
«Ах да, мы группа. Это больше практическая дружба. Над сценарием я работаю вместе с Валеской Гризебах и Ульрихом Кёлером, и когда фильм готов, показываю его Кристофу Хоххойслеру», – говорит Марен Аде про своих коллег из
Или списку Take 100 новых режиссеров, составленному видными фестивальными кураторами, который, собственно, и открывает Марен Аде. Ее дебютный фильм «Лес для деревьев»(2003), снятый еще во время обучения, был отмечен в Санденсе, последующий (спустя целых шесть лет), «Все остальные» (2009), не только удостоился Гран-при Берлинского фестиваля, но по итогам года оказался в итоговых топах критиков журнала Film comment (на девятой позиции) и Cinema Scope (на второй). У нас же фильм, естественно, остался малозамечен, несмотря на то, что выходил в российский прокат, и даже больше – официально выпущен на dvd (на русский оригинальное название фильма Alle Anderen перевели как «Страсть не знает преград»).
Добавить к этому стоит, что «Все остальные» – кажется, единственный представитель «берлинской школы» в русском прокате. Фильмы того же Кристиана Петцольда показывались на неделях немецкого кино и в киноклубах, но в прокат они никогда не выходили.С кем уже только не успели сравнить молодую немку – с Жаном Эсташем,
При этом и сама Аде в интервью не раз говорила о своей большой любви к «Ночи» (1961), «Сценам из супружеской жизни» (1973) и «Женщине под воздействием» (1974). Но, пожалуй, в данном случае уместней будет сравнение - пусть не столь громкое, но более точное – с молодой француженкой Мией Хансен-Лов («Все прощено», 2007).
Пускай, они авторы разные, но у обеих – «маленькие» скромные фильмы, в которых, условно говоря, «сцены из супружеской жизни» показаны через призму ряда точных деталей скучной повседневности и тончайшей психологии. Признаюсь, что обе картины Аде мне пришлось посмотреть дважды. Тонкая психология требует особенного внимания.
Для понимания кинематографа Аде приведу в виде цитаты мысль Джона Кассаветиса - пожалуй, главного режиссера наших дней, киноязык которого сегодня получил предельное осмысление: «Я никогда не видел, как взрывается вертолет. Я никогда не видел, как кто-то шел по улице, и у него отрывало голову. Итак, почему я должен снимать об этом кино? –
Аде следует путем Кассаветиса (при этом надо понимать, что она, конечно, далеко не «Кассаветис в юбке»). Ее фильмы отличает именно чувствительность к «чистым» человеческим взаимоотношениям, ее стиль даже называют «нежным реализмом». Чтобы высказаться об отношении полов или одиночестве, Аде не нужно громкого предлога; хватит минимального бытового сюжета, самых обыкновенных, узнаваемых героев.
И актрисы-ровесницы. В первой картине - это Ева Лобау, ставшая после«Леса для деревьев» звездой немецкого кино (ее можно было видеть в «Бесславных ублюдках» (2009) Тарантино). Во второй – Биргит Минихмайр, до встречи с Аде уже снимавшаяся у Дорис Дерри, Хаузнер, Сабо, Тыквера, но именно за роль в ее фильме она была отмечена на Берлинском фестивале.
Понятно, что Аде интересуют больше женские характеры, и неслучайно обе актрисы сыграли у нее – на данный момент – свои лучшие роли, или, как говорится, прожили.Мать Аде – школьная учительница. Поэтому ничего удивительного нет в том, что свой дебютный фильм «Лес для деревьев» она сняла именно о школьном преподавателе, и в той же школе, где, собственно, и работала ее мать. Фильм начинается с переезда в новый город 27-летней Мелани.
Она прощается с братом и родителями и остается одна. С этим тревожным фактом она и будет бороться на протяжении всей картины, пока не дойдет до нервного срыва. Начнет с того, что купит кактус и будет разносить новым соседям маленькие презенты. Будет подглядывать за незнакомой женщиной напротив, с которой в скором времени у нее завяжется краткосрочная дружба. Будет долго навязываться к Тине (так зовут соседку) и даже преследовать ее. Будет преподавать в школе, где не сможет совладать ни с младшими, ни со старшими классами, ни с коллегами, ни в итоге с самой собой.
