«"/
Личный кабинет
Личный кабинет
Ваш логин
Пароль
Забыли пароль?
Войти через аккаунт в соц. сетях
Вы можете завести учетную запись на проекте с помощью вашего аккаунта в социальной сети нажав на иконку ниже.
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрационная информация
Логин (мин. 3 символа)*
Email*
Является логином при входе на сайт
Пароль*
Не менее 6 символов
Подтверждение пароля*
Личная информация
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Номер телефона*
Для смс с кодом подтверждения регистрации.
Указывать в формате +79991112233

*Поля, обязательные для заполнения.

EN ES CH
Вакансии, объекты для съемок, форум для работников кино и ТВ находите компоненты кинопроизводства за 5–20 минут

Олег Тетерин: "Как повысить прибыльность российского кино"



В эфире радио «Кино 360» продюсер Олег Тетерин рассказал о своем проекте быстровозводимых кинотеатров в малых и средних российских городах и особенностях проката отечественных фильмов в кризис. Публикуем расшифровку программы.

Loading player...


Евгений Лошак: Вы обратились с письмом к министру культуры Владимиру Мединскому, в котором предложили поддержать проект сети быстровозводимых кинотеатров в малых и средних городах с приоритетным показом российского кино. Под эту инициативу вы попросили выделить 1,5 млрд рублей и планируете создать сеть кинотеатров в городах с населением менее 140 тысяч человек. Но самое интересное, что расходы на строительство и оборудование одной пятизальной площадки не будут превышать 15 млн рублей. О чем идет речь? Порядка 100 пятизальных кинотеатров по 36 мест в каждом зале?

Олег Тетерин: Абсолютно точно. Но я хотел бы начать разговор с предпосылок — почему мы решили создать сеть собственных кинотеатров. Первая проистекает из того, что мы сняли шесть фильмов за полтора года, которые посмотрели 11 млн зрителей. И если сравнить деньги, которые получили все участники процесса, выходит, что продюсеры практически ничего не заработали на этих фильмах, потому что половина денег ушла кинотеатрам, одну пятую (где-то 10% от остатка) забрали дистрибьюторы. Далее, деньги ушли медийным компаниям, которые размещали рекламу на эти фильмы. Свои деньги получили актеры, вся команда. В итоге продюсерам остался некий доход, который с шести фильмов при сборах в четыре миллиарда составил практически ноль.


ЕЛ: Почему эта идея рассчитана на регионы, в которых в кино ходит не более 140 тысяч человек?

ОТ: Мы поняли, что создать сеть собственных кинотеатров, где можно прокатывать и свой собственный контент, было бы правильным решением. Так как, имея возможность контроля конкурирующего окружения, ты можешь выпускать больше сеансов для своих фильмов, для фильмов твоих партнеров — российских продюсеров. Уменьшая количество третьесортных западных фильмов, пуская больше голливудских хитов и увеличивая количество сеансов для российских фильмов.

Возникла идея создать собственную сеть кинотеатров именно в городах, где их нет. В России в 681 городе нет кинотеатров, а в 370 городах есть только один кинотеатр. В основном, это Дом культуры советского образца, где билет стоит 250-300 рублей. Там нет никакого бара в фойе, всего один зал с экраном сомнительного качества и 5-6 сеансов. Я описываю среднюю картину. Конечно, есть города с хорошими кинотеатрами. Но в большинстве своем и у них существуют недостатки.

Вторая предпосылка была связана с тем, что в России смотрит кино всего лишь 15 млн человек. То есть из 140 млн жителей только 15 млн человек ежегодно покупают билеты в кино.


ЕЛ: Просто потому что нет кинотеатров и некуда пойти?

ОТ: Более 50 млн человек не имеют просто физического доступа к кино. Также, поскольку российское кино не окупается и продюсеры вынуждены изыскивать различные схемы, чтобы выпускать фильмы хоть каким-то образом, это происходит не всегда качественно. Я не говорю о таких наших российских блокбастерах, как «Вий» или «Сталинград». Есть много фильмов, которые еле-еле сводят бухгалтерский баланс. Это приводит к тому, что продюсеры просто не могут развивать индустрию, потому что им хватает только вернуть вложенные деньги. Они в лучшем случае выпускают еще один такой же фильм, который опять же в лучшем случае отбивает вложенное. Не происходит развития, поэтому аудитория просто не ходит в кино.


ЕЛ: Расскажите про уникальную и запатентованную вашей компанией «Тетерин-фильм» модульную конструкцию, благодаря которой может получиться произвести дешево столько кинотеатров в малонаселенных городах.

