«"/
Личный кабинет
Личный кабинет
Ваш логин
Пароль
Забыли пароль?
Войти через аккаунт в соц. сетях
Вы можете завести учетную запись на проекте с помощью вашего аккаунта в социальной сети нажав на иконку ниже.
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрационная информация
Логин (мин. 3 символа)*
Email*
Является логином при входе на сайт
Пароль*
Не менее 6 символов
Подтверждение пароля*
Личная информация
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Номер телефона*
Для смс с кодом подтверждения регистрации.
Указывать в формате +79991112233

*Поля, обязательные для заполнения.

EN ES CH
Сдавай всё для нужд кино! 
Квартиры, Дома и офисы - в почасовую аренду
без покидания территории! 

Премьера фильма Акиры Куросавы 1975 года








На 9-м Московском международном кинофестивале, проходившем с 10-го по 23-е июля 1975 года, состоялась премьера фильма Акиры Куросавы "Дерсу Узала". Мы не знаем точно, в какой именно из дней этого фестиваля состоялась эта премьера. Но почему бы и не 13 июля?

В основу сценария фильма "Дерсу Узала", созданного Юрием Нагибиным и самим Акирой Куросавой, положены повести подполковника русской царской армии Владимира Арсеньева "По Уссурийскому краю" и "Дерсу Узала", которые были написаны в период с 1906 по 1915 годы. 


Когда, будучи школьником, я читал книжку "Дерсу Узала" и позже, уже в студенческие годы, когда я смотрел фильм Акиры Куросавы, я буквально наслаждался описаниями дальневосточной природы, приключений Арсеньева и Дерсу... И мне совершенно невдомёк было, какие политические страсти привели к созданию этого фильма.


В какой-то степени подоплека создания вышеназванных литературных произведений Владимира Арсеньева и фильма, поставленного по его книгам, раскрыта в очень хорошей статье Егора Холмогорова, в которой справедливо отмечается, что одним из важнейших аспектов миссии Владимира Арсеньева как исследователя-разведчика в его походах были поиски путей решения китайской проблемы на Дальнем Востоке. Но мы хотели бы добавить "свои пять копеек", исходя из специфики нашего канала.


Конечно, для полноты освещения вопроса о предпосылках создания повестей Арсеньева и фильма Куросавы хотелось бы заглянуть в историю поглубже, вспомнить и штурм Пекина русскими войсками, и связь семьи Владимира Ульянова-Ленина с Чан Кай-ши, и многое другое. Но на это потребовалась бы целая монография, а не отдельная статья на нашем канале. Поэтому коснёмся лишь тех событий, которые непосредственно предшествовали созданию фильма.


Напомним, что в нашей публикации "Годы и Фильмы: 1949-й год" мы отметили как одно из важнейших событий того года: "Многолетняя гражданская война в Китае завершилась победой коммунистических сил. Власть Гоминьдана сохранилась только на территории острова Тайвань. На территории континентального Китая создана Китайская Народная Республика под руководством КПК. США объявили бойкот КНР." В том же году тогдашний лидер КНР - Мао Цзэдун - прибыл в СССР для встречи со Сталиным.


Буквально сразу же по прибытию в Москву Мао Цзэдун заявил, что "должна существовать разница между отношением к старой России, царской России, и к социалистической стране; эта разница может существовать и проявляться с его стороны лишь тогда, когда нынешняя Россия (СССР) докажет делами, что она не отождествляет себя и свою политику, свое отношение к Китаю с политикой царской России." Иными словами, китайский лидер дал ясно понять, что страна, провозгласившая "Отречёмся от старого мира, отряхнём его прах с наших ног", должна отряхнуть этот прах (в виде Сибири и Дальнего Востока) к ногам великого китайского народа.


Два месяца Мао Цзэдун находился в СССР, ведя переговоры со Сталиным. Главным содержанием этих переговоров со стороны Мао Цзэдуна было выклянчивание финансовой помощи и навязывание анти-японского оборонительного соглашения. В качестве средства шантажа Мао Цзэдун использовал угрозу "лечь под Штаты". Что ж, своего китайский лидер добился. Анти-японский договор был подписан 14.02.1949 года. В тот же день был подписан и кредитный договор, согласно которому СССР Китаю предоставлял займ в 300 миллионов долларов под 1% годовых, который должен был погашаться в течение 10 лет, начиная с 1954 года. Кроме того, тысячи советских специалистов направлялись в Китай для строительства 250 заводов (бесплатно для Китая), 20 тысяч молодых китайцев направлялись на учёбу в вузы СССР (тоже бесплатно). И всё это - за постоянные восхваления "мудрого вождя народов". Ну, и за обещания "не ложиться под Штаты". И это при том, что советский народ в это время сводил концы с концами, а многие и вовсе голодали. Да, и ещё: Советский Союз передал Китаю технологии создания атомного оружия.


