Мерил Стрип — награжденная тремя «Оскарами» актриса,
которую давно и без раздумий называют лучшей в ее профессии.
Вспоминаем некоторые из ее великих ролей.
1/10«Охотник на оленей» (The Deer Hunter), 1978
Один из лучших фильмов с участием Стрип принес актрисе первую из ее рекордных восемнадцати оскаровских номинаций (у Кэтрин Хепберн и Джека Николсона — на шесть меньше) — за роль девушки из американской глубинки в годы войны во Вьетнаме. Во многом сымпровизированная на пару с Робертом Де Ниро, эта роль — одна из самых деликатных в каноне Мерил.
2/10«Крамер против Крамера» (Kramer vs. Kramer), 1979
Свой первый «Оскар» Стрип выиграла всего через год — за роль в еще одной классической картине на важнейшую для нации тему (и, как и «Охотник на оленей», названной Академией фильмом года). Не очень понятная и не особенно симпатичная, ее героиня — обязательный вклад в разговор об охватившей Америку в 1970-х эпидемии разводов.
3/10«Выбор Софи» (Sophie's Choice), 1982
Без преувеличения душераздирающий «Выбор Софи» пополнил резюме Стрип ее вторым «Оскаром» и бесспорно сильнейшей ролью, в которой совершенно все. От восточноевропейского акцента (по этой части Мерил вообще мало равных) до эмоциональных нюансов — не говоря уже о самой способности Стрип заставить смотреть фильм, смотреть который совсем не хочется.
4/10«Силквуд» (Silkwood), 1983
Еще одну выдающуюся роль Стрип сыграла в одном из своих первых (и многих) байопиков — работницы завода по переработке плутония Карен Силквуд, погибшей при подозрительных обстоятельствах в разгар затеянной ею войны с собственными боссами. Пятая оскаровская номинация за столько же лет — так в Голливуде дебютировали единицы.
5/10«Мосты округа Мэдисон» (The Bridges of Madison County), 1995
Девяностые на фоне прошлых и будущих достижений Стрип смотрятся в лучшем случае неровно — но, что называется, всем бы такой творческий спад. К осенней мелодраме Клинта Иствуда нет, в частности, вообще никаких вопросов, а Мерил в роли по-своему отчаянной домохозяйки, завязывающей мимолетный и бурный роман с проезжим фотографом (Иствуд же), и вовсе превосходна.
6/10«Часы» (The Hours), 2002
Подлинный ренессанс в карьере актрисы случился в начале нулевых, когда предположение о беспримерном величии Стрип перешло в разряд аксиом, а она сама стала разборчивее в выборе ролей. «Часы» — одно из ее главных попаданий, даром что из трех звезд картины (Стрип, Николь Кидман и Джулианны Мур) только Мерил не удостоилась номинации на «Оскар».
7/10«Адаптация» (Adaptation.), 2002
А, впрочем, казавшийся вечным рекорд Хепберн Мерил превзошла в том же самом году, заработав 13-ю оскаровскую номинацию за свой упоительный выход в метафильме Спайка Джонса по сценарию Чарли Кауфмана. Тогда же стало ясно, что Стрип стоит чаще играть одним голосом — чем она с тех пор и промышляет (например, в «Бесподобном мистере Фоксе» Уэса Андерсона).
8/10«Дьявол носит «Prada» (The Devil Wears Prada), 2006
Одной из самых непредвиденных вещей, случившихся со Стрип в последние годы, явилось ее удивительное превращение в королеву бокс-офиса. Все три самых кассовых ее фильма вышли во второй половине двухтысячных, и хотя номер один среди них — это, конечно, «Мамма MIA!», настоящим украшением послужного списка Мерил стала роль босса из преисподней в этом ромкоме.
9/10«Сомнение» (Doubt), 2008
Выбившись в суперзвезды комедий для тех, кому за («Простые сложности», «Весенние надежды»), свою лучшую драматическую роль последней декады (а то и двух) Стрип исполнила, столкнувшись лбами с равным ей по таланту Филипом Сеймуром Хоффманом. Их мастер-класс — главный козырь этого не столько фильма, сколько притворившейся фильмом театральной постановки.
10/10«Железная леди» (The Iron Lady), 2011
Без малого тридцать (!) лет разделили вторую и третью оскаровские победы Стрип, и хотя снявший заклятие байопик Маргарет Тэтчер — картина, мягко говоря, не уровня «Выбора Софи», титаническая игра Мерил, как водится, отвлекла от всего остального. Остается надеяться, что четвертый «Оскар» лучшей актрисе наших дней принесет достойный ее фильм.