ОТ: Как я уже сказал, большинство кинотеатров зарабатывает основную долю денег, а большинство российских зрителей не ходит в кино. Мы решили проанализировать, из чего вообще создан кинотеатр.

Основная затрата — это оборудование. Каждый может посмотреть, сколько стоит один кинопроектор: не дороже люксовой автомашины. Также будут затраты на зал — стены, отопление, вентиляцию и т. д. Так, средняя стоимость создания кинозала — порядка 20 млн рублей. Мы поняли, что входить в такой бизнес нет возможности ни у нас, ни у потенциальных инвесторов. Рынок насыщен такими дорогими кинозалами, которые окупаются пять, семь, десять лет. Все эти сети известны — «Каро, «Синема Парк», «Формула кино» и т.д.

Мы подумали о том, что может заменить стены торгового центра, которые, к слову сказать, обходятся очень дорого: арендная плата может исчисляться миллионами рублей в год. И нашли свое техническое решение. При использовании бетонно-металлической конструкции можно удешевить производство кинозала в пять раз и при этом соблюсти все необходимые ГОСТы, СНИПы по шумоизоляции и прочее.

То есть наш кинотеатр стоит, в зависимости от региона и нюансов, от 15 до 20 млн рублей. Это весь кинотеатр с пятью залами по 36 мест, плюс большое фойе и кинобар: все, как в обычном кинотеатре, но чуть меньших размеров. И занимает такой кинотеатр в среднем в 2-3 раза меньше площади, чем традиционный в «миллионниках» и крупных городах.


ЕЛ: Но эта цена уже с учетом того, что вы собираетесь занимать муниципальную площадь бесплатно, или туда уже входит какая-то площадь за аренду, которую вы будете платить городу? Или вы будете покупать эти земли? Как вы будете действовать?

ОТ: Как правило, все города, в которые мы хотим зайти, имеют численность до 140 тысяч человек. В них нет кинотеатров, поэтому существуют социальные проблемы, в частности с организацией досуга.


ЕЛ: И власти адекватно к этому отнеслись?

ОТ: Мы вышли с предложением ко всем губернаторам и мэрам этих городов с просьбой предоставить нам на льготных условиях эту землю в аренду. Где-то можем ее и купить.


ЕЛ: А как отреагировала индустрия на то, что вы собираетесь пользоваться муниципальными площадями? Как к этому отнеслись другие продюсеры?

ОТ: Другие продюсеры рады тому, что мы пытаемся сделать. Может быть, кто-то и испытывает ревность, что не он первый это сделал, но в России 680 городов, где нет кинотеатров. Думаю, что мы можем с какими-то продюсерами это реализовать в одних регионах, с другими — в других. Фильмы третьих можем просто прокатывать.


То есть, наша киноиндустрия — это огромное футбольное поле. И сегодня по сравнению с этим огромным полем, большинство игроков очень маленькие, как муравьи. И все они бегают вокруг одной тростинки. У нас есть огромное поле, я приглашаю всех заинтересованных это поле поделить и разделывать его. Всем вместе.


ЕЛ: Будет ли как-то это здание отличаться от обычных зданий? Или с виду оно будет совершенно таким же, как любое другое здание, возведенное из кирпича?

ОТ: С точки зрения всяких профессиональных строительных терминологий, это здание не капитального строительства. Оно мобильное, но не на колесах. Кинотеатр можно разобрать и перенести в другой район города или другой город. Отсюда и название — модульный, быстровозводимый.


ЕЛ: У него будет какая-то интересная форма?

ОТ: Он будет дизайнерской формы, которая привлечет внимание, а строить мы его будем не из традиционных материалов. Он должен быть всесезонным: зимой там будет тепло, а летом — прохладно.


ЕЛ: А каков срок годности такого помещения?

ОТ: Стандартно, если поддерживать — десятки лет.


ЕЛ: Что за патриотическая концепция, которую вы закладываете в этот проект?

ОТ: Мы не страдаем популизмом и не пытаемся в ногу со временем со всеми говорить на какие-то стандартные и порядком надоевшие вещи. Не хотим использовать какие-то информационные потоки: будто кто-то борется с санкциями, а мы придумали в рамках этих санкций новый проект. За последние полтора года мы сняли довольно много фильмов, которые получили достойный отклик от зрителей, и просто хочется выпускать больше подобных картин.


ЕЛ: То есть, в этих кинотеатрах не будет никакой пропаганды?

ОТ: Дешевой пропаганды точно не будет. А будет исключительно бизнес-подход российского предпринимателя, который заинтересован, прежде всего, в продвижении национальных продуктов.


