мне кажется, что гораздо любопытнее рассмотреть их во взаимодействии.
А для этого удобнее всего пойти от результата, от того, что хотелось бы увидеть.
Ниже представлены кадры из трех разных фильмов:
"Алиса в стране чудес" (реж. Т. Бертон, 2010)
"Великий Гэтсби" (реж. Б. Лурман, 2013)
"Тихоокеанский рубеж" (реж. Г. Дель Торо, 2013)
Во всех этих кадрах используется коспьютерная графика. В кадре из фильма "Алиса в стране чудес" Алиса спускается по ступенькам в сказочный пейзаж. Автомобиль ("Великий Гэтсби" ) движется по улице города первой половины 20-го века. В кадре из "Тихоокеанского рубежа" реальный человек дополняется фантастической механической рукой. С точки зрения задачи все три приведенных кадра абсолютно различны. Их объединяет только одно - они все выглядят реалистично.
А теперь я приведу последовательно кадры исходных изображений, из которых собирался результат.
Итак, "Алиса в стране чудес":
Как мы видим часть сказочной декорации, по которой спускается Алиса, построена в "зеленой комнате", как на жаргоне называют хромакейный павильон. Остальное окружение синтезировано на компьютере, а в качестве фона скорее всего используется или фото или видеосъемка реального неба.
Вывод. Для создания кадра использовались три цифровые технологии: трехмерная графика, хромакейная съемка и композитинг. Глядя на статичное изображение мы не имеем информации о движении камеры. Но камера в этом кадре совершала крановую панораму. Соответственно требуется еще одна технология - трекинг. Итого - четыре.
Теперь рассмотрим кадр с проездом машины из фильма "Великий Гэтсби". Этот кадр изначально не выглядит фантастическим или сказочным. Мы понимаем, что атмосфера этого фильма требует создания декораций Нью-Йорка двадцатых годов прошлого века. В докомпьютерную эпоху так бы и поступили - построили декорации. Однако мир фильма охватывает слишком разнообразные большие пространства, которые средствами декорационного строительства не могут быть построены по экономическим причинам. Представьте себе, что этот автомобиль проносится за несколько экранных минут по километрам заполненых людьми декораций. Поэтому здесь на помощь приходят визуальные эффекты, которые не только экономят бюджет фильма, но и усиливают эффект (например, замена неба) вечного праздника.
Визуальные эффекты в этом фильме являются одним из важнейших инструментов, которые формируют ощущение непрекращающегося масштабного праздника.
Вывод. В этом кадре используются три технологии: хромакей, трехмерная графика и трекинг (здесь камера также находится в движении).
Теперь перейдем к третьему фрагменту - фантастические конструкции в фильме "Тихоокеанский рубеж". На первый взгляд здесь требуются совершенно иные приемы - с помощью цифровых технологий одеть на человека сложную электромеханическую конструкцию и заставить ее работать синхронно его движениям. Вполне возможно, что создание и анимация киберруки окажутся более объемными работами, нежели цифровое строительство кварталов ретро Нью-Йорка. Но с точки зрения применяемых технологий как мы видим задача не меняется.
Мы по-прежнему видим: хромакей, трехмерную графику и трекинг. Можно добавить трехмерную анимацию, но, по сути дела, анимация виртуальной камеры или сложного механизма отличаются только трудоемкостью и сложностью задачи.
Отсюда мы можем сделать вывод, что разнообразие изобразительного материала в фильмах определяется не большим набором инструментов, решающих столь разнообразные задачи, а чем-то другим. Это "что-то другое" и есть творческая задача, которая раз от раза все больше усложняется и становится все более трудоемкой.
Конечно в какой-то степени я намеренно упростил описание. Это было необходимо для того, чтобы добраться до сути - общее количество технологий, используемых в современном кинематографе, можно пересчитать по пальцам. А вариантов решения задач, поставленных перед специалистами по визуальным эффектам, несчетное множество.
В предисловии к статье я писал, что изображение, полученное средствами визуальных эффектов, фактически является коллажем. А коллаж подразумевает соединение различных элементов. Рассмотрим пример коллажа, созданного традиционными средствами.
Коллаж американского художника Дерека Гореса (Derek Gores).
Для того, чтобы объединить элементы коллажа, их необходимо вырезать. Иными словами необходимо выделить их контур. Точно так же эта операция требуется и в цифровых эффектах. Кроме этого необходимо иметь сами элементы, из которых собирается изображение. Когда мы создадим элементы коллажа, выделим их контуры, нам останется только сложить их вместе. В общем виде последовательность работ выглядит так, как это показано на рисунке.
Каждому этапу создания коллажа соответствует определенный набор цифровых технологий. Единственное, что отличает киновидеоколлаж от коллажа традиционного это возможность анимации объектов и использование "движущихся картинок" - киновидеосъемки.
В следующей статье мы рассмотрим первый этап создания конечного продукта: "какие технологии требуются для получения исходных изображений".