Российские кинематографисты бегут в недавнее прошлое
Сначала мне показалась несколько странной просьба редакции подвести свои итоги 2014 года. Я ведь являюсь ведущим рубрики, посвящённой советским фильмам - то есть снятым несколько десятилетий назад. Не составлять же мне рейтинг самых популярных картин прошлого, которые по-прежнему имеют успех на телеканалах, сколько бы они ни показывались! Кстати, можно попутно отметить, что в своеобразном состязании по количеству лайков, оставленных на этом портале в разделе«Моё отечественное кино», с большим отрывом лидирует последняя по времени публикация - о ленте «Любовь и голуби», что вполне закономерно. Хотя вот текст об «Интердевочке», тоже суперкассовом произведении кинематографа СССР, вовсе не вызвал интереса у читателей.
Но я хотел бы сейчас обратить внимание на другую тенденцию в современном российском кино, которая и прежде давала знать о себе, но очевиднее оформилась год с небольшим назад, когда получила немалый резонанс в обществе «Оттепель»Валерия Тодоровского. А недавний показ на Первом канале телесериала «Уходящая натура»Дмитрия Иосифова, снятого вообще-то чуть раньше, но припозднившегося с общероссийским эфиром, лишний раз подтвердил несомненную ориентацию нынешних творцов на отечественное кино былых десятилетий. Между прочим, тот же Иосифов воспроизвёл в телеформате («Лето волков») давний фильм «Тревожный месяц вересень». Да и Тодоровский перед этим создал иное ретро-кино - «Стиляги», относящееся к эпохе, предшествующей времени действия в «Оттепели».
Некоторые зрители заподозрили намёк на судьбу Тарковского и в «Уходящей натуре», но образ «непризнанного гения» Юрия Кузьменко - скорее, собирательный и обобщённый. В обоих сериалах не всегда являются оправданными параллели с реальными кинематографистами, как допустим, с Геннадием Шпаликовым в «Оттепели» (парадоксально, но в сериале Дмитрия Иосифова по сценарию Николая Лырчикова, пришедшего в кино чуть позднее отображаемых событий, можно обнаружить больше перекличек с тем, как бесцеремонно и жестоко обошлись с автором единственной выдающейся ленты «Долгая счастливая жизнь»).
И всё-таки странно, что «Уходящая натура» вызвала множество нареканий и неудовольствие со стороны зрителей, особенно тех, кому пришлась по душе «Оттепель», в которой ведь было немало исторических и кинематографических несуразностей, а прежде всего, была переврана суть эпохи в угоду довольно попсовых представлений о ней. В этом плане «Уходящая натура» честнее по отношению к застойным временам конца 70-х годов и лишена прекраснодушных иллюзий, что точно выражено в своего рода перенесении в будущее в одном из предфинальных эпизодов, который и следовало бы сделать подлинным завершением истории. Но, как и в случае с «Исчезнувшей империей»Карена Шахназарова, тоже о «расцвете застоя», затем вышедшей в перемонтированном виде («Любовь в СССР»), авторы словно боятся любых аналогий с нынешней действительностью и предпочитают остаться в минувшем.
Собственно говоря, и все римейки прежних советских фильмов, и настойчивое обращение к реальным и выдуманным сюжетам преимущественно брежневских времён, когда система была сравнительно «травоядной» (особенно в сопоставлении со сталинизмом), свидетельствуют о вольном или невольном эскапизме создателей современных картин и сериалов. Лучше убежать в прошлое, чтобы не задумываться о настоящем, а тем более - не стараться заглянуть в будущее.