Психологические особенности современного подросткового кино
14.08.2014 19:45
ИСТОРИИ КОТОРЫЕ ПРИШЛИ.

Доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ, кандидат психологических наук Леонора Печникова рассказала о том, что подростки хотят видеть в современном кино и о причинах, благодаря которым самые успешные кинофраншизы обрели свою популярность.
Возрастающая популярность всевозможных мистических и фантастических историй среди подростков, которую можно наблюдать сегодня, не случайна. Центральным фактором тут выступает романтическое мировоззрение. Оно было характерно для молодежи во все времена, однако благодаря стремительному развитию технологий в последние годы снимать фильмы, удовлетворяющие эту потребность, стало значительно проще и дешевле.
Подростки не принимают ни детский мир, который в их представлениях связан с пассивностью, зависимостью от родителей и покладистостью, ни взрослый, который характеризуется материализмом, меркантильностью и прагматизмом.
На этом фоне ярко проявляется инфантильность, свойственная всему современному обществу в целом: несмотря на то, что молодежь стремится к определенной доле независимости, она желает сохранить тот характер переживаний, который был свойственен их детским годам. Отсюда и появляется тяга к сказочной реальности, где все потребности удовлетворяются неизвестным образом.
Смотря фильмы про борьбу с системой, подростки компенсируют свою конформность в реальной жизни
Кроме того, современные дети всегда претендуют на исключительное место в мире и становятся очень требовательными. Отражением этих требований становится фантазия миссионерства — идея о том, что их миссия гораздо больше, чем то, что их повседневно окружает, чем те реальные возможности, которые им предоставлены. Подобные фантазии позволяют им не обращать внимания на проблемы, которые действительно имеют место в их жизни. Развитие современных технологий сделало возможным уход в некую виртуальную реальность, которым компенсируется страх живого общения. Иногда она становится даже важнее, чем все остальное.
В этом как раз и заключается причина популярности таких фильмов, как «Гарри Поттер». Его волшебный мир затягивает, а главная идея — «любовь побеждает все» — кажется особенно привлекательной в условиях современного общества.
Обращаясь к кинематографу, подросток стремится взрослеть через самоидентификацию, через поиск своего двойника на экране. Поэтому общая размытость образов играет авторам только на руку: молодежь может наделить подобного размытого персонажа такими качествами, которыми ей хочется. Это тем более актуально потому, что для современных подростков характерна психологическая андрогинность: полоролевые функции изменяются, появляются сомнения в том, как развиваться дальше, а также страх перед будущим.
Именно эти тенденции и страхи отражены в антиутопиях. Не случайно главной героиней этих историй сейчас в большинстве случаев становится сильная и волевая девушка, которая ничего не боится и сама принимает решения. В этом как раз и проявляется как пресловутое стирание граней, так и нежелание девочек находится в подчиненной позиции. Кроме того, в антиутопиях все тенденции, характерные для общества сейчас, предстают в преувеличенном виде. Смотря фильмы про борьбу с системой, подростки таким образом компенсируют свою конформность в реальной жизни.
Подростки не принимают ни детский мир, который в их представлениях связан с пассивностью и покладистостью, ни взрослый, который характеризуется меркантильностью и прагматизмом
Другой тип фильмов, популярных среди подростков сейчас — сентиментальные картины с печальным концом. Они призваны утешить своих зрителей, дав им понять, что не только они переживают трудное время. В частности, подростковая влюбленность — это скорее форма любви к себе, подпитка нарциссизма, компенсация потери привычной родительской любви. Смотря подобные истории и отождествляя себя с главным героем, подросток как будто удовлетворяет свое стремление к поиску референтной группы, людей, похожих на него.
Однако молодежь нельзя рассматривать вне остального общества. Современные подростки, как и все остальные их сверстники, живут в перевернутом мире, в котором все хотят быть вечно молодыми. Таким образом, все вышеперечисленное сейчас свойственно не только людям, являющимся подростками по возрасту. Зрелость всего социума, в каком-то смысле, откладывается на неопределенный срок: даже физически человек стал развиваться до 28 лет — стоит ли говорить о психологическом взрослении.
КОММЕНТАРИИ
Чтоб писать комментарии авторизуйтесь или зарегистрируйтесь