[TABLE][TR][TD]
[/TD][/TR][TR][TD]
Еда – неотъемлемая часть нашей жизни. Она служит не только для утоления голода, но и благотворно влияет на наше настроение. В течение многих столетий еду считали не только афродизиаком, но и ядовитым оружием в борьбе с врагом. Кулинарная тема, благодаря своей гибкости, всегда интриговала кинодеятелей. Сюжеты, связанные с едой, все чаще появляются на больших и малых экранах и прекрасно себя чувствуют во всех жанрах кино. Появился даже отдельный термин «кулинарное кино» – новая категория документального фильма, учитываемая при раздаче призов на кинофестивалях.
Сразу после рождения кино как вида искусства еда стала одним из важнейших его героев. Она «исполняла» главную роль или становилась всего лишь фоном для развития сюжета как в художественном, так и в документальном кино, а также в анимации. Еду представляют множеством способов, благодаря чему она исполняет в кино много функций. В комедии элементы еды (например, кусков торта на лицах персонажей) призваны смешить. Этот гэг, старый как мир, был использован в кинокомедиях уже в начале двадцатого века, к примеру, в американской серии «Флип и Фляп» режиссера Джеймса Хорна с участием знаменитых комиков Стэна Лорела и Оливера Харди. «Торт в лицо» и сегодня часто используется в комедийных фильмах.
В детективном жанре и в триллерах еда обычно служит «средством доставки» в организм жертв всех видов смертельных ядов. В исторических фильмах и костюмных драмах еда становится средством описания целых эпох в истории стран и народов. Смакование еды, искушение ею часто является элементом усиления эмоций в любовных, романтических и эротических сценах.
О том, насколько сильно пища может изменить человека, повлиять на его чувства, рассказывает известный датский фильм «Пир Бабетты», снятый в 1987 году Габриэлем Акселем по повести Карен Бликсен и удостоенный премии «Оскар». Действие фильма происходит в небольшой пуританской датской деревушке. Среди скромно живущих селян внезапно появляется француженка Бабетта, бежавшая из охваченного революцией Парижа. Она устраивается на работу в качестве горничной в доме двух пожилых сестер, ведущих аскетический образ жизни. Реальность, с которой она сталкивается, существенно отличается от той, в которой Бабетта выросла. Пуритане панически боятся совершить какой-нибудь грех - не позволяют себе даже малейшего отклонения от своих строгих правил. До тех пор пока Бабетта не устраивает для паствы пышный праздничный обед по случаю выигрыша ею в лотерее десяти тысяч франков.
Приготовленные француженкой блюда оказываются истинными шедеврами кулинарного искусства. Сцена пира снята так прекрасно, что, кажется, можно почувствовать вкус и запах всех блюд. Участники застолья, находясь под впечатлением от потребляемой пищи, практически переживают духовное перерождение. До сих пор суровые и сдержанные, пуритане поддаются заманчивому искушению едой от Бабетты.
Соблазнительная сила еды была также представлена в оскароносной английской комедии «Том Джонс» режиссера Тони Ричардсона, экранизации романа Генри Филдинга (1962 г.). Здесь еде отведена чисто эротическая функция. Сцена, в которой главный герой Том усаживается за стол с прекрасной миссис Уотерс, развивается постепенно и обещает горячие чувства. Пища используется в качестве реквизита, показывающего эмоции, возникающие между двумя героями. Прием пищи превращается почти в эротический праздник, и каждый последующий ее кусочек является прелюдией к настоящей страсти.
Аналогичная ситуация сложилась и в более современной и ставшей культовой эротической драме «9 ? недель». Сыгранная в 1986 г. Ким Бейсингер и Микки Рурком сцена, в которой двое любовников чувственно наслаждаются лакомствами из холодильника, считается одной из самых страстных сцен в истории кино.
Кулинария также прекрасно подходит для сказок или фильмов в жанре «фэнтези». Хорошим примером служат фильмы «Шоколад» (2000 г.) и «Чарли и шоколадная фабрика» (2005 г.), в котором главную роль играет угощение, приготовленное из какао-бобов.
Первый фильм – драма с элементами романтической комедии и магического реализма. Шоколад, который делает главная героиня в своей маленькой кондитерской, распространяет свою волшебную силу по небольшому городу. Его запах и вкус пробуждает чувства, исцеляет душу, поддерживает расцветающую любовь.
Второй фильм - сказка для детей и взрослых. Шоколад, изготавливаемый Вилли Вонкой на большой фабрике, здесь является не только символом великолепия и процветания, но и лакомством, которое может привести к разрушению. Чудесно представленный Тимом Бёртоном шоколадный мир манит красотой и сладостью и одновременно предостерегает от чрезмерной жадности и потребительства.
Помимо художественных фильмов, которые чаще всего изображают пищу в качестве одного большого удовольствия, в последнее время стали появляться документальные фильмы, выдержанные, как правило, в менее радостной тональности. Они посвящены проблемам, связанным с недоеданием и развитием пищевой промышленности, которая делает основную ставку на рост масштабов производства, а не на качество выпускаемой продукции. Создатели таких фильмов выносят на суд зрителей свое мнение о проблемах XXI века: потребительском буме, массовом разведении и убое животных, увлечении нездоровым фаст-фудом.
Волну такого документального кино запустил громкий фильм 2004 г. «Двойная порция» Моргана Сперлока. Этот фильм – эксперимент во имя человечества. Сперлок был в своем фильме испытуемым, который месяц питался нездоровой пищей от сети «Макдональдс». Эксперимент сильно повредил телу режиссера, но в то же время наглядным образом обозначил проблему вреда жирной пищи.
Австрийский режиссер Николаус Гайрхальтер в 2006 г. снял документальный фильм «Хлеб наш насущный», удостоенный премий многочисленных кинофестивалей. Автор почти без слов представил публике шокирующие кадры, рассказывающие о том, как выглядит производство продуктов питания в XXI веке.
Дмитрий Вольский, март 2016 г.
Другие фильмы о еде
Повар на колесах (США, 2014)
Крылышко или ножка (Франция, 1976)
Официантка (США, 2007)
Ешь, пей, мужчина, женщина (США, 1994)
Кускус и барабулька (Франция, 2007)
Пряности и страсти (Индия-ОАЭ-США, 2014)
На обочине (США, 2004).
Вкус жизни (США — Австралия, 2007).
[/TD][/TR][/TABLE]
Источник