«"/
Личный кабинет
Личный кабинет
Ваш логин
Пароль
Забыли пароль?
Войти через аккаунт в соц. сетях
Вы можете завести учетную запись на проекте с помощью вашего аккаунта в социальной сети нажав на иконку ниже.
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрационная информация
Логин (мин. 3 символа)*
Email*
Является логином при входе на сайт
Пароль*
Не менее 6 символов
Подтверждение пароля*
Личная информация
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Номер телефона*
Для смс с кодом подтверждения регистрации.
Указывать в формате +79991112233

*Поля, обязательные для заполнения.

EN ES CH
Сдавай всё для нужд кино! 
Квартиры, дома и офисы - в почасовую аренду
без покидания территории! 

«Камера должна быть маленькой и легкой».

Александра Иванова, оператор нескольких картин режиссера Виталия Манского, рассказала tvkinoradio.ru о принципах выбора камеры для документального кино на примере оборудования Canon.

Автор: Родион Чемонин


Александра Иванова – оператор-документалист

Выбор камеры
Пару лет назад мы с Виталием начали проект о Северной Корее. Тогда мы получили поддержку от Минкульта, что было чрезвычайно важно, потому что снимать документальный фильм в Северной Корее очень сложно. До этого мы снимали полнометражную картину «Труба» на Canon Mark II и «Книгу» на Mark III. Но когда мы готовились к съёмкам фильма «В лучах солнца» в Северной Корее, поняли, что необходимо улучшить качество, вытянуть максимум из того, что есть.
Цитата
«Мы поставили себе задачу: выбрать такую камеру, которая, будучи документальной, выполняла и художественные функции, снимала в хорошем качестве».
В предыдущих картинах, например, на общем плане могли потеряться лица. Теперь же нам было важно выделить среди толпы – а в Северной Корее ходят толпами – живых людей. Поэтому мы поставили себе задачу: выбрать такую камеру, которая, будучи документальной, выполняла художественные функции, снимала в хорошем качестве. В течение двух месяцев я изучала рынок кинокамер, выбрала более 15 штук как известных брендов, так и неизвестных. Из них надо было остановиться на одной.

Требования к документальной камере
Документальная камера – это маленькая и лёгкая камера, которая может обслуживаться одним человеком, легко разбирается и переносится. На неё можно поставить киношную оптику, она имеет высокое качество матрицы, а также высокое разрешение, есть подходящие вам кодеки и прочие само собой разумеющиеся вещи: разъёмы, возможность подключения внешних рекордеров и так далее.
Цитата
«Немаловажное достоинство Canon для документалиста – она влезает в стандартный фотокофр».
В итоге для съемок я выбрала Canon C300. Она имеет матрицу Super 35, что соответствует стандарту для всех киноматриц. С одной стороны, можно ставить кинооптику. С другой – такое изображение легче обрабатывать.


Canon C300

По правде говоря, мы ждали камеру ARRI, но к моменту запуска картины она не была готова технически. Когда же её привезли в Москву, я порадовалась, что выбрала Canon, потому что ARRI оказалась не такой маленькой, как нам её представляли. Нет, последняя ARRI, конечно, высококлассная камера – меньше и легче, чем её старшая сестра ALEXA XT. Но всё равно «маленькая» камера ARRI оказалась слишком большой.

Ещё одно немаловажное достоинство Canon для документалиста – она влезает в стандартный фотокофр.

Особенности съёмок камерой Canon
Базовые сцены мы снимали на Canon C300 – без верхней ручки, без монитора, с фотооптикой, без обвесов. Сложные съёмки мы делали на C500 с разрешением 2K, используя внешний рекордер, в ProRes (4.4.4.4, 10 бит).

С300 стабильна в работе, у нас не было ни одного технического сбоя. Она оказалась устойчива к низких температурам, когда мы работали на натуре при -15 градусов. Также мы снимали на неё в Севастополе при небольшом дожде, но достаточном, чтобы залить камеру, и в штормовой ветер – она выдержала все эти невзгоды и не вышла из строя. Это важно, потому что RED – я не говорю про новый RED, его ещё не пробовала, – плохо работает при низкой температуре. О работе во время дождя вообще речь не идёт, потому что решётка охлаждения у него находится прямо наверху.
Цитата
«Базовые сцены мы снимали на Canon C300 – без верхней ручки, без монитора, с фотооптикой, без обвесов. Сложные съёмки мы делали на C500 с разрешением 2K, используя внешний рекордер, в ProRes (4.4.4.4, 10 бит)».
С300 не требует инженера для настройки, её легко можно настроить самостоятельно. Когда речь идёт о цифровой записи, первая проблема – это совместимость носителя, вторая – питание. В данном случае она пишет в себя контейнером MXF кодек MPEG2 HD, на 32 Gb влезает 82 минуты, здесь слот на две карточки. И хотя переход с карточки на карточку непрерывный, мы писали сразу на две карточки, чтобы иметь один и тот же исходный материал на двух носителях. Что касается питания, то даже маленький лёгкий аккумулятор позволяет работать 180 минут.



