Леонид Каневский. Самый знаменитый сыщик Советского Союза.
© Фото: Вячеслав Прокофьев, ТАСС
Почему создатели легендарного сериала «убили», а потом «воскресили» майора Томина?
Он сыграл самого знаменитого сыщика Советского Союза. Вся страна восхищалась его смелостью. К нему обращались в поисках справедливости. И он помогал! Хотя и не был майором милиции. Просто Леонид Каневский – великодушный, сильный и талантливый.
С таким характером, как у Леонида Каневского, его наверняка бы приняли и в настоящую милицию. Шутка ли – в 12 лет он наравне с 18-летними парнями занимался в секции борьбы. Дворовая жизнь требовала от киевского мальчишки умения постоять за себя. Тем более что от природы Леня вовсе не был титаном, а весьма упитанным парнем!
Через несколько лет пухлый недотрога стал первоклассным спортсменом. Освоил вольную и классическую борьбу, а еще академическую греблю. Но его отец хотел, чтобы за спортивными успехами сын не забывал о выборе настоящей профессии.
«Папа возил меня все время по всей Украине в командировки, во всякие совхозы, сады. Мечтал, чтобы я стал тоже технологом, «фрукты-овощи». А я срывал там яблоки, груши. Когда я в 11 лет объявил, что пойду в артисты – они так отнеслись к этому, мол, «пройдет», – вспоминает актер.
Мама – Ида Львовна – сына безоговорочно поддержала. Она так любила своего Ленечку, что ей было все равно, кем он будет – лишь бы был счастлив.
В конце 60-х имя Леонида Каневского было известно лишь театралам, хотя у актера уже были удачные работы в кино. Но по-настоящему страна узнала его лицо после выхода на экраны картины «Бриллиантовая рука».
Шрам, накачанный торс, вызывающе белые джинсы – таково было эффектное появление актера на экране в фильме «Бриллиантовая рука». А ведь по задумке Гайдая горе-контрабандист должен был выглядеть по-другому. Специально для него пошили элегантный костюм-двойку. Но вот загвоздка – на атлетическую фигуру Каневского этот костюм совсем не «садился».
По сценарию роль у Каневского была небольшой. Практически, без слов. Но Леонид сделал своего героя гораздо более разговорчивым.
«Очень хотелось продлить свое пребывание на экране. И я начал добавлять, прибавлять слова, придумывать. И когда это снимали, этот эпизод у аптеки, я подготовился. Написал целый монолог», – признается артист.
© Фото: Владимир Астапкович, ТАСС
В 1971 году на Центральном телевидении выходит первая серия цикла «Следствие ведут знатоки». И зрители, которые знали Каневского как контрабандиста в «Бриллиантовой руке», увидели и полюбили непримиримого борца с криминалом Александра Томина.
Идея создания сериала родилась на самых высоких этажах Министерства внутренних дел. Казенным языком это звучало так: «очеловечить» образ советского милиционера для широкой аудитории»…
Каневского на роль Томина утвердили практически сразу. В тройке Знатоков этот герой выполнял самую опасную миссию – добывал факты, внедряясь в преступную среду. Он был ловким, артистичным, обаятельным. Словом – настоящим сыщиком.
Готовясь к съемкам, Каневский не один день провел на Петровке, 38. Вместе с другими исполнителями главных ролей – Григорием Мартынюком и Эльзой Леждей – он присутствовал при настоящих допросах, показаниях свидетелей и даже выезжал на обыски. Актеры должны были видеть реальную работу тех, кого собирались играть.
Они так крепко вжились в свои роли, что зрители уже не отделяли артистов от их экранных героев. «Знатоки» стали персонажами из жизни. К ним обращались за поддержкой, у них искали справедливости.
Особой любовью «Знатоки» пользовались у правоохранительных органов. В Союзе не было такого отдела милиции, который не пригласил бы их выступить.
Когда в восьмой серии майор Томин упал, сраженный пулей, в стране поднялась волна зрительского негодования. На адрес Центрального телевидения посыпались телеграммы с требованиями «оживить» любимого героя. Вместе со зрителями своего приговора ждал и Каневский.
