
Весьма интересно подвергнуть своеобразной ревизии собственные впечатления о фильме, относящиеся ещё к студенческим временам во ВГИКе, когда многие из нас были склонны с сомнением относиться к общепризнанным шедеврам, а особенно скептически воспринимать те картины, которые стали невероятно популярными у зрителей. В случае с

К тому же фильм «братьев Васильевых» превозносился в отечественном киноведении чуть ли не как первый образец социалистического реализма в советском кинематографе, а особая любовь Сталина по отношению к нему накладывала дополнительный отпечаток на несколько пренебрежительный настрой ряда «продвинутых вгиковцев», не желавших замечать какие-либо эстетические достоинства в этом поистине народном произведении. Оно же ведь на самом деле разошлось на излюбленные фразы и всем известные поговорки, породило множество анекдотов про Василия Ивановича, Петьку, Анку-пулемётчицу и даже про Фурманова.

Неудивительно, что теперь, обратившись спустя сорок лет к давно не виденному целиком (а не по отдельным фрагментам) «Чапаеву», изумляешься, прежде всего, что по сути это - типичный сказ, поведанный живо, непосредственно и с юмором, по-своему лукавая и немножко завиральная легенда, словно яркий пример народного творчества, как будто бы одна из тех песен, что звучат в данной картине. И если разобраться, в ней нет такой уж откровенной и пафосной советской идеологии, а всё преподнесено ненавязчиво и житейски убедительно, по правде человеческих характеров, узнаваемо и точно по бытовым деталям или сразу же запоминающимся словечкам. Кино про настоящих людей, а не про искусственно возвеличенных героев.

Но самое интересное, пожалуй, что «Чапаев» был снят всё-таки молодыми режиссёрами:

Ссылки по теме:
Автор: Сергей Кудрявцев