Кстати, многие спрашивают про ограничения по времени записи на Mark II. Чтобы фотоаппарат не стал камерой, Mark II не может писать больше 30 минут (или 10 минут – зависит от сертификации).

Также мы волновались из-за того, что С300 – ручная камера, не плечевая, думали, что нужно будет для неё придумывать обвесы. Но. У этой камеры есть очень важный ресурс – это оптика. Я могу вам совершенно точно сказать, что такого количества оптики, которое производит Canon, не делает ни она компания мира. Они полностью всё обеспечивают своим разъёмом EF, а не PL.
Цитата
«Глубина цвета 8 bit? Первое – это проблема в обработке, вторая – неумение различать тонкие цвета».
Плюсы ручной камеры для кинодокументалистики в том, что она юркая, более лёгкая в работе, чем плечевая. Мы все понимаем, что здесь возникает вопрос стабилизации, но встроенный стабилизатор с большим объективом (а Canon сейчас производит объективы и 800mm, и выше) позволяет снимать даже панорамы с минимальным количеством брака.

Претензии к камере Canon: как их обойти
Конечно, главная проблема в С300 – это технические параметры записи.

Разрешение 1920х1080, поток CBR 50 Mb/s, компрессированное изображение в кодаке MPEG 2 в контейнере MXF, глубина цвета 8 bit.

Что даёт 8 bit? Первое – это проблема в обработке, вторая – неумение различать тонкие цвета. Дело в том, что на тот момент, когда создавалась камера, формат DCP предполагал наличие кодека MPEG 2. Сегодня DCP требует 2K-4K и кодек JPEG 2000.



На это я обычно отвечаю следующим образом. Компрессия позволяет нам писать гигантское количество времени. Нам это было очень полезно – порой мы вообще не выключали камеру (при этом она потребляет небольшое количество энергии). И наконец, вопрос качества изображения связан не только с этими страшными цифрами (разрешение, величина потока и так далее), но и с качеством матрицы (а у этой камеры матрица 4K), с качеством самого кодека (по какому алгоритму будет осуществляться сжатие) и с оптикой. Так вот. Разрешение вообще-то обеспечивает оптика. Я сделала тестовые ролики с разными видами оптики – С300 с фотооптикой и С300 с кинооптикой – и увидела разницу, особенно в чистоте цветопередачи. Объективы ЕF не раскрывают все возможности записи, но кинооптика дала замечательные результаты по резкости, по детализации, цветопередаче.

Какой ценой нам даётся излишний перфекционизм
Все режиссёры (и операторы) всегда стремятся снимать в самых высоких форматах. Это и RAW, и 4K. Вопрос: чего нам это будет стоить? Все забывают о том, что при такой записи увеличивается количество гигабайт. При этом всё это надо не только записать, но куда-то скопировать, то есть число данных увеличивается вдвое. С 4K мы будем работать только тогда, когда материал пойдёт у нас на цветокоррекцию, а до этого мы будем с Low-res материалом (High-res мы пишем внутрь, а Low-res мы пишем на карточку, то есть это тоже занимает какое-то место). Когда мы сделаем наш монтаж в Low-res, нам нужно отдавать материал на цветокоррекцию, который мало того что будет 4K, да ещё и RAW, но и считаться должен в DPX. Значит, мы ещё теряем какое-то время.
Цитата
«Все режиссёры (и операторы) стремятся снимать в самых высоких форматах. Это и RAW, и 4K. Все забывают о том, что при такой записи увеличивается количество гигабайт».
Мы всё это красим-красим-красим, и на выходе у нас: исходники в RAW, мастер-копия в DPX без цветокоррекции, и мастер в цветокоррекции. При этом фильм у нас двухчасовой. Дальше мы готовим копии картины. Мы пересчитываем DPX в TIFF, а потом в JPEG2000, который требует от нас DCP. Вы понимаете, какое количество работы мы выполняем только на пересчёте? Скачайте себе специальное приложение-калькулятор, которое очень удобно считает трансфер различных форматов.

Для того, чтобы снять фильм в высоком разрешении, нам нужно взять камеру С500. С500 отличается от С300 ровно тем, что она может писать на внешний рекордер (она в себя не пишет) изображение в 2K, 4K с какой-то компрессией и Canon RAW. Как только мы начинаем говорить о внешнем рекордере, сразу сталкиваемся с вопросом обвеса, с очень длинными суппортами. Следовательно, камера утяжеляется, а так как это серьёзный вес, мы не можем делать обвес алюминиевым, а только из прочной стали. Если у нас рекордер AJA, то он не просто крепится к обвесу – для него нужно купить или арендовать площадку, которая присоединяется к обвесу.