ЕЛ: Но помимо того, что вы будете ставить российские картины в приоритете, вы как производитель собираетесь получать какие-то заказы от властей, которые могут с точки зрения пропаганды влиять на население? Вы к такому готовы?

ОТ: Мне кажется, что заказы от властей приходят в формализованном виде. Например, как Министерство культуры дотирует фильмы с господдержкой? Через Фонд кино или через Министерство культуры. Есть какие-то другие министерства, которые поддерживают свои направления. Мы, безусловно, воспользуемся всеми возможными вариантами, если это будет востребовано. То есть, если наши проекты заметят и государство захочет использовать их для своих благих целей, мы всегда открыты, как и любой другой бизнес в России.


***
ЕЛ: Что для вас качественное кино, чтобы слушатели понимали значение данного слова?

ОТ: Качественное кино — это то, которое ты хочешь посоветовать своим друзьям.


ЕЛ: И какое российское кино вы хотите посоветовать, например, мне посмотреть на следующей неделе?

ОТ: То кино, которое ты хочешь посоветовать своим друзьям и где тебе не стыдно поставить свою фамилию. Я не знаю, смотрели ли вы наши фильмы — например «В спорте только девушки».

В следующем году выйдет вторая часть. Из других фильмов — это «Битва за Севастополь», «Батальон», «Призрак».


ЕЛ: А какие качественные зарубежные фильмы вы можете посоветовать из тех, что вышли за последний период?

ОТ: Мне очень понравился фильм «Этот неловкий момент» с Венсаном Касселем, и «Французский транзит» с Жаном Дюжарденом.


ЕЛ: Но они были в ограниченном прокате.

ОТ: В том-то и дело! Они были в ограниченном не потому, что они плохие, а потому что рядом выходили «Человек-муравей» и прочие.


ЕЛ: А «Человек-муравей» вас не привлекает?

ОТ: Вообще детям, конечно, нравится, но я бы хотел, чтобы мой ребенок рос на других фильмах.


ЕЛ: А если он иногда и развлекаться будет?

ОТ: Конечно, есть «Миньоны», пускай развлекается. Но «Человек-муравей» — слишком агрессивный фильм.


ЕЛ: А мультик «Головоломка»?

ОТ: Замечательный!


ЕЛ: На что вы опираетесь при выборе проекта?

ОТ: На сценарий.


ЕЛ: Вы читаете сценарий?

ОТ: Да, мы все читаем сценарии. В Голливуде есть три правила: сценарий, сценарий, сценарий. Я считаю, что есть и четвертое: еще раз сценарий!


***
ЕЛ: Тема нашей беседы — «Что будет с прокатом российских картин в эпоху кризиса». Мы к этому еще не подошли. Вы запланировали создать сеть кинотеатров в малых городах с населением менее 140 тысяч человек. И на создание каждого кинотеатра уйдет не более 15-20 млн рублей. Это достаточно интересный и уникальный проект. Давайте мы поговорим о том, что же действительно будет происходить с прокатом отечественных картин в эпоху кризиса. Уже наблюдается некий спад, но как это отражается непосредственно на ваших картинах?

ОТ: Был спад на трех наших фильмах: «Неуловимые», «Приличные люди» и «Мамы 3». Несмотря на то, что «Мамы 3» собрали в прокате почти 150 млн рублей, это в два раза хуже, чем вторая часть «Мам», которая собрала 360 млн. И это при том, что у «Мам 2» был очень хороший «сарафан», как и у «Мам-3».


ЕЛ: Причина в том, что люди не пошли на этот конкретный фильм или не смогли пойти?

ОТ: Причина — в большом конкурентном окружении. По крайней мере, с нашими последними фильмами, которые не были такими успешными, как «Вий» или «Повар на колесах».
«Мамы-3» выходили в конце декабря, там всегда все «плотно».

«Неуловимые» выходили в марте, когда выходил «Призрак» и другие российские фильмы, включая даже мультики.

«Приличные люди» выходили вместе с «Мстителями». То есть, понятно, что кинотеатры, в погоне за большой прибылью, расписывали голливудские фильмы в большей степени, а российские распределяли по остаточному принципу.

Поэтому, возвращаясь к вопросу о будущем российского кино в кризис, скажу, что, если не будет внезапного спада производства, то 40-50 фильмов, как выпускались, так и будут выпускаться. А так и будет, судя по тому, сколько фильмов у нас поддерживается Министерством культуры и Фондом кино (это около 30 фильмов в год), плюс еще фильмы, которые снимаются без господдержки (в частности, из наших фильм «Марсианин», который наши партнеры собираются выпустить в следующем году).
Надеюсь, что благодаря тому, что российские дистрибьюторы перестанут покупать западное кино плохого качества, сеансов для наших фильмов станет чуть больше. То есть останутся голливудские блокбастеры и российское кино.


