Фестиваль документального и игрового кино Blick’15 стартует в Центре документального кино с 13 ноября по 17 ноября при поддержке Гёте-Института в Москве. В программе фестиваля - новые и относительно новые фильмы немецких режиссеров, большую часть из них покажут в Москве впервые. Тему фестиваля выбрали весьма актуальную - «Женщина в поиске». Режиссер-женщина Изабела Штевер, представительница знаменитой «берлинской школы», приедет с мастер-классом. На показ сходить стоит хотя бы потому, что исторически немцы лучше других умели определять сущность бытия и актуально знают все о его ломке. Мы же обозначим для вас некоторые смысловые доминанты этого процесса.
«Парк осколков», 2013 Режиссер: Беттина Блюмнер Если попытаться выразить идею фильма одной фразой, то точнее всего будет «полная энциклопедия подростковых фрустраций». Отметим, что если прошлогодний фестиваль фильмов from Germany совершенно четко держал в фокусе внимания проблемы тридцатилетних, которая в общем сводилась к простой формулировке «отчего мне так хреново?». То в этом году нашелся герой, сумевший определить проблему более четко:
Цитата
«Почему ненависть и отвращение стали основами моего существования?».
Цитата принадлежит 17-летней Саше, дочери российской эмигрантки, выросшей на задворках Берлина в окружении местных торчков и качков и небезосновательно считающей мужчин последним бастионом зла. «Выбирай: или он или мы» — заявляет Саша тетке, застуканной на месте преступления – в ванне с любовником. Сашину принципиальность в этой ситуации по-человечески понять можно: вы бы тоже так реагировали, если бы вашу мать застрелил ваш отчим на ваших глазах. Теперь в ее душе горят инквизиторские костры, в жерле которых рождается книга «История глупой рыжей женщины, которая была бы жива, если бы слушала свою старшую дочь» и планы мести относительно отчима Вадима, недальновидно отправленного в тюрьму вместо виселицы.
— Его можно застрелить, отравить или переехать машиной, — доверительно сообщает Саша младшему брату – семилетнему Антону Вадимовичу.
— Ты не умеешь водить машину, — сын потенциальной жертвы с детским правдолюбием требует точности в деталях.
Что это кино все же имеет некоторое отношение к женщинам и поиску, становится понятно из диалога, который происходит между Сашей и ее младшей сестрой, семилетней Алисой:
Цитата
— Он что, твой мужчина?
— Он только готовится стать мужчиной.
— Это хорошо. Все мужчины – свиньи.
К сексу это поколение, родившееся много после сексуальной революции, относится сугубо утилитарно и в фильме в этом смысле за Сашу и ее друзей не стыдно:
Цитата
— Пойдем, мы же договаривались позаниматься интегральными уравнениями.
— Мне больше не нужны интегральные уравнения, я всю ночь трахалась…
— Ладно, иди, сюда, сделаем это, все равно у этих презервативов скоро кончится срок годности.
— Саша, а я еще нашел презервативы с истекающим сроком годности.
Вообще «Парк осколков» — это наша Гай-Германика, лайт-версия, и потому скорее всего найдет отклик в суровых тинэйджерских сердцах.
«А завтра в полдень я умру», 2013 Режиссер: Фредерик Штайнер Основная проблематика этого фильма – в каком возрасте ты достаточно взрослый, чтобы самостоятельно уйти из жизни, и другие взрослые при этом не зачморили. Вот если мне 21 и у меня муковисцидоз, и меня достало, что каждый шаг мне дается с трудом, а подъем по лестнице вообще непосильная задача, то можно или нет? В организации, продающей услуги «ассистируемого самоубийства», решили, что можно и приготовили главной героине фильма Леа, от лица которой ведется повествование, рецепт легкого коктейля, выпив который она уснет навсегда:
— Хайнер? Это Рита, сестра Леи, пациентки, которую ты лишил девственности.
— Что случилось? Она умерла?
Так вот Леа везет. А вот парню, встреченному главной героиней в том же цюрихском пансионате для смертников, гораздо меньше: ему комиссия отказывает. Он хочет уйти вслед за мамой, которую в десятилетнем возрасте обнаружил в ванне со вскрытыми венами, поэтому между пробежками и рисованием тоже периодически прочерчивает ножом на руках русла двух рек.
Цитата
— Это Нил, а это Миссисипи.
— Ты плохо учил географию, Нил длиннее Миссисипи.
«Моя мама, война и я», 2014 Режиссер: Тамара Трампе, Йохан Фейнд
Цитата
— Я тебе родила зимой 4-го декабря 1942.
— Где это было, мама?
— Это было на Волге.
— А что ты там делала?
(с) Johann Feindt Filmproduktion Что может делать женщина во время войны? Служить медсестрой. Ей 22 года. На 15-ти градусном морозе у нее начинаются схватки, она рожает ребенка в снег. «Ты выжила, представляешь? Теперь сложно в это поверить». Еще сложнее поверить, глядя на почтенную фрау с седыми буклями, изъясняющуюся по-немецки, что это бывшая русская медсестра. Период второй мировой войны – труднейший в истории ХХ века, он оставил эмоциональные шрамы, которые почти через семьдесят лет после ее окончания, доставляют страдания не одному поколению людей. «Это было трудное время, которое каждый пережил по-своему, — говорит Тамара, дочь той самой молоденькой медсестры. Ее фильм — личная семейная история, построенная на воспоминаниях и фотографиях. После смерти матери – в возрасте 90-та лет, Тамара расспрашивает родственников и бывших фронтовых медсестер, а затем выстраивает кусочки головоломки в непростую историю ХХ века: «Моей маме понравилось бы, что я делаю. А для меня это очень важно. Но она бы себе и представить не могла, что я это действительно сделаю».
Источник: