Бильярд — не самый обычный вид спорта. В него играют в тесных прокуренных комнатах и практически без поддержки болельщиков, причем одна игра может растянуться более чем на сутки. Так и произошло в противостоянии молодого Эдди Фелсона (Пол Ньюман в одной из лучших своих ролей) и прожженного мастера по прозвищу Толстяк Миннесота (Джекки Глисон). Уступив последнему кругленькую сумму, Эдди обещает себе во что бы то ни стало отыграться. Ослепленный жаждой реванша, шанс на который он, конечно же, получит, герой невольно начинает разрушать свою жизнь и постепенно сам становится своим главным врагом. За роль в этой суровой, мужской картине Роберта РоссенаПол Ньюман был номинирован на премию «Оскар», однако выиграл тогда Максимилиан Шелл. Тем не менее, образ Эдди Фелсона все же принесет актеру заветную награду — когда спустя 25 лет тот вернется в сиквеле, снятом Мартином Скорсезе, где противостоять герою будет талантливый новичок в исполнении Тома Круза.
Рокки Бальбоа — Аполло Крид«Рокки», режиссер Джон Г. Эвилдсен, 1976
«Рокки 2», режиссер Сильвестр Сталлоне, 1979
Когда чемпион мира по боксу в тяжелом весе Аполло Крид (Карл Уэзерс) решает дать показательный бой с новичком, надеясь на легкую победу, он явно ошибается с выбором противника. «Итальянский жеребец» Рокки Бальбоа (Сильвестр Сталлоне), быть может, и не имел мастерства и опыта, сопоставимых с именитым соперником, но обладал невероятной отвагой, стойкостью и способностью преодолевать, казалось бы, непреодолимые препятствия. Неожиданно для всех, поединок получился равным и Рокки доказал, что способен тягаться с сильнейшими из сильнейших. В сиквеле фильма герои проведут еще одну незабываемую битву с уже другим исходом, а в третьей части они станут товарищами, показав, что порой из вражды рождается самая сильная дружба. Подобно пути его героя, производство фильма стало для Сильвестра Сталлоне настоящим подвигом. Вдохновившись схваткой Чака Вепнера и Мохаммеда Али, он заперся у себя дома на 3 дня, написал черновой вариант сценария, а после отстоял право самому исполнить в ленте главную роль, хотя студия хотела видеть в образе Рокки не «темную лошадку» Сталлоне, а знаменитых актеров наподобие Роберта Редфорда. В итоге Слай был удостоен номинации на «Оскар», а сама картина взяла главный приз.
Гарольд Абрахамс — Эрик Лиделл«Огненные колесницы», режиссер Хью Хадсон, 1981
Основанная на реальных событиях картина о соперничестве двух атлетов-бегунов, представлявших Великобританию на Олимпийских играх 1924 года в Париже — Гарольда Абрахамса (Бен Кросс) и Эрика Лиделла (Иэн Чарлсон). Это борьба двух различных верований и взглядов на мир — методичный и одержимый страстью к победе Абрахамс наполняется гневом из-за нападок антисемитов, а более спокойный и дружелюбный Лиделл черпает силы из своей глубокой преданности католицизму. Но оба они дают бой предрассудкам общества и стремятся к победе. Победной можно назвать и саму дебютную ленту Хью Хадсона, которая получила 7 номинаций на премию «Оскар» и завоевала 4 статуэтки, в том числе в категориях «Лучший фильм» и «Лучший саундтрек» — за бессмертное музыкальное сопровождение Вангелиса.