ЕЛ: Вы за квотирование?

ОТ: За разумное квотирование. Использовать международный опыт Китая, который ввел ограничение до 40 зарубежных фильмов в год. Благодаря этому ты включаешь любой китайский фильм и понимаешь, что это аттракцион: это и восточные единоборства, и экшн, и исторические интересные фильмы. Безусловно, нам, россиянам, не очень интересно смотреть (при всем уважении к китайским актерам) китайские фильмы, потому что мы знаем только Джеки Чана, Джета Ли и режиссера Джона Ву.


ЕЛ: Поэтому большинство фильмов должны быть российского производства?

ОТ: Да. И еще в наших кинотеатрах будет высокого уровня европейское и американское кино, которое радует глаз и хочется рекомендовать.


ЕЛ: Вы планируете создать сеть в малых городах, то есть охватить основную таргетинговую аудиторию пиратских сайтов. Был ли какой-то план, как вы будете бороться с пиратством помимо того, что откроете кинотеатры? Все-таки основная аудитория, которую вы хотите привлекать, привыкла смотреть фильмы в интернете. И бороться с пиратством пока не совсем получается.

ОТ: Единственная стратегия по борьбе с пиратством — это предоставлять продукт хорошего качества и в хорошем качестве.


ЕЛ: В интернете можно в прекрасном качестве посмотреть российское кино.

ОТ: Да, мы сидим в центре Москвы с огромным цифровым экраном, быстрым интернетом и поэтому так рассуждаем. Но в малых городах, где средняя зарплата 15-20 тысяч рублей, не у всех есть возможность купить огромный телевизор с плоским экраном, хорошим изображением, провести быстрый интернет, чтобы качественно скачать файл. Также дают свои плоды ограничения пиратского контента.
ЕЛ: У вас уже есть план, прайс?

ОТ: У нас есть бизнес-план, есть дизайн-проект, есть архитектурный проект, есть рабочий проект.


ЕЛ: Какие города будут первыми?

ОТ: Мы сделаем шоу-рум для инвесторов в Москве. Это будет не кинотеатр, а действующий зал в центре города. Мы обязательно об этом объявим. Он к 1 октября будет построен. Туда можно будет прийти посмотреть фильм в очень хорошем качестве. Все согласно всем правам и законам.
Ближайшие города, которые мы собираемся охватить, — это, прежде всего, города Калужской области.

В них строительство начнется в этом году. Дальше Ульяновская область — Димитровград. Дальше Ставропольский край, город Новопавловск. Покров, Владимирская область. То есть, названные города будут покрыты кинотеатрами до конца этого года.


ЕЛ: Министерство культуры как-то отреагировало на сегодняшний день? Есть какие-то перспективы в переговорах?

ОТ: Мы их оповестили.


ЕЛ: Уже после того, как появилась информация в интернете, насколько я понимаю?

ОТ: Мы направили предложение, но особо на него не рассчитываем, потому что понимаем, что у Министерства культуры есть законодательные ограничения на такого рода проекты. То есть, они могут финансировать кино, но не строительство. Но мы рассчитываем на то, что Министерство сможет найти какие-то законные пути помочь нам. До того момента, как мы сегодня здесь в студии собрались и после того, как мы направили им письмо, многое изменилось. Мы уже нашли больше 60% инвестиций, то есть, сегодня мы ищем 39% инвестиций, что составляет порядка 700 млн рублей, то есть, в два раза меньше, чем та сумма, которая была первоначально.


ЕЛ: Вы не собираетесь выводить ваш патент на международный уровень для того, чтобы вести продажи? Кто-то, может быть, уже заинтересовался? Например, партнеры-китайцы, с которыми вы создавали «Вий-2».

ОТ: Наша основная задача — кинофицировать города России. Понятно, что та технология, которую мы используем, будет охраняться везде. То есть, у нас приоритетное право во всех странах мира. И после России мы планируем идти к тем странам, которые сегодня смотрят в нашу сторону: это Индия, Китай, Бразилия.


ЕЛ: Но пока еще ни с кем никаких переговоров?

ОТ: Пока еще рано. Мы хотим показать действующую модель этого бизнеса на родине.


ЕЛ: Чтобы прийти в патентное ведомство, вам необходимо было подготовить какой-то материал, что такого нигде нет. Как вы провели этот анализ?

ОТ: Мы сами заказывали этот поиск в патентном ведомстве. Увидели, что ничего похожего нет, и застолбили эту нишу. То есть, сегодня никто в мире, кроме нас, не сможет произвести кинотеатр стоимостью до 20 млн рублей и построить его за один месяц в любой точке мира.