Естественно, что в эти годы - конец 40-х - начало 50-х - председатель КНР ни о каких территориальных претензиях к Советскому Союзу не заикался. Но держал это в уме, а в кругу своих приближённых постоянно жаловался на скаредность русских.


Но человеческая жизнь имеет свои законы (о чём вожди и правители зачастую забывают): в 1953 году Сталин отошёл в мир иной. В 1956 году на XX-м съезде КПСС был осуждён культ его личности. Мао Цзэдун понял, что "халява заканчивается". И справедливо: преемники "вождя народов", при всех их грехах и завихрениях, оказались более вменяемыми и не собирались кормить "великий китайский народ". Понял это товарищ Мао и решения ХХ съезда осудил. Впрочем, на отношениях с СССР моментально это не отразилось: Китай был занят утрясанием территориальных проблем с Тайванем, Индией, Тибетом. К тому же, в 1959 году Мао Цзэдуна на посту Председателя КНР сменил Лю Шаоци. А советский лидер Никита Хрущёв, напротив, совершил первую поездку в США.


Впрочем, в правящей - коммунистической - партии Китая Мао Цзэдун сохранил своё главенство. И с 1960-го года в печатном органе КПК газете "Жэньминь Жибао" стали появляться статьи с критикой СССР и КПСС. Правда, сначала они носили декларативный характер: Китай (и примкнувшая к нему Албания) осуждали Советский Союз за ревизионистскую политику мирного сосуществования, провозглашенную СССР, и заключение договора о ненападении между НАТО и Варшавским Договором.


Но в 1964-м году маски были сброшены. Великий Кормчий потребовал у Советского Союза ни много, ни мало - полстраны: «Мест, оккупированных Советским Союзом, слишком много. Советский Союз занимает площадь 22 миллиона квадратных километров, а его население всего 200 миллионов человек». Согласно заявлениям Председателя КПК Хабаровский и Приморский края, Забайкалье, Сахалин и часть Средней Азии — всего 1,5 млн квадратных километров - оказались "подло оккупированной китайской землёй". Не случайно это произошло именно в 1964 году: именно в этом году Китай провёл первые испытания ядерного оружия. Короче, в очередной раз сказалась "дальновидность Вождя народов".


Начались постоянные вооружённые провокации на китайско-советской границе. В марте 1969 года эти провокации переросли в открытое боевое столкновение на острове Даманском. С этого момента Китай и Советский Союз "превратились из друзей-товарищей во врагов-предателей". По крайней мере, именно так оценивала последствия событий на Даманском китайская коммунистическая печать. И это несмотря на то, что советские войска по решению правительства оставили остров китайской стороне.


Таков исторический фон, на котором создавался фильм. А теперь более подробно - о самом фильме и его создании. В декабре 1970 года кинематографический мир был потрясен известием о неудачной попытке самубийства великого японского кинорежиссёра Акиры Куросавы. Причина в том, что все 60-е годы режиссёра преследовали неудачи, и последней в ряду этих неудач был провал его фильма "Под стук трамвайных колёс" 1970 года. В Японии за год его посмотрели всего 1000 человек.


Вскоре после этого, в феврале 1971 года, в Японии оказался известный советский кинорежиссёр Сергей Герасимов, давно знакомый с Куросавой. Он пригласил Куросаву в Москву и предложил показать фильм "Под стук трамвайных колёс" на Московском международном кинофестивале вне конкурса. И Куросава согласился. Тогда же он поделился с Герасимовым своей давней идеей экранизировать повесть Владимира Арсеньева "Дерсу Узала". Эту повесть Куросава прочитал ещё в 40-х годах. Тогда же попросил своего сценариста написать сценарий по этой повести. Но сам Куросава понял, что сценарий получился слишком "японским" и поставить по нему в Японии фильм, который не стал бы "развесистой клюквой", не получится. И он простился с этой идеей. Но встреча с Герасимовым идею Куросавы воскресила.


В Москве с Куросавой встретился Лев Кулиджанов, на тот момент Председатель Союза Кинематографистов СССР. Он предложил Куросаве поставить фильм по сценарию, который будет написан совместно Куросавой и Юрием Нагибиным. Режиссёр согласился. На создание фильма Госкино СССР выделил 4 миллиона долларов. Чтобы понять, насколько это значительная сумма, могу привести такое сравнение. Несколькими годами спустя Андрей Тарковский допустил перерасход сметы при съемках фильма "Сталкер" на 300 тысяч рублей. Так вот, сталинисты до сих пор, спустя 40 лет, поносят Тарковского всеми возможными и невозможными словами за ущерб, причинённый советскому кинематографу. Не верите? Почитайте комментарии к нашей публикации об Андрее Тарковском. А тут - 4 миллиона долларов!


