«"/
Личный кабинет
Личный кабинет
Ваш логин
Пароль
Забыли пароль?
Войти через аккаунт в соц. сетях
Вы можете завести учетную запись на проекте с помощью вашего аккаунта в социальной сети нажав на иконку ниже.
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрационная информация
Логин (мин. 3 символа)*
Email*
Является логином при входе на сайт
Пароль*
Не менее 6 символов
Подтверждение пароля*
Личная информация
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Номер телефона*
Для смс с кодом подтверждения регистрации.
Указывать в формате +79991112233

*Поля, обязательные для заполнения.

EN ES CH
Сдавай всё для нужд кино! 
Квартиры, Дома и офисы - в почасовую аренду
без покидания территории! 

Мультипликатор, который не умеет рисовать




















Гарри Яковлевич Бардин - удивительный персонаж в мире анимации. Мультипликатор, который не умеет рисовать - звучит как оксюморон. Работы Бардина - хороший пример различий между профессиями режиссера мультипликации и просто мультипликатора. Режиссеру не обязательно уметь рисовать. Что должен сделать режиссер - собрать команду, организовать рабоче-творческий процесс, заразить всех какой-то идеей. Так и работал Бардин, который пришел в анимацию почти "с улицы", без соответствующего образования. Однажды Гарри Бардин написал сценарий для мультфильма. Сценарий долго лежал на полке невостребованным, и когда Бардин поинтересовался в "Союзмультфильме" насчет него, получил неожиданный ответ: "Ваш сценарий - вы и снимайте!"



Конечно, только Бардин мог получить такое предложение, ведь у него за плечами был режиссерский опыт в легендарном театре кукол Сергея Образцова, скромная карьера актера театра и кино (Бардин - выпускник школы-студии МХАТ), озвучки в десятке мультфильмов. В общем, судьба окольными тропами привела Бардина в "Союзмультфильм", где его многие воспринимали как чужака, поэтому спустя 15 лет был сделан следующий логичный шаг - создание собственной студии. А в 1975 году, когда комиссия принимала дебютную работу Бардину, Иванов-Вано возмущался: зачем учить кучу людей, есть с улицы приходят самоучки, которые всех уделывают. Конечно, Иванов-Вано не так выразился, но смысл примерно такой.

У Бардина нетипичен не только приход в мультипликацию, но и творческий подход. Вряд ли существуют аниматоры, которые испробовали бы столько способов анимации, как Гарри Бардин. Обычно каждый выбирает свою фирменную технику, редко кто-то преуспевает в двух техниках. Например, Роман Качанов создавал шедевры рисованные и кукольные, Татарский - пластилиновые и рисованные. Гарри Бардин освоил всё перечисленное, добавив к распространенным способам несколько экзотических.

1975-1982: Рисованные мультфильмы
Первые 8 фильмов Бардина выполнены в самой распространенной технике. Начинал режиссер с простых детских мультиков ("Достать до неба", "Приключения Хомы" и др.), постепенно переходя к более сложным формам (мюзикл "Летучий корабль") и к более "взрослым" идеям ("Пиф-паф, ой-ой-ой", "Прежде мы были птицами"). В этом периоде можно выделить суперхит "Летучий корабль" (1979), пародию в 5 частях "Пиф-паф, ой-ой-ой" (1980), красивую цыганскую поэму "Прежде мы были птицами" (1982), созданную при поддержке известных деятелей цыганской культуры.


Пиф-паф, ой-ой-ой


Прежде мы были птицами

Российский пластилин - лучший в мире
Наигравшись с рисунками, Гарри Бардин переходит в объемную анимацию, у которой есть свои разновидности. В первую очередь, это куклы, но Бардин отдает предпочтение пластилину, так как этот материал имеет своё преимущество - больше возможностей выразить движения персонажей. В то же время пластилиновую революцию в советской анимации совершает Александр Татарский - его мультфильмы начала 80-х яркие, динамичные, остроумные - вспомните "Падал прошлогодний снег". Стиль Бардина совсем другой: его пластилиновые персонажи нарочито угловатые, небрежные, неэстетичные, они совершают немыслимые неестественные движения, режиссер вдоволь над ними издевается, размазывая их об любую поверхность. Если пластилиновые мультфильмы Татарского - условно детские, то фильмы Бардина - однозначно для взрослых. Это видно не только по некоторым явно не детским сценам, но и по социальным и иногда даже социально-политическим подтекстам, которые считываются только взрослыми зрителями. Бардин не будет делать мультфильмы для детей до конца 20 века, потом появится трилогия "Чуча", которая позиционируется как детская, но по сути опять же - недетская, но об этом позже.


