Как трансформация детективного жанра за рубежом влияет на российские сериалы: мнение российских продюсеров
07.07.2014 17:06
ИСТОРИИ КОТОРЫЕ ПРИШЛИ.
![](http://www.cinemotionlab.com/content/likvidatsia.jpg)
Cinemotion спросил отечественных теле- и кинопродюсеров о том, как изменились российские детективные сериалы за последние годы, расширились ли в них границы дозволенного и что нужно сделать, чтобы стал возможен их экспорт за границу как форматов.
Участники опроса:
![](http://www.cinemotionlab.com/content/kulistikov.jpg)
Владимир Кулистиков,
генеральный директор НТВ
![](http://www.cinemotionlab.com/content/fialko.jpg)
Дарья Фиалко,
генеральный директор ТВ-3
![](http://www.cinemotionlab.com/content/fayziev-r.jpg)
Джаник Файзиев,
режиссер, продюсер, член Правительственного
совета по развитию отечественной кинематографии
![](http://www.cinemotionlab.com/content/fedorovich.jpg)
Валерий Федорович,
заместитель генерального продюсера ТНТ,
ответственный за драматические сериалы
За последние десять лет за границей произошла сильная трансформация детективного жанра. Как вы считаете, коррелируются ли эти изменения с российским ТВ? Насколько изменился детективный сериал с точки зрения сценария, героя, тем, подачи, визуального образа, технологии производства?
ВЛАДИМИР КУЛИСТИКОВ:
Я думаю, что ключевое изменение — в общем повышении интереса к тому, что напрямую не связано с расследованиями. Как следствие, на российском телевидении сильно уменьшилось количество чистых детективов. В основном представлены криминальные драмы, где есть детективный элемент, но в целом история концентрируется на бытовых отношениях, а уже туда вклиниваются сюжетные линии, связанные с преступлениями. Сегодня для того, чтобы заставить зрителя посмотреть классический детектив, когда в самом начале происходит преступление и весь сюжет построен вокруг его раскрытия, нужно обладать исключительными способностями.
ДЖАНИК ФАЙЗИЕВ:
Если говорить об изменениях детективного жанра, надо помнить манифест клуба английских детективистов, в котором еще во времена Конан Дойла были четко обозначены правила. С этой точки зрения жанр действительно изменился. Раньше одним из обязательных условий детектива являлось то, что главный герой не может получать улики чудесными способами. Теперь же у нас бывают мистические детективы, волшебные детективы, фантастические детективы, однако я не могу сказать, чтобы жанр изменился по сути, если не говорить о каких-то маргинальных представителях. Условно говоря, «Настоящий детектив» — это такой манифест слияния постмодернизма и детектива. Но не думаю, что такого рода фильмы сильно изменят отношение к целому жанру. Все равно зритель хочет видеть расследования, остросюжетные столкновения характеров, погони и прочие устоявшиеся элементы.
ВАЛЕРИЙ ФЕДОРОВИЧ:
Основная масса российских телевизионных сериалов сейчас идет в фарватере западных сериалов — это если говорить про идеи, героев, темы. У нас на ТНТ ситуация другая. Например, в прошлом году мы выпустили сериал «Моими глазами», проект уникальный и по сценарию, и по тому, как мы его сделали.
В результате телеканал «FOX» проявил интерес, потому что американские продюсеры так же, как и мы, заинтересованы в новых ярких необычных проектах. А с точки зрения технологии производства почти все российские каналы подтянулись под западные стандарты. Яркий пример — сериал «Нюхач» с довольно стандартным сценарием, но визуально сделанный интересно.
ДАРЬЯ ФИАЛКО:
За последнее десятилетие технология телепроизводства совершила скачок вперед, в России в том числе. И это касается всех жанров. Посмотрите любой сериал, скажем 2004 года и 2014-го. Разница очевидна: картинка, эффекты, динамика...
Но основное, что изменилось, — это типология главного героя. Например, «Менталист» — суперпопулярный американский сериал, который мы сейчас адаптируем. В процессе выяснилось, что характер героя и его горизонталь требуют мощного тюнинга, чтобы перенести его из 2008-го в 2014 год. Его главный герой не соответствует требованиям современного зрителя. У него слишком однозначный и прямолинейный характер для сегодняшнего сериального смотрения. После появления «Глухаря» и Homeland, «Нюхача» и True Detective, как бы странно эти названия не смотрелись в одной цепочке, от главного героя зритель ждет большей неоднозначности, многослойности и обязательно в чем-то червоточинки.
Кроме того, в сериальной трансформации наблюдается существенное расширение границ жанра, поиск новых форм, которые при этом сосуществуют с классикой.
В иностранных детективных сериалах последних лет появляется все больше элементов, которые раньше было практически невозможно представить, например, следователь-маньяк. Изменились ли границы дозволенного в российских детективах?
ВЛАДИМИР КУЛИСТИКОВ:
У каждого жанра, будь то детектив или криминальная драма, есть какие-то классические элементы, которые должны в нем присутствовать. То, о чем вы говорите, — это нарушение классики, и я не думаю, что подобное может быть успешным. Одна из основных идей криминального, детективного сериала состоит в том, главный персонаж — это положительный герой, который заведомо не может быть ни маньяком, ни преступником.
