Ночь и мокрый асфальт, все оттенки черно-белого кадра и элегантный стиль старого Голливуда - весь этот образ у синемафилов ассоциируется с кино Нуар. Середина 40-х в Голливуде, по большей части, стала эпохой классического Нуара, который в истории кинематографа закрепился также под названием «черное кино».
Термин "черное кино" диктовало кинематографу время, ведь период кино Нуар выпал на момент Второй Мировой Войны, а позже на годы Холодной войны, что оставило отпечаток пессимистичного настроения и подавленности.
Точного определения, как и самого жанра Нуар - не существует, и у всех кинокритиков на этот счет есть лишь личное субъективное мнение. Если говорить о характерных чертах в картинах Нуар, то главными деталями можно назвать дождь и мокрые дороги, ночь и пороки, преобладание детективных сюжетов и равенство между протагонистами и антагонистами.
Кинокритик Пол Шрейдер в своей статье «заметки о фильме-нуар» одним из первых взялся разделить историю "Нуара" на три этапа:
Первый этап - период развития кино приходится на годы Второй Мировой, обозначен временем частных детективов и сыщиков-одиночек. Объёмных диалогов и минимальных действий. Чаще всего съемки проходили в студийных павильонах. Характеризуют то настроение такие картины, как «Ночь так темна», «Улица греха», «Тёмное зеркало».
Этап второй - Нуар погрузился в атмосферу послевоенного реализма, стал насыщен сюжетами об уличной преступности и продажной полиции. Герои стали менее романтичными и надуманными. Говоря о фильмографии, можно выделить такие картины, как «Акт насилия», «Джонни О’Клок», «Обнажённый город» и «Дом на 92-й улице».
В завершавшем эпоху Нуара третьем этапе, протекавшем с 1949 по 1953 год, актуальной стала тема саморазрушения и психопатии. Нуар обратил свой взор в сторону историй о безумцах, разбирая их внутренний мир с помощью психоанализа. Из кинолент ярким примером служат: «Паника на улицах», «Белая горячка», «Без ума от оружия» и «На опасной земле».
Нуар понимается на уровне чувств, интонаций и общей атмосферы. Его сложно выделить как отдельный жанр, потому что в этом кино есть нечто абстрактное и своеобразное, что каждый понимает по-своему, но никто не сомневается, что это Нуар.