Тяп-ляп, маляры

За внешней забавностью, комичностью пластилиновых фильмов Бардина кроется социальная проблематика. Мультик "Тяп-ляп, маляры" (1984) может быть интересен детям, но мы-то понимаем, что это сатира на такие свойственные многим русским людям качества, как безалаберность и безответственность. Перестроечный "Серый волк энд Красная шапочка" (1990) в форме комедийного мюзикла отражает политические веяния того времени. Еще здесь пародируются любимые персонажи из советских мультиков (Чебурашка, Гена, заяц из "Ну погоди!", об которого волк буквально вытирает ноги) - это своеобразная мрачная дань "уважения" советской мультипликации, в этом "уважении" можно усмотреть затаенные обиды режиссера на коллег и чиновников из "Союзмультфильма". В мультике "Кот в сапогах" (1995), изображая русский менталитет, режиссер доходит до сарказма. Здесь у кого-то возникнет соблазн обвинить Бардина в русофобстве и пр. Но судя по газетным и телевизионным интервью, я бы не спешил делать такой вывод. На данный момент у Гарри Бардина есть определенная политическая позиция, которая многим может не нравиться, но развивать эту тему мы не будем.


Серый волк энд Красная шапочка


Кот в сапогах

Бардин признается, что рисовать он не умеет, но лепит из пластилина на профессиональном уровне. Режиссер по-особому раскрыл анимационные возможности пластилина, с помощью которого можно создавать комедию и мрачную сатиру одновременно. Известен такой факт: Ник Парк, создатель "Уоллеса и Громита" выслал Бардину из Англии 9 кг пластилина для "Кота в сапогах", но оказалось, что российский пластилин лучше.

Чем проще материал - тем лучше фильм
Сложно сказать, какие мультфильмы Бардина лучше - рисованные или пластилиновые. На самом деле, ни те, ни другие. По-настоящему выдающимся аниматором Бардина делает способность создавать отличные мультфильмы из повседневных предметов или простейших материалов. Отдельный плюс - такие фильмы относительно дешевые. В 1983 году Гарри Бардин выпускает "Конфликт", мощную антивоенную драму. Кто бы еще смог показать ядерный апокалипсис с помощью обычных спичек! "Банкет" (1986) - комедийная зарисовка с участием обычных застольных предметов. "Выкрутасы" (1987), сделанные с помощью алюминиевой проволоки, принесли режиссеру награду на Каннском кинофестивале. "Брак" (1987) - типичная история любви, показанная с помощью веревок. "Адажио" (2010) - философская притча, в которой прослеживается известная библейская история. Материал - бумага. В фильме "Три мелодии" (2013), в эпизоде "Исход" Бардин "оживляет" кухонную утварь в стиле Яна Шванкмайера, в конце вы видим явную отсылку на чешского аниматора.


Конфликт


Банкет


Брак


Выкрутасы


Адажио


Три мелодии

Мультфильмы, сделанные с помощью простых материалов и предметов, мне кажутся самыми интересными и ценными у Гарри Бардина. Именно в них режиссер раскрылся как мастер авторской анимации.

1999-2004 - "Чуча"
"Поздний" Бардин - это нулевые годы, когда были выпущены бумажный шедевр "Адажио", полнометражный "Гадкий утенок", серия музыкальных зарисовок "Три мелодии", созданная с помощью краудфандинга. Но отдельно хочется рассказать о "Чуче", достаточно спорной как по качеству, так и по целевой аудитории. Трилогия о Чуче кажется мне не самым удачным творением Бардина. Истории неинтересные, образы и идеи много раз использованы до этого в кино и анимации, в сюжете полно логических проколов. Центральный персонаж - вымышленный друг Чуча - вызывает вопросы: почему он такой уродливый и неприятный? За счет чего он должен понравиться детской аудитории? Чуча - странная пародия на Карлсона или на кибернетическую бабушку Иржи Трнки, только в нем нет душевности первого и опасной антиутопичности второй. Смысл образа Чучи непонятен.



Но всё становится понятно, если рассматривать "Чучу" как цикл мультфильмов для взрослых. Недоработанные образы, сюжет со всеми его косяками можно легко вынести за скобки - останется настроение. "Чуча" - это мрачное и даже грубоватое послание зрителям за 40, ностальгирующим по советскому детству, когда были все те старые-добрые мультики, приключенческие книги и фильмы, идеалы дружбы, семейные ценности - нелепость и бессмысленность всего этого и показывает режиссер. "Чуча" - в какой-то степени программное произведение Гарри Бардина, отражающее его взгляды на самые важные вещи. И эти взгляды на самом деле очень мрачные, неприятные - настолько неприятные, что открытым текстом их лучше не выражать. Вот и относительно "Чучи" в интервью с режиссером можно найти только "прилизанные" высказывания.

***
Гарри Бардин до сих пор активно работает в анимации, руководит собственной студией "Стайер". Когда я изучал биографию и творчество этого режиссера, у меня возникало ощущение недосказанности, как будто он чего-то недоговаривает - в своих фильмах, в интервью, в воспоминаниях. С одной стороны, Бардин в своих высказываниях часто делает упор на своей бескомпромиссности, с другой стороны - чувствуются некие невыраженные бескомпромиссные идеи, которые, наверное, ждут своего времени.



Источник
Теги: #Мультипликатор, #не умеет рисовать, #Гарри Яковлевич Бардин, #удивительный персонаж в мире анимации 1912 19

Возврат к списку


Кинотранспорт в аренду