Кинопотери «Врожденный порок»: почему мы не увидим один из лучших фильмов года в кино.
05.05.2015 16:08
ИСТОРИИ КОТОРЫЕ ПРИШЛИ.
Российская премьера новой работы Пола Томаса Андерсона о калифорнийских шестидесятых много раз откладывалась. Антон Долин обнаружил, что картина незаметно появилась в легальных онлайн-кинотеатрах — а это значит, что на широком экране ей не бывать.

Фильм, что называется, слили. Возмущаться будут немногие. Из числа тех, кому небезразлична картина
С другой стороны, может, оно и к лучшему? Не будет фатального для подобной картины чудовищного дубляжа, стыдноватого провала в прокате, неизбежных пользовательских отзывов «Че за хрень?». Кто в курсе и кому надо — тихо найдет и увидит: в прекрасном качестве и легально, на Ivi.ru или в iTunes Store с субтитрами. Они, к слову, куда корректнее и точнее, чем полный причудливых фантазий перевод пинчоновского «Врожденного порока» Максимом Немцовым.
Если отбросить в сторону идеализм, прокатчиков можно понять. Культовый статус автора, актера или текста первоисточника сегодня мало кого выручает, а «Врожденный порок» оставил неоднозначные впечатления даже у влюбленных в Пинчона американцев. Вряд ли кто-то решится назвать его и самой блестящей работой Андерсона. Это не мешает считать картину сенсационной — это первая экранизация прозы живого классика постмодернистской литературы (хоть у этой конкретной книги репутация «облегченного Пинчона») лучшим американским режиссером своего поколения.
В самом обращении Андерсона к Пинчону ничего удивительного нет. С «Ночей в стиле буги» ретростилистика — пунктик режиссера, и возвращение к уже воспетым им 1970-м закономерно. Его «Нефть» и «Мастер» изобретательно анализировали сектантское сознание — а это тема, особо дорогая Пинчону, начиная с его легендарного дебюта «V.». Что ж, среди героев «Врожденного порока» встречаются представители «Арийского братства», «Черных пантер», еще одного таинственного культа (сектанты собираются в психиатрической лечебнице), китайского синдиката «Золотой клык» и одноименного профсоюза дантистов. Ситуация любопытно удваивается тем бесспорным фактом, что вокруг Пинчона — да и Андерсона — тоже существует культ, позволяющий простить любимому писателю или режиссеру любую эксцентрику.
Фотография: «Каро Премьер»
1/4
Фотография: «Каро Премьер»
2/4
Фотография: «Каро Премьер»
3/4
Фотография: «Каро Премьер»
4/4
Множатся, обрываясь на полуслове, сюжетные линии. Персонажи лезут, как черти из коробочки, один за другим, и у каждого есть яркая внешность, имя, фамилия и биография — но при этом лишь намеки на характер и неясная функция в интриге. Иные успевают едва появиться на экране, иногда — сразу в качестве трупа; другим суждено остаться внесценическими.
Это приводит к абсолютной непредсказуемости и раздражающей бесцельности происходящего. Остается заниматься тем же, к чему сводится детективная деятельность вконец запутавшегося Спортелло: достать первую попавшуюся бумажку и записывать отдельные пароли и явки в надежде, что когда-нибудь они пригодятся. «Врожденный порок» можно использовать и как универсальный тест на внимательность. Зритель, способный после одного просмотра перечислить действующих лиц и пересказать сюжет, должен быть принят в любую полицейскую академию без экзаменов. При этом придраться к режиссеру невозможно. Ведь перед нами — в высшей степени уважительная и близкая к первоисточнику экранизация.
Фотография: «Каро Премьер»
1/4
Фотография: «Каро Премьер»
2/4
Фотография: «Каро Премьер»
3/4
Фотография: «Каро Премьер»
4/4
При этом в абсурдистской цепи событий, якобы связанных друг с другом, нет ни одного провального эпизода. Каждая отдельная сцена, если взять ее вне контекста, — блеск, демонстрация исключительных способностей как костюмеров, декораторов и оператора, так и актеров. Кастинг здесь мощный:
Значит ли это, что фильм попросту не получился? Конечно, нет. Довольно давно, еще на стадии «Магнолии», фантастически талантливый Андерсон прошел тот творческий пик, на котором его художественный поиск совпал с ожиданиями публики. Даже романтическая комедия по его версии — «Любовь, сбивающая с ног», — невзирая на присутствие Адама Сэндлера и режиссерский приз в Каннах, встретила вежливое непонимание многих. И «Нефть», и «Мастер» уже были слишком сложны и причудливы для призовых обойм: недаром награждать за них предпочитали актеров, а не режиссера. Во «Врожденном пороке» его метод достиг высшей виртуозности и обрел окончательную герметичность.
Фотография: «Каро Премьер»
1/4
Фотография: «Каро Премьер»
2/4
Фотография: «Каро Премьер»
3/4
Фотография: «Каро Премьер»
4/4
Глядя на кадр, открывающий и закрывающий картину, — два дома, между ними в просвете виднеются морской берег и какие-то люди, — понимаешь, что ни пейзаж, ни населяющие его персонажи автора по-настоящему не интересуют. Ему важнее сама метафизика промежутка, в который попадает взгляд; он исследует процесс абсурдной и восхитительной жизни, как настоящий ученый, не пытаясь спрогнозировать результат. «Врожденный порок» — эксперимент, вызывающий фильм-промежуток, смешной и бредовый, но также тревожащий и странный, как
Пожалуй, это действительно конец, но не света и не сюжета, который мог бы длиться вечно (и уж точно не карьеры Андерсона), а исключительно тех претензий на высший смысл, которые мы привыкли вкладывать в искусство и имитируемую им жизнь. Если формулировать кратко, о чем «Врожденный порок», ответ окажется обескураживающе простым: о том, что за иллюзией глобального заговора или божественного плана чаще всего скрывается тривиальная паранойя. А наше желание хеппи-энда или завалящего катарсиса — очередная дурацкая иллюзия. Даже сыщику иногда правильнее всего забыться за стаканом виски или косяком, не думая о профессиональном азарте, гонораре и смысле происходящего. Свобода дороже. Неумение ей пользоваться и есть тот самый — присущий всему роду человеческому —врожденный порок.
КОММЕНТАРИИ
Чтоб писать комментарии авторизуйтесь или зарегистрируйтесь