Создатели серила до последнего искали варианты: как продолжить сериал без «убитого» Шурика. Но не находили понимания даже у своих коллег. Поэтому в девятой серии майор Александр Томин вновь появился на экране. Только на больничной койке и с перевязанным плечом.
Леонид Каневский всегда нравился женщинам. Образ смелого сыщика только добавил ему привлекательности в глазах прекрасного пола. Почитательницы только и вздыхали: какая выправка! Но у поклонниц Каневского не было ни единого шанса. После съемок и репетиций актер спешил домой. К любимой жене Анне.
Их свел случай. Аня – дочь Ефима Березина, знаменитого «Штепселя» – участника звездного комического дуэта «Штепсель и Тарапунька». А диалоги для этого дуэта писал Александр Каневский, старший брат Леонида. Он и познакомил актера с будущей супругой. Родные в Киеве даже устроили им шутейное сватовство. Хотя молодые люди тогда и не думали о женитьбе.
Гуляя по бульварам предновогодней Москвы, Каневский сделал Анне предложение. У обоих были с собой паспорта. 29 марта 1975 года они отпраздновали свадьбу – в самом центре Москвы, в ресторане гостиницы «Интурист». И вот уже 42 года их семейный союз опровергает все стереотипы о непрочных браках с артистами. Свою дочь Наташу, которая появилась на свет в 1977 году, Каневский просто обожает. И вообще делал для своей семьи все, что только может сделать любящий муж и отец.
«Они друг без друга не могут. Аня ездит с ним на гастроли. Аня – часть Лени. Леня – часть Ани», – рассказывает юмористка Клара Новикова.
В 1977 году Каневский был утвержден в картину «Собака на сене». Ему досталась очень выигрышная роль – слуги Тристана. Были пошиты костюмы, и Каневский ожидал только приглашения на съемки в Ялту. Но так и не дождался – роль ему не дали.
Каневский становился заложником одной роли. Но режиссеры, которые мечтали видеть талантливого актера у себя в картинах, не желали с этим мириться. Георгий Юнгвальд-Хилькевич лично отстаивал кандидатуру Каневского для съемок в «Трех мушкетерах». Галантерейщик Бонасье вернул на киноэкран характерного актера Каневского – яркого, неожиданного, способного к перевоплощениям.
© Фото: Александр Куров, ТАСС
К началу 90-х съемки «Знатоков» закончились. Кинопроизводство в стране сошло на «нет». Когда Каневскому предложили уехать в Израиль, он сразу согласился. Но вопреки разным слухам, этот переезд не был побегом от трудностей. Вместе с режиссером Евгением Арье они создают в Тель-Авиве первый русский театр – «Гешер». Его спектакли пользуются успехом у публики. Но все понимают: чтобы театр жил дальше – нужно играть на местном языке. Каневский освоил иврит за несколько месяцев. Это была победа. Никаких препятствий для работы в Израиле у него больше не оставалось. Тем не менее, в середине «нулевых» Каневский возвращается в Москву. Оказалось, что за годы, которые Каневский провел за границей, на Родине его не забыли.
После перерыва в 19 лет Леонид Семенович вновь вышел на сцену театра на Малой Бронной. Роль Городничего в «Ревизоре» актер называет подарком судьбы. Еще один подарок – работа в антрепризном спектакле «Поздняя любовь». Леониду Семеновичу вдвойне приятно, что эти аплодисменты зрителей адресуются и его дочери Наташе. Костюмы для спектакля «Поздняя любовь» создала именно она. Наталья Каневская стала известным театральным дизайнером. А недавно дочь сделала отцу подарок. Родила внучку.
Он сумел избежать участи актера одной роли. Несмотря на всенародную любовь к майору Томину, зритель узнал разного Каневского. Все его герои – будь то милиционер или жулик – живые, яркие, запоминающиеся. И эту великолепную, тонкую работу артиста Леонида Каневского зритель будет ценить всегда.