ЕЛ: А если это будет что-то другое, другая форма, другая конструкция?

ОТ: Тогда это будет стоить 40-60-80 млн рублей, и тогда этого нет смысла делать.


ЕЛ: А если оно будет так же дешево?

ОТ: Такого нет. Мы запатентовали все возможные варианты.


ЕЛ: Даже если этот кинотеатр будет, грубо говоря, из пенопласта?

ОТ: Тогда это будет нарушать нормы тепла или холода, будет невозможно удержать звук и т.д. Просто тогда это будет не кинотеатр.


ЕЛ: Другой металл? Если придумают новые дешевые материалы?

ОТ: Это как построить дом из 3D-принтера. Ты можешь построить дом за 5 тысяч долларов в 200 квадратов, но только тебе нужен принтер за 5 млн долларов — вот и все!


ЕЛ: В одном из интервью вы сказали, что сегодня многие фильмы, которые снимаются при господдержке, проваливаются или просто не доходят до проката. И есть такие продюсеры, что берут деньги на одно, а снимают другое. И в принципе, я так понимаю, зарабатывают на производстве, а не на сборах. То есть, тем самым можно сказать, что до сих пор продюсеры не являются продюсерами, потому что бизнес-модели в их проектах не присутствуют?

ОТ: В большинстве случаев продюсеры выписывают себе большие зарплаты и получают деньги в рамках процесса, а не в рамках результата. Мне кажется, что это умирающая форма рынка. Любой продюсер, как и инвестор, должен получать результат на выходе с проекта. То есть, проект вышел в кинотеатры, ты продал билеты, получил сборы, продал права на телевидение, выпустил маленьких человечков, игрушки, как Lego со «Звездными войнами».


ЕЛ: Это уж точно будут печатать на 3 D-принтерах.

ОТ: Точно. И тогда продюсер доволен. И инвестор доволен. А сейчас все довольны кроме инвестора: актеры получили зарплату, продюсеры получили зарплату, гримеры, локации получили деньги за аренду. Арендодатели оборудования и прочие. А инвестор получает в самом конце, и то, если фильм отобьется.


ЕЛ: Но Фонд кино как-то проверяет затратную часть?

ОТ: Безусловно, Фонд кино проверяет затратную часть. Но если Фонду кино вернули эту затратную часть, то они довольны: продюсеры молодцы, что им все вернули. Ну а если не вернули, то уже фиксируется нарушение закона.


ЕЛ: Как вы относитесь к тому, что Фонд кино увеличивает процент возвратности?

ОТ: Мне кажется, что все деньги должны быть возвратные. Тогда продюсеры будут снимать качественное кино. Когда продюсер понимает, что эти деньги невозвратные, как подарок, то он будет к нему относиться соответствующим образом. Если же он понимает, что эту сумму нужно вернуть, что если он на нее не снимет хорошего кино, то должен отдать свою машину, квартиру, дачу, — тогда будет думать, прежде чем выписывать себе большую зарплату. Думать, вообще стоит ли по этому сценарию снимать фильм.


ЕЛ: В условиях кризиса вы как-то пересматриваете бюджеты фильмов, которые только планируете снимать или проектов, в которые вы входите? Сокращается ли как-то заработная плата сотрудников, которые у вас работают?

ОТ: Мы снизили темп съемок фильмов. Вот сейчас мы выпускаем только три фильма. «В спорте только девушки 2», фильм про Влада Листьева — «Листьев. Надежда умирает последней», и экранизацию Стругацких «Понедельник начинается в субботу». То есть, за первые полтора года мы сняли шесть фильмов, за вторые мы снимем только три.

Но тут нужно учесть статусность этих проектов. В первом случае это франшиза уже успешного фильма. Во втором — исторический фильм, который просто нужно снять. За 20 лет про Влада никто ничего не снял художественного. Мы решили делать качественное кино в меньшем количестве.

Со ставками актеров и некоторых других важных звеньев в создании хорошего фильма мы сейчас торгуемся. В условиях кризиса нужно торговаться до копейки. Но оставлять все-таки воздух творцам, потому что, если ты «дожмешь» по ценам, то просто убьешь у них внутреннюю мотивацию.


Источник:http://www.cinemotionlab.com/novosti/02513-kak_povysit_pribylnost_rossiyskogo_kino_predlozhenie_prodyusera_filmov_mamy_3_i_v_sporte_tolko_devushki/

Возврат к списку


КОММЕНТАРИИ


Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 
Кинотранспорт в аренду