
Киноцентр «Родина». Фото: wikipedia.org/Florstein
Проект Петербургской синематеки, который с декабря 2013 года разрабатывается коллективными усилиями фонда «Пример интонации» Александра Сокурова и коллективом журнала «Сеанс» при участии киностудии «Ленфильм», находится под угрозой из-за споров вокруг киноцентра «Родина» — предполагаемой площадки проекта.
С резкой критикой «синематечной» инициативы выступил председатель петербургской организации Союза кинематографистов, кинорежиссер Сергей Снежкин, который считает «справедливой» ситуацию, при которой «Родина» была бы слита с «Домом кино».
Оба учреждения располагаются в принадлежащем городу здании на Караванной, 12. «Дом кино» занимает свою часть на основании договора безвозмездного пользования (срок договора — до 2020 года). «Родина» — государственное учреждение, подотчетное комитету по культуре Санкт-Петербурга — нередко предоставляет зал для проведения мероприятий «Дома кино».
— Многолетняя нужда Союза кинематографистов в этом помещении особенно обострилась сегодня, когда наш большой зал «Дома кино» находится в аварийном состоянии и закрыт по решению властей. А с недавних пор у нас закрыто фойе из-за угрозы обрушения лепнины с потолка. При этом необходимые средства на ремонт не выделяются уже более года. Все мероприятия союза — творческие встречи, кино- и фестивальные показы — проходят в наших залах (на 15 и 20 человек) или в зале «Родины», когда это возможно, — рассказал «Известиям» Сергей Снежкин.
Председатель комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга Василий Панкратов отметил, что город не в силах помочь с ремонтом здания.
— «Дом кино» принадлежит общественной организации и не имеет отношения ни к комитету по культуре, ни к правительству города, — рассказал Панкратов. — Мы можем помочь организации грантами, субсидиями на деятельность, но по закону нам запрещено тратить бюджетные средства на капитальный ремонт небюджетных организаций.
В то же время чиновник уверен, что решать проблемы СК через слияние «Дома кино» и «Родины» нет необходимости.
— Обе площадки работают самостоятельно и успешно координируют свою работу друг с другом, — подчеркнул Панкратов.
Чиновник отметил важность проекта синематеки, однако отказался его комментировать до принятия администрацией города окончательного решения.
В
По мнению Снежкина, если передача кинотеатра «Родина» под управление Александра Сокурова и его команды состоится, то «здание для Союза будет потеряно».
— Никто не может гарантировать, что под руководством Александра Николаевича «Родина» не превратиться в какое-то иное, не связанное с кинопроцессом, заведение. Интересы одного режиссера не должны перевешивать интересы сотен других кинематографистов города, — считает Снежкин.
Редакционный директор журнала «Сеанс» Константин Шавловский, один из авторов проекта, уверен, что опасения председателя петербургского отделения СК напрасны.
— Так как руководство синематеки будет подчиняться комитету по культуре, а не журналу «Сеанс» и не режиссеру Сокурову, то ничто не помешает нам встретиться с Сергеем Олеговичем в кабинете у председателя комитета и прийти к письменным соглашениям о формате взаимодействия с местным отделением СК, которые руководство синематеки как подведомственное учреждение будет обязано соблюдать, — заявил он.
Согласно проекту, подчеркивают авторы, кинотеатр остается целиком в городской собственности — предполагается только смена дирекции и учреждения попечительского совета, в который войдут известные кинематографисты и общественные деятели. Согласно расчетам (смета есть в распоряжении «Известий»), синематека на базе «Родины» не только не будет убыточной, но и должна приносить прибыль в городскую казну.
Глава Ассоциации продюсеров кино и телевидения, руководитель кинокомпании СТВ Сергей Сельянов подчеркнул важность синематеки для всего российского кинопроцесса.
— Действенный способ бороться за улучшение качества выпускаемых фильмов — это создание таких институций. В Москве долгие годы подобным местом силы был Музей кино, подготовивший существенное количество наших современных талантливых режиссеров. Петербургская синематека может стать своего рода методическим центром и станет снабжать коллег готовыми проектами, программами, технологиями. Успех пилотного киноцентра даст импульс к созданию новых региональных институций и вдохнет в жизнь в уже существующие, — считает продюсер.
В Министерстве культуры «Известиям» сообщили, что ведомство «считает важным создание синематек и допускает их наличие в инновационных культурных центрах (ИКЦ) и многофункциональных культурных центрах (МКЦ)». Согласно плану деятельности Министерства культуры РФ, к 2018 году планируется наладить работу трех ИКЦ и 40 МКЦ.
Председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук отметил, что ему «странно слышать о непонимании петербургскими властями важности данной инициативы».
— «Ленфильм», конечно, поддерживает этот проект. Если он так и не сдвинется с места, на декабрьском Петербургском культурном форуме будем убеждать правительство и лично вице-премьера Ольгу Юрьевну Голодец в важности этой инициативы, — резюмировал Бондарчук.
В поддержку проекта высказался советник президента РФ по культуре Владимир Толстой.
— Уверен, если такой человек, как Сокуров готов взяться за это дело, то инициатива достойна всяческой поддержки, — подчеркнул он.
В декабре 2013 года в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума был проведен круглый стол «Дети синематеки» с участием киноведов, культурологов, кинематографистов и руководителей музеев кино, по итогам которого был
В течение года журнал «Сеанс» в тесном сотрудничестве с фондом «Пример интонации» Александра Сокурова занимались разработкой проекта на базе киноцентра «Родина» — единственного государственного многозального кинотеатра, который располагается в центре города. Авторы предлагают произвести ребрендинг заведения и ввести продуманную репертуарную политику. Открытая защита проекта планируется в рамках III Санкт-Петербургского международного культурного форума, что пройдет в декабре этого года.
ИСТОЧНИК: