Темнокожий скрипач, образованный господин Соломон Нортап со своей женой, дочкой и сыном — свободные уважаемые люди. Супруги не мыслят жизни порознь даже 3 недели и 2 дня, на которые их разлучает работа жены в другом городе. Проводив семью, музыкант остается в Нью-Йорке и случайно знакомится с двумя мужчинами, которые предлагают ему заработать за 2 недели хорошие деньги игрой на скрипке. Он соглашается, уезжает с ними в Вашингтон, отыгрывает пару концертов, и, когда настает день расплаты, они дают ему больше, чем обещали, отмечают это вином, подливая Нортапу все больше, а наутро он просыпается ни с чем, прикованный цепями, с трудом вспоминая, как он тут оказался.
Мужчины похитили его и продали в рабство. Теперь Соломона ждет череда испытаний, психологические и физические муки, плети, работа в полях и частая смена хозяев, среди которых будут жестокие, как Эдвин Эппс, и справедливые и человечные, как господин Форд (актер Бенедикт Камбербэтч, также известный как Шерлок Холмс) или наемный работник Басс (он же Брэд Питт, который появился в конце лишь на 5 минут и в роли «белого мага» мигом оставил о себе хорошее впечатление).
К слову, самые яркие актеры, имена которых пиарили фильм, задерживались в кадре в среднем минут на пять. Потому не ждите, что вам удастся вдоволь насладиться игрой упомянутых Питта (который в большей степени задействован в фильме лишь потому, что занимался его продюсированием) и Камбербэтча, а также Пола Джаматти и Пола Дано («Руби Спаркс», «Маленькая мисс Счастье»). Вторую мужскую роль, а именно злого рабовладельца Эппса, исполнил полюбившийся режиссеру Маккуину Майкл Фассбендер, известный по их совместным работам в фильмах «Стыд» и «Голод».
Хоть звезды были в кадре и недолго, но все же радость от их появления передавалась по залу волной вздоха. И даже небольшое участие привнесло сочности к общей отличной актерской игре. Чего стоит роль любимой рабыни злого хозяина, которая терпела и его насилие, и жестокость хозяйки…
Да что там — каждый герой здесь главный! Даже секундные появления в кадре заставляли поверить в реальность происходящего. В пользу превосходного мастерства исполнения говорят неопровержимые доказательства: у фильма 48 побед за лучшие первую и вторую мужские роли, женскую роль рабыни и за режиссуру, а также 3 номинации и еще около 50 ожидаемых наград!
Фильм по-настоящему интересный. Тема рабства в XIX веке очень сложная и важная как историческая часть жизни человечества. Единственное, что фильм кажется очень длинным, поскольку события показываются досконально и реалистично. Расовый вопрос уже поднимался в двух шикарных картинах: «Джанго освобожденный» и «Прислуга». Но там тема раскрывалась более зрелищно и мощно (с точки зрения неусидчивого зрителя), все внимание от начала до конца приковано к экрану. Здесь же порой казалось, что фильм идет уже часа 3, а то и 4. Особенно под конец чуть не свел с ума пятиминутный зависший взгляд главного героя куда-то в центр зала…
Но посмотреть «12 лет рабства» надо обязательно, чтобы испепелить все расовые разделения раз и навсегда. Особенно потому, что история эта произошла на самом деле, и фильм снят по мемуарам реального Соломона Нортапа.
Съемки проходили в течение 35 дней на плантации в штате Луизиана, неподалеку от реального места событий — Порта Нового Орлеана и Саратога.