Canon C300 на Steadicam установке

Дальше. AJA питается не от камеры, он питается от внешнего аккумулятора, который крепим обычно сзади, и для него тоже нужно иметь специальную площадку. И это ещё не всё. Нам нужен провод-переходник от аккумулятора к рекордеру. Такую конструкцию без ручки переносить невозможно. Поэтому ко всему этому мы прикручиваем ручку, к ней для удобства прикручиваем монитор. Естественно, раз у нас увеличивается вес, то у нас увеличивается и штатив.
Цитата
«Как только мы начинаем говорить о внешнем рекордере, сразу сталкиваемся с вопросом обвеса, с очень длинными суппортами. Следовательно, камера утяжеляется, а так как это серьёзный вес, мы не можем делать обвес алюминиевым, а только из прочной стали».
Всё это весит нереально, без ассистента управляться с этой камерой очень сложно. Когда я работала одна, то переносила: камеру, рекордер, набор оптики, аккумуляторы, которые питают Canon C500, и пять аккумуляторов, которые питают «аджу». Камера перестаёт быть ручной, как минимум она становится плечевой. Я среднего роста, и это в какой-то степени облегчает задачу, потому что у меня есть друзья-операторы ростом под метр девяносто, а это значит, что это всегда верхняя точка. Теряются юркость и лёгкость, так необходимые для документалистов.




Понятно, что AJA – не панацея. Есть рекордеры полегче, есть совмещённые с монитором, но при высоких температурах такие мониторы могут легко выйти из строя.

На этом проблемы не заканчиваются. Впереди у нас ещё ночь сгона. И вы помните, что мы делаем две копии? Это значит, что вы будете всю ночь сидеть и менять карточки. Для меня одна из самых проблем – перекидывание медиафайлов на какой-нибудь диск.
Цитата
«Всё это весит нереально, без ассистента управляться с этой камерой очень сложно. Когда я работала одна, то переносила: камеру, рекордер, набор оптики, аккумуляторы, которые питают Canon C500, и пять аккумуляторов, которые питают «аджу».
AJA – это не «родные» рекордеры для Canon. Вообще, любые рекордеры для Canon – не «родные». Это значит, что мы должны очень тщательно подходить к выбору рекордеров, карточек, которые бы не конфликтовали с камерой и не позволяли пропасть ни единому кадру.

Итого. Считаем на приложении, о котором я вам говорила… 1 час у вас будет весить 283 Gb. Умножаем ещё на два. Если посчитать ARRIRAW (а у ARRI, кстати, нет 4K, максимум 3K), то здесь 1 час будет весить больше терабайта – в пять раз.
Цитата
«Когда вы собираетесь снимать в RAW-формате и 4K, сначала спросите себя: это вам нужно? Спросите режиссёра. И продюсера, чтобы он прикинул, сколько это будет стоить».
К чему я всё это говорю? Когда вы собираетесь снимать в RAW-формате и 4K, сначала спросите себя: это вам нужно? Спросите режиссёра. И продюсера, чтобы он прикинул, сколько это будет стоить. Понятно, что DCP формально требует 4K, но в России сейчас копия DCP в абсолютном большинстве случаев позволяет 2K. Мне кажется, для документалистики это лучший формат. Я бы с удовольствием сняла всю эту историю на RAW, но здесь дело в целесообразности.

Будущее оператора-документалиста
Сейчас очень интересное время на рынке документальных камер. Если раньше ими занимался только Canon, то сегодня ARRI и Sony тоже начали выпускать подобные камеры.


Canon EOS C300 и Sony PMW-F3

Последнее предложение Canon – это Canon C100 Mark II второго поколения. Это серьёзный шаг. У этой камеры чувствительность 104 500 единиц. Я считаю, что больше 100 000 единиц не нужно – такая чувствительность уже позволяет снимать в абсолютной темноте и различать все предметы.

По моему мнению, новый С100 Mark II должен стать «камерой года». Конечно, нужно смотреть и сравнивать. Для меня главное в С100 – это то, что она ещё легче и меньше, чем предыдущие версии. Монитор очень удобный. Мне нравится уровень автоматизации, который важен для документалиста в ситуации, когда нужно быстро достать камеру и начать снимать. Когда мы покупаем какую-то камеру, сразу думаем: что нужно докупать? В случае с новым C100 перечень минимальный.

ИСТОЧНИК
Теги: кинопроизводство, техника, Япония, кинотехника, камера, Canon

Возврат к списку


Кинотранспорт в аренду