Поэтический и метафорический финал, венчающий эту не самую приятную картину о женском одиночестве, своего рода сказку про темноту, лишь подтверждает ту любовь, с которой Аде показывает свою героиню. Взгляд независимый, но с человеческой симпатией. Ничего похожего в российском кино вы, конечно, не увидите.Весь фильм решен на крупных и средних планах, снят свободной камерой. Все крайне естественно, музыка играет непосредственно в кадре, может даже показаться, что режиссер обходится без постановочного света.
Это почти догма, аккуратно выверенный до каждой склейки хоум-муви, снятый на маленькую цифровую камеру. Возможно, по своей фабуле фильм был бы скучен и не представлял интереса, если бы не потрясающая игра Евы Лобау и невероятная тонкость Марен Аде. Нет ни одной банальности, нет ничего надуманного или просчитанного. Наоборот, все просто и от этого крайне достоверно. По слухам, Аде отсняла более пятидесяти часов рабочего материала, а в итоге картина длится всего восемьдесят одну минуту.
Вот так молодая немка добивается неимоверной точности в психологическом рисунке Мелани и естественности каждой минуты экранного времени. Понятное дело, что ее больше интересуют характеры и чувства героев, а не визуальные формы, и это тоже, как говорится, по-кассаветисовски. Кажется, все режиссеры «берлинской школы» свято верят в то, что великие фильмы снимаются только о человеке. Во время съемок этой картины Аде было всего двадцать семь, как, собственно, и героине «Леса для деревьев».

Вернемся к столь важному для нас Кассаветису. Во время работы над сценарием«Лиц» (1968 )
Сегодня, когда видишь фильм о кризисе между мужчиной и женщиной, всегда вспоминаешь канонического Джона Кассаветиса. Будь то ранний
Молодая пара, Крис и его подруга Гитти, приезжает на неделю отдохнуть на Сардинию в родительский дом Криса. Он – не самый успешный архитектор, она - заурядный менеджер рок-группы. Обыкновенные люди, еще пару лет молодости, и кризис среднего возраста тут как тут. Они вместе, но уже давно не знают, зачем. Фильм начинается с прощания с чужими детьми (сестры Криса. Своих у них нет) и своего рода пародии на немецкий лад (т.е. абсолютно серьезно) на пролог из«Зеркала» (1975). Ты можешь говорить! Этим и будут заниматься весь фильм Крис и Гитти. И начнут они, конечно, с «нам надо обсудить нашу сексуальную жизнь, я так больше не могу».
Он малодушный, вечно сомневающийся в своей мужественности интроверт. Она – наоборот, уверенный в себе экстраверт. Единственной сюжетной доминантой в этой размеренной разговорной картине являются давний знакомый Криса – Ханс, более успешный коллега по профессии, и его беременная жена Зана, – которых они стараются на протяжении всего фильма избегать. Но за случайной встречей в супермаркете следуют два совместных ужина и новые конфликты друг с другом. Теперь ему неудобно перед друзьями за то, как она выглядит и что говорит. Ей – за его мягкий, вечно податливый характер и циничное желание произвести впечатление на более удачного коллегу. Но несмотря на свою жалость к нему, она все же не в силах его бросить.
Критики предлагают рассматривать «Все остальные» как «
В своей второй работе Аде перешла от хоум-муви к полноценному европейскому реализму. Получилось если и не на уровне братьев Дарденн, то, по крайней мере, где-то рядом. Не случайно «Все остальные» фигурировали в
В одной сцене фильма его героиня Гитти в очередном порыве бросает: «Я не хочу быть, как все остальные». Марен Аде может быть спокойной. Режиссер, который снимает пятьдесят часов рабочего материала для своей дебютной картины и четыре года работает над второй, как минимум, не может быть, как все остальные.