Сегодня, 9 июня, день рождения отмечает Натали Портман — помощница Леона,
зазноба Тора, звезда «Звездных войн» и обладательница законного «Оскара».
Поздравляя Натали с 33-летием, вспоминаем основные вехи ее яркой, пестрой и,
на минуточку, вот уже 20-летней карьеры.
[IMG ID=749]
«Леон» (Léon), 1994
Первая и по-прежнему лучшая роль 12-летней на момент съемок Портман — и это, если что, вовсе не попытка принизить ее дальнейшие заслуги. Несовершеннолетняя Натали играет жертву обстоятельств и помощницу титульного наемника (Жан Рено), балансируя между невинностью и невозмутимостью с акробатической сноровкой — невзирая на нежный возраст и опасные полутона их с Рено экранных отношений.
«Холодная гора» (Cold Mountain), 2003
Снявшись за следующие десять лет в «Схватке» и «Звездных войнах», у Тима Бертона и Вуди Аллена, на новый карьерный пик Портман вышла к середине нулевых, начав это восхождение именно с душераздирающего камео в «Холодной горе». Ее Сара, молодая вдова с трагической судьбой (все жуткие подробности которой благоразумно захоронены в DVD-бонусах), запоминается больше любого другого героя щедрой на звездные перформансы драмы.
«Страна садов» (Garden State), 2004
Трагикомедия дебютанта Зака Браффа принесла ему (не только режиссеру, сценаристу и исполнителю главной роли, но еще и компилятору саундтрека) премию «Грэмми» и моральное право собирать средства на съемки второго фильма посредством краудфандинга (картина «Хотел бы я быть здесь» выходит в российский прокат в июле). Ну а Портман своей игрой в «Стране садов» заслужила реноме первой леди инди-кинематографа нулевых.
«Близость» (Closer), 2004
Не повредило Натали и то, что в том же самом 2004-м году она уверенно наиграла на оскаровскую номинацию за роль в неортодоксальной мелодраме Майка Николса (режиссера памятной нью-йоркской постановки чеховской «Чайки», где компанию Портман составили Мерил Стрип и Филип Сеймур Хоффман). В «Близости» Портман, играющая стриптизершу Элис, оказывается самым острым из углов затейливого любовного четырехугольника.
«V» значит Вендетта» (V for Vendetta), 2006
Если участие Портман в трилогии приквелов «Звездных войн» вызвало, мягко говоря, противоречивую реакцию, то ее роль в экранизации анархистских комиксов Алана Мура и Дэвида Ллойда (она же — первый после «Матрицы» проект тогда еще братьев Вачовски, которые тут продюсеры) удостоилась исключительно комплиментов. Ради «V» значит вендетта» Натали обрила голову и овладела британским акцентом.
«Братья» (Brothers), 2009
Недооцененный ремейк одноименной датской драмы (как и оригинал, вдохновленный гомеровской «Одиссеей» и в свою очередь подаривший пару сюжетных линий телесериалу «Родина») если и помнят, то благодаря первой и последней большой драматический роли Тоби Магуайра, сыгравшего ветерана афганской войны. Но ничуть не хуже и Портман в роли его жены (в датском фильме с блеском исполненной Конни Нильсен).
«Черный лебедь» (Black Swan), 2010
Портман является одним из украшений целого ряда сертифицированных суперхитов (от тех же «Звездных войн» до «Тора» и его ударного сиквела), но ни один покоривший мировой прокат фильм не обязан ей так, как «Черный лебедь» Даррена Аронофски (330-миллионные сборы при 13-миллионом бюджете). Впечатляющий tour de force Натали в роли сходящей с ума балерины принес ей все призы на свете, включая «Золотой глобус» и «Оскар».