Необходимо ли режиссеру актерское образование?
07.05.2015 20:15
ИСТОРИИ КОТОРЫЕ ПРИШЛИ.

Фотография
Независимый режиссер Ноам Кролл
Сегодня независимые режиссера гораздо больше интересуются оборудованием, эффектами и пост-продакшном, чем созданием истории и актерской игрой, поэтому большинство инди-фильмов получаются неудачными. Хотя техническая сторона производства в сегодняшнем кино имеет огромное значение, именно игра актеров всегда будет привлекать внимание аудитории. Интересно, что большое количество высокобюджетных блокбастеров в последнее время провалилось, а инди-фильмы, наоборот, оказались успешны.

Прошлым летом экспериментальная драма «Отрочество» собрала очень хороший бокс-офис, а масштабная «Грань будущего» выступила слабо. Тому много причин, но самая значительная, на мой взгляд, — в отсутствии должного внимания к истории, герою и актерскому исполнению. Не все блокбастеры проваливаются, и конечно, не все из них плохие. Интересно, что в больших хитах вроде фильмов о Бэтмене Кристофера Нолана акцент делается на разработке характера персонажа и актерской игре, что дополняет технический и визуальный аспекты картины.
<...> Само собой разумеется, чтобы фильм был успешным, необходимо, чтобы он был сделан на определенном уровне технического мастерства, а также, конечно, нужна история. Но я хотел бы доказать, что актерская игра может быть единственным важным элементом для любого фильма и, к сожалению, также самым переоцененным. Фильмы со слабыми сценариями, но великолепным актерским исполнением могут стать успешными — возьмите хотя бы «Август: Графство Осейдж» как пример. У этого фильма проблемы в сценарии и структуре (история действительно лучше в формате пьесы), но исключительная актерская игра делает картину занимательной и запоминающейся. В то же время фильмы с фантастическими сценариями и бездарной игрой актеров обречены на провал. Именно актер и его игра воплощают текст сценария, поэтому, к несчастью, как бы ни были хороши эти слова, без сильных актеров, которые могут их реализовать, все рухнет.
Известные режиссеры, имеющие актерское образование Сильвестр Сталлоне изучал драматическое искусство в Университет в Майами. Витторио де Сика выступал в труппе итальянского театра Татьяны Павловой. Сидни Поллак учился актерскому мастерству в нью-йоркской школе драмы Neighborhood Playhouse School of the Theatre Кеннет Брана — выпускник Royal Academy of Dramatic Art. Уоррен Битти — ученик Стеллы Адлер. Мел Гибсон кончил Национальный институт театрального искусства в Сиднее. Ричард Аттенборо учился в Королевской академии драматического искусства. Там же учился Чарольз Лоутен. Роберт Редфорд изучал актерского мастерство в Американской академии драматического искусства. Ее же окончил Джон Кассаветис. Элиа Казан учился актерскому мастерству в Yale University School of Drama. Андрей Звягинцев окончил актерский факультет Новосибирского театрального училища.
Это может быть очевидно, но не для современных режиссеров. Большинство независимых режиссеров, с которыми я разговаривал, не знают, чем отличается система Станиславского от техники Майзнера. Они не понимают, что необходимо актеру, чтобы разогреться, как с ним нужно разговаривать на площадке и каким образом он поймет своего персонажа. Но без этого невозможно выстроить коммуникацию с актером и добиться от него хорошей игры. Хорошая новость: вы не должны быть экспертом в актерском мастерстве, но должны проявить немного инициативы и проявить интерес к этой профессии. Я посетил некоторое число актерских курсов, и это, бесспорно, мой самый значительный плюс. Они были для меня полезнее, чем все что, что изучал относительно блокировки, операторского мастерства и режиссуры. <...>
Раньше работа режиссера заключалась в том, чтобы просто руководить актерами. И всё. Оператор снимал, монтажер монтировал, сценарист писал. Сегодня многие режиссеры (и я в том числе) совмещаю все эти занятия благодаря развитию технологи. Это все замечательно — лично мне нравится все держать в своих руках и снимать / писать / монтировать, как я того хочу, но это никак не относится к актерской игре. Если я почувствую, что какой-либо аспект производства отнимает у меня слишком много времени и сил, которые я бы мог потратить на работу с актерами, я найду человека, который займется этим вместо меня. У моего подхода к работе на площадке есть своя иерархия, и на ее вершине — актерская работа. Если мне удается дать актерам правильные задачи, при этом сфокусировавшись на операторской работе, я могу это сделать. Но на экране сразу видно, когда я слишком много внимания уделяю камере, при этом обделяя им актеров.
Мой совет каждому будущему режиссеру — просто научитесь играть. Сходите на курсы и просто изучите основы мастерства. Вам не нужно становиться экспертом, но вы должны понять фундаментальные принципы, по которым действуют актеры — люди, воплощающие задумку вашего фильма. В то время как все остальные пытаются добиться большого разрешения на камере или учатся использовать новое программное обеспечение, вы же сконцентрируетесь именно на режиссуре — том, что некоторые уже не делают.