И ещё один важный момент: на роль Арсеньева был приглашён не кто-нибудь, а Юрий Соломин. То есть, актёр, незадолго до этого в сериале "Адъютант его превосходительства" создавший внешний образ благородного офицера царской армии. Тем самым, без лишних слов всем было дано понять, что от завоеваний наших предков никто отказываться не собирается. И все, кому надо, это поняли. 


Ещё до выхода фильма на экраны в Японии вышли несколько статей за авторством двух организаций: "Японское исследовательское общество "Дерсу Узала" и "Японский критический кружок "Дерсу Узала". В этих статьях содержались примерно такие пассажи: "Пока этот чистейший антиисторический, антикитайский злой фильм не вышел, но его отвратная образина полностью проявилась". Или: "«Ренегатская клика советских ревизионистов не упускает случая использовать литературу для пропагандирования своей экспансионистской политики. В последнее время они снюхались с японским буржуазным режиссёром, сварганили фильм „Дерсу Узала“, что и является явным доказательством. Сценарий был создан по книгам офицера царской России Серниева. Ренегатская клика советских ревизионистов думала реализовать свой план, а на самом деле результат получился совсем другим. В сценарии не только описан ряд действий царя по оккупации китайской территории, но и обнаружилась претензия нового царя к нашей территории в настоящее время». Грамотные японцы быстро сообразили, что под вывесками японских обществ и кружков выступали "китайские товарищи".


Ситуацию, складывавшуюся вокруг создания фильма, держал под своим контролем лично руководитель КГБ СССР Ю.В.Андропов, о чём свидетельствует его письмо на имя М.Суслова о попытках "китайских товарищей" воспрепятствовать съемкам фильма.


А фильм, несмотря на его политическую подоплёку, получился замечательным. Подтверждением тому - несколько кинонаград высшего достоинства. То, что фильм получил главную премию Московского международного кинофестиваля (вместе с фильмами "Земля Обетованная" Анджея Вайды и "Мы так любили друг друга" Этторе Сколы), это понятно. Но фильм также был удостоен премии Оскар в номинации Лучший фильм на иностранном языке, опередив, среди прочих, фильм "Земля Обетованная", а также двух итальянских премий Давид ди Донателло, в том числе одна премия - Акире Куросаве как Лучшему режиссёру. Таким образом, фильм "Дерсу Узала" сыграл в истории мирового кинематографа, помимо прочего, ещё одну важную роль. Он вернул уверенность в своих силах великому Акире Куросаве, который после "Дерсу Узала" снял ещё целый ряд фильмов, среди которых такие киношедевры, как "Кагемуся" и "Ран".


И особенно это бросается в глаза на фоне рецензии некоего Гэри Арнольда из The Washington Post, в которой автор писал: "Фильм "Дерсу Узала" могут выдержать в настроении почтительного сожаления только киношные уроды, которые считают необходимым для себя смотреть каждую работу более великого режиссера. Акира Куросава, бесспорно, один из величайших режиссёров. Но эта пасторальная эпопея о врожденном превосходстве человека, живущего в одиночестве и в гармонии с природой, отражает упадок драматической силы и страстный, тщетный вкус к сентиментальному поклонению героям. Это созерцательная работа стареющего художника, чьи мыслительные процессы замедляются по мере того, как его мысли превращаются в дедушкины банальности." Представляете: режиссёра, который спустя несколько лет сделает "Кагемуся" и "Ран", назвать "дедушкой с замедленными мыслительными процессами". Вот какие "эксперты" работают во влиятельнейшей газете США!


Впрочем, понятно, что этот Арнольд относится к тем 99% кинокритиков, которые по заказу напишут о фильме ровно то, что будет оплачено. Поэтому мы в своих исследованиях обращаем внимание лишь на очень немногочисленную группу кинокритиков, заслуживших наше доверие своей объективностью. Пусть даже и не всегда мы с ними согласны. А вот мнение кинозрителей, выраженное в голосовании на сайтах IMDB и Кинопоиск, мы учитываем всегда. Так вот: 66% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили  фильму "Дерсу Узала" оценки от 8 до 10.


С учетом изложенного выше рейтинг фильма Акиры Куросавы "Дерсу Узала" по версии FilmGourmand'а составил 9,407, благодаря чему он занял 83-е место в Золотой Тысяче.














Источник







Теги: #Премьера фильма#Акиры Куросавы#1975 года#45-летие Дерсу Узала 2007 19

Возврат к списку


Кинотранспорт в аренду