Тем, что короткий метр - это сегодня очень модно, можно было объяснить, что впервые за всю двадцатипятилетнюю историю %22Кинотавра%22 для его открытия приготовили пять короткометражных фильмов вместо одного.
Все пять - разных жанров, настроений, художественных потенциалов и разных итоговых ощущений, даже в совокупности не подбирающихся до глубин полного метра, но зато хорошо подчеркивающих сегодняшний оптимальный темпоритм для высказываний: чем короче, проще, яснее и эмоциональнее формат - тем больше шансов быть услышанным. И обнажающих наметившуюся тенденцию: каждый год несколько участников %22Короткого метра%22 %22Кинотавра%22 дебютируют с полнометражными фильмами, получая награды на фестивалях. И каждый год кто-нибудь из уже признанных и титулованных авторов снимает короткометражку, возвращая себе свежесть восприятия дебютанта и вспоминая о начале своей карьеры.
"Зомбокалипсис" Вячеслава Кириллова с самим собой в образе режиссера, готовящегося к съемкам дебютного фильма, стоит смотреть, если хватит терпения, всем молодым начинающим дарованиям чтобы понимать, как они выглядят со стороны, когда мнят себя сплошными гениями. "Внутри музыки" студентки ВГИКа Юлии Нович с Екатериной Волковой в роли пережившей смерть любимого молодой женщины, в борьбе с депрессией доходящей до экстрима - пример больших нагромождений сюжета (катастрофа, попытка изнасилования, пьяная драка, хроническая истерика, болезнь ребенка и т.д.), которые не оправдывает присутствие даже очень красивого и выразительного лица в кадре.

Фильм "Рядом" Яны Трояновой - попытка добавить в жизнь романтики: Ксения Раппопорт у нее живописно удит рыбу, а героиня Анастасии Шевелевой пытается открыть для нее поэтику стука колес и шума ветра в ушах и научить кататься на товарных поездах. В роли одного из четырех продюсеров фильма выступил Василий Сигарев, что, учитывая успешный творческий и семейный союз Сигарева-Трояновой не удивительно, а вот в статусе локейшн-директора (так раньше называли человека, который помогает выбрать натуру) и водителя Яны Трояновой на съемках - сам Алексей Федорченко. Так прямо и написано в титрах: водитель - Алексей Федорченко. Вот работаешь-работаешь, получаешь призы в Венеции, в Каннах на себе ловишь заискивающие взгляды, а потом в один прекрасный день раз, попросят - и не сможешь отказать друзьям - окажешься не у руля, а за рулем. Тоже ничего себе сюжет для небольшой, еще не снятой короткометражки.
Прямая речь
Ситора Алиева, программный директор "Кинотавра":
Сегодня кинематограф, судя по короткометражному конкурсу, становится все более личной формой высказываний людей. Камера в наши дни - способ поговорить с обществом о себе, об отношениях с реальностью, высказать личностное отношение. Это такой способ общения. И это такая терапия сегодня - кинематограф. Я сначала думала: только в России. Подняла литературу - в Америке, оказалось, то же самое. Там люди приходят к психоаналитику и, рассказывая свою историю, рассказывают на самом деле эпизод из фильма. Парадокс, но настолько заполонил сознание людей кинематограф.