В прокат выходит «Саботаж» с Арнольдом Шварценеггером, который, завершив карьеру политика,
снимается в двух-трех картинах в год. «Воздух», напротив, вспоминает те его проекты, которые так и не состоялись.
Фотография: Harry Langdon
«Крестовый поход»
«Крестовый поход» мог получиться не менее (а может, и более) эпичным, чем «Робокоп» и другие произведения голландского режиссера Пола Верхувена. На съемках «Вспомнить все» в разговоре с Верхувеном и Шварценеггером продюсер и владелец кинокомпании Carolco Pictures Марио Кассар заявил, что у него на руках есть сценарий, который им будет интересен. Сценарий, действие которого происходило в Средневековье, написал Уэйлон Грин («Дикая банда», «Колдун») — он рассказывал о воре по имени Хаген (его роль и должен был исполнить Шварценеггер), который, спасая жизнь, становится участником крестового похода, но по пути в Иерусалим оказывается продан в плен к сарацинам. Те, впрочем, предстают не таким уж плохими ребятами — Хаген влюбляется в их принцессу Лейлу.
В отличие от славных, но рафинированных «Крестовых походов» Сесила Б.ДеМилля 1935 года (семиметровый постер которых, кстати, красуется в кабинете Шварценеггера) история Грина была брутальной и в достаточной степени антиклерикальной. Смерть там собирала свою жатву, а в роли смерти выступал сам Хаген: в сценарии есть будоражащая сцена, в которой он косой отрубает противникам лодыжки.
Шварц и Верхувен загорелись этой историей и в 1994 году уже собирались приступать к съемкам, но голландец настаивал на том, чтобы фильм выглядел как можно более грандиозно. Когда инвесторы спросили его, может ли он гарантировать, что уложится в стомиллионный бюджет, Верхувен взорвался и заявил, что в этой жизни нельзя ни в чем быть абсолютно уверенным. Его слова не устроили представителей студии — фильму не дали зеленый свет. Спустя какое-то время со стороны Арни и Верхувена было несколько попыток реанимировать историю, в то время как ее неунывающие поклонники рисовали фан-постеры, но «Поход» так и не состоялся. А компания Carolco, сделавшая ставку не на него, а на «Остров головорезов» Ренни Харлина, скоропостижно обанкротилась.
«Коммандо-2»
Продолжение «Коммандо» могло лишить нас одного из лучших боевиков на свете — «Крепкого орешка» Джона МакТирнана. В основу сюжета с Арни в главной роли сиквела был взят роман «Ничто не вечно» Родерика Торпа, а за киноадаптацию книжки отвечал сценарист первого «Коммандо» Стивен де Соуза. Все было на мази, пока Шварценеггер не отказался от участия в съемках, спутав все карты. «Ничто не вечно» — с некоторыми поправками — превратился в «Крепкого орешка», который прославил Брюса Уиллиса и породил отдельную франшизу.
У «Коммандо» был еще один вариант сиквела, написанный тем же де Соузой в компании с Фрэнком Дарабонтом (!). Новые приключения полковника Джона Матрикса подразумевали еще более разухабистое кино — герой Шварценеггера крошил солдат противника связкой из четырех спаренных пулеметов и распылял над кокаиновой плантацией авиационное топливо. Однако расписание актера в то время было настолько плотным, что в его графике не нашлось времени на этот фильм.
В дальнейшем де Соуза использовал наработки этого проекта в работе над вторым «Крепким орешком», в котором, как и в том же «Коммандо», «Хищнике» и ряде других картин, фигурирует вымышленная страна Вальверде — собирательный образ Южной и Центральной Америки в Голливуде.
«Я — легенда!»
Фильм-долгосторой по роману Ричарда Мэтисона, работа над которым началась еще в 1994 году. Тогда в качестве режиссера за проектом был закреплен Ридли Скотт, взявший с собой на проект сценариста Джона Логана (позже они вместе сделали оскароносного «Гладиатора»). В версии Логана, в отличие от предыдущего сценария Марка Протосевича, не было никакого мелодраматизма. Даже наметившийся роман героя Шварценеггера с пойманной им и потихоньку начавшейся превращаться в человека женщиной-мутантом, оказывался бесперспективным — ее убивали сородичи. Персонажу актера, здоровому, немногословному мужику, любящему покурить сигары, только и оставалось, что разносить неприятелей в клочья.
Против фильма сыграло несколько факторов: его финансовая нестабильность (бюджет только и делал, что раздувался), отсутствие веры в Скотта как в режиссера (на тот момент его последние работы были безуспешными) и в Арни как в кинозвезду (он переживал свой не лучший отрезок карьеры, к которому прибавились проблемы со здоровьем). Проект лег на полку, пока студия Warner Bros. в середине нулевых стараниями сценариста Акивы Голдсмана не решила вдохнуть в него новую жизнь. После чего место Шварценеггера занял Уилл Смит.
«Человек-паук»
В разное время «Человека-паука» могли снять разные люди: и кровожадный Тоуб Хупер («Техасская резня бензопилой»), и экшен-режиссер Джозеф Зито («Без вести пропавшие»), и поставщик дешевой фантастики Альберт Пюн («Киборг», «Немезида»). Не менее близок к цели был и Джеймс Камерон, грезивший об экранизации «Спайдермена» со школы — когда у сценария уже запускавшегося проекта начались проблемы с правами, режиссер «Титаника» предложил свой, не менее увлекательный вариант истории, который, в отличие от первого, не был таким вольным.
По слухам, роль Человека-паука мог исполнить Майкл Бин. Ему на тот момент было уже, правда, около 30 (впрочем, Тоби Магуайру было почти столько же, когда он сыграл школьника Питера Паркера и его супергеройское альтер эго в фильме Сэма Рейми). А за роль его главного антагониста, доктора Октопуса, как когда-то за терминатора, могли поспорить Лэнс Хенриксен и Арнольд Шварценеггер.
Но все студии, с помощью которых Камерон мог снять эту картину, обанкротились, и проект канул в Лету. Однако Арни удалось-таки сыграть суперзлодея — мистера Фриза — в чудовищном «Бэтмене и Робине». До сих пор эта роль остается низшей точкой его карьеры.
«Хищник-3»Роберт Родригес, вдохновившись концепцией «Чужих» Камерона, начал работать над сценарием триквела для 20th Century Fox в 1994 году. Его оригинальный сценарий 1996 года — мегаломанский, изобретательный, жесткий, хоть и не шибко целостный — рассказывал о том, как выживший в конце первого фильма майор отряда коммандо Алан «Датч» Шеффер (Арнольд Шварценеггер) был пленен и доставлен в тюрьму на планетоиде Аркус-6. Планетоид к тому времени стараниями хищников превратился в полигон для молодняка и арену для гладиаторских боев среди представителей различных видов. Однако заинтересовавшимся проектом актеру так и не удалось примерить на себе амплуа, схожее с образом Вина Дизеля в трилогии «Хроники Риддика». Арни жутко разругался с продюсерами, и съемки фильма отменились, а сценарий Родригеса, пусть и с массой серьезных доработок, позднее превратился в сиквел-ребут «Хищники» (2010). Впрочем, не стоит отчаиваться. Как утверждает Шварценеггер, «Саботаж» — это тот же «Хищник»: «Вокруг меня группа людей, и они гибнут один за другим, пока не остаюсь я один. Только вместо инопланетного монстра интрига совсем другая».