Мохаммед Али — Сонни Листон — Джо Фрейзер — Джордж Форман«Али», режиссер Майкл Манн, 2001
Спортивная драма Майкла Манна «Али» повествует о самом насыщенном периоде жизни легендарного боксера Кассиуса Клея, во время которого тот принял ислам и сменил имя, впервые женился и провел одни из самых зрелищных боев в своей жизни — с Сонни Листоном (Майкл Бентт), Джо Фрейзером (Джеймс Тони) и Джорджем Форманом (Чарльз Шаффорд), жесткую схватку с которым окрестили «Грохотом в джунглях». Каждому из этих противостояний было суждено быть вписанным в историю бокса, а постановщик Майкл Манн с оператором Эммануэлем Любецки ставят сцены боев так, что зрители чувствуют каждый удар. Уилл Смит, тренировавшийся по 7 часов в сутки и набравший ради роли 16 килограммов, признался, что гордится этой ролью сильнее всего — и имеет на то все основания.
Франсис Уиме — Гарри Вардон«Триумф», режиссер Билл Пэкстон, 2005
Воодушевляющая история Франсиса Уиме (Шайа ЛаБаф), простого паренька из небогатой семьи, одержимого игрой в гольф и мечтающего попасть в его профессиональный мир, дверь в который в начале прошлого века была открыта лишь для богачей и участников привилегированных клубов. Своим упорством и талантом Франсис пробивает себе дорогу к вершине и в итоге сталкивается с кумиром детства, шестикратным чемпионом турнираBritish Open Гарри Вардоном (Стивен Диллэйн). Их схватка поначалу кажется классическим соперничеством героя-новичка с злодеем-профи, но оказывается, что злодей здесь не такой уж и злодей, да и вообще у персонажей немало общего. Соперничество Уиме и Вардона навсегда изменит мир гольфа, а постановщик «Порока»Билл Пэкстон докажет, что фильмы про этот вид спорта действительно могут быть напряженными и зрелищными.
Брэндан Конлон — Том Конлон«Воин», режиссер Гэвин О’Коннор, 2011
Два брата с непростыми отношениями, учитель-неудачник Брэндан (Джоэл Эдгертон) и ветеран войны в Ираке Томми (Том Харди), вступают в турнир по смешанным боевым искусствам. Из-за отца-алкоголика (Ник Нолти, за свою блестящую игру получивший заслуженную номинацию на «Оскар») их жизненные пути разошлись еще в детстве. Пройдя немало препятствий по дороге к финалу (в том числе в виде русского бойца Кобы, выходящего на ринг под куплеты Владимира Высоцкого), братья схлестнутся в жестком бою, где у них — как и у зрителей — не будет ни секунды на то, чтобы перевести дыхание. В бою, заставляющем расчувствоваться даже самых стойких зрителей, которые желают победы обоим героям — в определенном смысле, так оно и происходит. В фильмографии постановщика Гэвина О’Коннора нельзя не отметить еще одну крепкую спортивную драму, «Мираж на льду», посвященную триумфу американской хоккейной сборной на Олимпийских играх 1980 года.
Сборная СССР — сборная Канады«Легенда № 17», режиссер Николай Лебедев, 2012
«Легенда № 17» Николая Лебедева, признанная лучшим фильмом года на недавней церемонии вручения премии «Золотой орел», рассказывает о становлении великого российского хоккеиста Валерия Харламова (Данила Козловский) и о первом матче суперсерии СССР — Канада в 1972 году, завершившимся крупной победой отечественной сборной. Это история не только о противостоянии двух сильнейших команд, но и о борьбе с обстоятельствами, системой и самим собой. Центральное сражение здесь увлекает не хуже настоящего хоккейного матча, а болеть за эту сборную на экране хочется даже тем зрителям, которые никогда не интересовались хоккеем.
Ники Лауда — Джеймс Хант
«Гонка», режиссер Рон Ховард, 2013
Постановщик Рон Ховард, уже выступавший в жанре спортивной драмы с «Нокдауном», перенес на большой экран одно из самых известных и безжалостных противостояний в истории «Формулы-1». Британский плейбой Джеймс Хант против австрийского одиночки Ники Лауды — страсть и отчаянная готовность пойти на любой риск ради победы против холодной расчетливости и дисциплинированности. Две противоположные философии игры и два героя, между которыми невозможно сделать выбор — проникновенная играДаниэля Брюля и Криса Хемсворта заставляет болеть сразу за обоих.