ДЖАНИК ФАЙЗИЕВ:
Конечно, нет. Никакие границы никто не устанавливал. Однако есть некоторые российские особенности, из-за которых наш зритель может не поверить, что в полиции работает маньяк: отношение к ним в нашей культуре немного другое, чем в американской. Но если вы сегодня придумаете сериал, в котором какой-нибудь антигерой будет расследовать убийство, все будут только рады, при условии, конечно, что он будет хорошо написан.
ВАЛЕРИЙ ФЕДОРОВИЧ:
Пока оригинальных проектов российского производства, которые бы выходили за рамки обычного, я не видел. Но знаю, что сейчас разрабатывается несколько интересных сериалов, которые исследуют жанр детектива в необычном ключе. У нас на ТНТ в том числе. Например, на стадии пилота находится проект, который принес Александр Цекало — сериал «Гоголь». Я не могу рассказать подробнее, но в нашей стране такого еще не было.
ДАРЬЯ ФИАЛКО:
Главный герой нашего сериала «Пятая стража» — сыщик-вампир, и у него тоже есть свой «пассажир», злое альтер-эго. Но на самом деле, это не так уж необычно. Создатели детективных сериалов довольно давно начали экспериментировать с такими вещами и «путать» героев с анти-героями — вспомните хотя бы «Глухаря» или даже скорее его продолжение, «Карпова»: с одной стороны — типичный русский «ментовской» сериал, но ведь даже там герои были не столь однозначны.
Сейчас каждый канал четко ассоциируется с определенным видом детективных сериалов. Готовы ли вы отойти от привычного формата? Какими характеристиками должен обладать такой проект? Какой это может быть поджанр, герой?
ВЛАДИМИР КУЛИСТИКОВ:
Мы сейчас как раз и пытаемся отойти от нашего традиционного и достаточно прямолинейного формата, стараемся делать истории менее плоскими. Прежде всего, на мой взгляд, современные сериалы должны рассказывать о героях в реальных жизненных ситуациях. Нельзя эксплуатировать исключительно их профессиональную среду со всеми сложностями служебных отношений. Они должны быть живыми людьми, со своей личной жизнью, семьями и любовными историями.
ВАЛЕРИЙ ФЕДОРОВИЧ:
ТНТ не ассоциируется с детективными сериалами. И в дальнейшем делать чистые детективы мы тоже не хотим. В драматическом направлении нам интересны мультижанровые проекты: не только детектив, но и мистика и драма, например. И то, что нам точно требуется и что отличает от всех, так это откровенность в показе реальности. Без этого мы вряд ли захотим делать сериал. И героев мы тоже не хотим просто плохих или хороших — нам нужны неоднозначные.
ДАРЬЯ ФИАЛКО:
У нас нет как такового «привычного» формата. Скорее мы как раз экспериментируем с непривычным. Сериалы, которые идут на ТВ-3, обладают определенной изюминкой и всегда отличаются от обычных процедуралов. Мы любим героев-харизматов. Мы любим, когда в истории есть чуть больше, чем просто детектив. Конечно, хотелось бы идти дальше и экспериментировать.
Детективные сериалы, которые производятся в Израиле, Дании, Норвегии и т.п, покупают для адаптации в разных странах. Чего, на ваш взгляд, не хватает отечественным детективам для того, чтобы зарубежные компании заинтересовались в покупке их как формата?
ВЛАДИМИР КУЛИСТИКОВ:
Вы знаете, это не так. Нашими сериалами как форматами интересовались производители в других странах. Вопрос в том, насколько один и тот же формат может быть адаптирован к интересам аудитории той или иной страны. Я, например, с трудом представляю себе, чтобы какой-нибудь прекрасный датский сериал мог быть у нас адаптирован и при этом пользовался зрительским успехом.
Также я с трудом представляю, чтобы какой-либо из наших сериалов мог бы иметь адекватный успех в Дании. Вместе с тем на просторах СНГ сейчас идет бешеная борьба за наши лучшие сериальные продукты. Люди торгуются, предлагают цены, мы выбираем… В общем, с этим у нас все в порядке.
ДЖАНИК ФАЙЗИЕВ:
Я отчасти уже ответил на этот вопрос ранее. Мы пока только учимся. У нас не только детективы, но и автомобили, и одежду мало покупают. Чтобы делать хорошее кино, надо научиться делать хорошо все вокруг, потому что кино является синергией смежных отраслей. И в этом смысле даже дисциплина является необходимой частью для того, чтобы любой продукт был создан на должном уровне качества.
ВАЛЕРИЙ ФЕДОРОВИЧ:
Не хватает, прежде всего, оригинальной идеи. Не повторять тренд, а задавать его. Плюс, для того, чтобы сериал без потерь можно было бы адаптировать в другой стране необходима универсальность его сюжета и героев. Нужен чистый жанр: история не может позволить себе быть социальной.
ДАРЬЯ ФИАЛКО:
В российском продукте есть своя специфика. Если честно, думаю, дело не в отечественных сериалах как таковых, а в неразвитости форматного бизнеса в России в целом. Но очень возможно, что в скором времени все изменится. За последний год на рынке прогремело уже несколько форматных сделок, одна из которых как раз была заключена ТВ-3. Возможно, скоро дело дойдет и до детективов.