Как проходят съемки российского блокбастера о вампирах
03.08.2015 23:37
Кинематографист
![](http://www.cinemotionlab.com/content/2015-07-30%2013_47_42.png)
Отчет со съемочной площадки фильма «Крылья» продюсеров Рубена Дишдишяна (кинокомпания «Марс Медиа»), Вадима Горяинова (кинокомпания «Спутник») и Леонида Ярмольника, и разговор со сценаристом Олегом Маловичко («Домовой», «Призрак»), режиссером Эмилисом Веливисом («Занесло»), креативным продюсером Дмитрием Голубничим («Звезда», «Единичка») и художником-постановщиком Юлией Феофановой («Темный мир: Равновесие», «Газгольдер: Фильм», «Корпоратив»). Они рассказали, как организована работа на площадке, как актеры взаимодействуют с компьютерными персонажами, а также как создавались масштабные декорации, на постройку которых ушел месяц.
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36b2b/QxSzHRZyinI.jpg)
Олег Маловичко, сценарист
Кому принадлежит идея фильма?
Идея принадлежит мне. Мне на глаза попался заголовок статьи о милиционерах-оборотнях. Я представил себе буквальную реализацию этой метафоры, и так появился один из второстепенных персонажей: это полицейский, который фактически является оборотнем. Этот же прием я использовал в отношении упырей, домовых, леших и т.д. Собственно, так и родилась концепция.
Поскольку выбранный жанр — городское фэнтези, я изучил очень много источников по городскому фольклору, мистической и магической истории Москвы. К сожалению, бо́льшая часть этих материалов в итоговый вариант сценария не попала, но тем не менее изучение этих источников стало большим подспорьем в разработке.
Были ли у продюсеров какие-то требования к сюжету и героям?
Безусловно, были, но это стандартная практика. Продюсеры ни в коем случае не пытались что-то навязать. Они высказали некоторые замечания общего порядка. В случае с «Марс Медиа» все пожелания, во-первых, были обоснованы, а, во-вторых, не сильно затронули изначальный замысел и канву, поэтому я довольно легко с ними согласился.
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36c33/-k5WUGGxEXs.jpg)
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36c2a/uVUMSJPbfeM.jpg)
В таком случае, как сильно первый драфт отличается от финальной версии?
Что касается базовых точек, структуры, характеров, их развития и сверхидеи, не отличается никаким образом. Были, скорее, сюжетные уточнения и уточнения по характерам, по диалогам. «Крылья» — это тот сценарий, в котором изменения между первым и финальным драфтами были минимальными, по крайне мере если я сужу о своем опыте.
На ваш взгляд, какая целевая аудитория у проекта?
Ядро аудитории молодежь 12-20 лет, потому что она гораздо восприимчивей к игре с жанром, в то время как зритель более взрослый и искушенный может не принять ее правил. Тем более, сейчас появилось целое поколение молодых людей, воспитанных в постмодернистской культуре. А мы делали историю ироничную, именно постмодернистскую, требующую незашоренного зрительского взгляда.
Тема потусторонних сил и, в частности, вампиров, сейчас поднимается в кино достаточно часто. Есть ли какие-то клише, которых нужно избегать в жанре?
Я не считаю клише безусловным злом. Что такое штамп? Это рабочий рычаг. Штамп таковым и становится потому, что он, безусловно, работает.
Я не ставлю главной целью отказ от клише. Как мне кажется, зритель и ждем их от нас, как бы странно это ни звучало. Собрав штампы, нужно добавить нечто свое, оригинальное, что, кстати, также лет через 10-15 само может быть растиражированным.
В этой истории для меня главными были две задачи. Первая — грамотно использовать клише. Вторая — предоставить новый, ироничный взгляд на них. Если и появлялись штампы, то тут же иронично обыгрывались и осмеивались. Эта ирония — главная интонация нашего фильма, которая может выделить его из общей жанровой массы.
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36beb/3SY4qKpb_UI.jpg)
Посещаете ли вы съемочную площадку?
Нет. Сценарист на площадке — это чужой человек. Бывает тяжело справиться с чувством этого отчуждения. Особенно когда ты создаешь героев и проживаешь с ними жизнь, а потом у тебя их «отбирают» режиссер и актер. Как правило, если я и прихожу на площадку, то только чтобы пожать руки и пожелать удачи. Но ни в коем случае чтобы не быть элементом производственного процесса уже на данном этапе.
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36b40/zhJG5I5A22o.jpg)
Эмилис Веливис, режиссер
Вы говорили, что это ваш первый фэнтезийный проект. На какие фильмы вы ориентировались?
Это многожанровый узел. Вся драматургическая структура держится на триллере и фэнтези, но здесь присутствуют и драма, и экшн, и детектив, и комедия, и мелодрама. Действительно, я никогда в жизни фэнтези не снимал, поэтому для меня это большой эксперимент. Если говорить о референсах, то это «Люди в черном», фильмы Тима Бартона — для комических элементов, для мелодраматических — «Сумерки». Но нельзя сказать однозначно, что фильм будет похож на какую-то картину, снятую до этого, ведь снимать точную копию чего-то не имеет смысла.
Насколько подробные у вас были раскадровки, и кто вам помогал их делать?
У меня были два раскадровщика. Всего они нарисовали 80 процентов фильма, исходя из которых стал понятен ритм истории. Конечно, потом по локациям, по движению и по актерам что-то изменилось.
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36c3c/vjHkdU8O6CI.jpg)
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36c18/ggWcUIKWajU.jpg)
Каким образом вы работаете со съемочной группой?
У каждого члена команды есть своя интерпретация истории. Задача режиссера — объединить людей: и актеров, и оператора, и художника-постановщика и других участников: а над фильмом работает более 60 человек. Если у меня возникает недопонимание с кем-то, то это моя проблема. На этот случай я должен найти десять различных способов, чтобы донести до человека свою идею. Я стараюсь никого сильно не ограничивать. Только человек, не уверенный в себе, боится давать свободу. Но, тем не менее, творческих людей часто нужно направлять.
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36c06/6A8BGWsQf9o.jpg)
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36c0f/dB3mNDv2JzI.jpg)
Много ли вы позволяете актерам импровизировать?
Я хорошо вижу, когда у актера есть идея для импровизации и, главное, когда у него есть цель, работающая на историю, — тогда я это допускаю. Актер, несмотря на свой талант, все-таки видит не всю картину, а только свою часть. Когда ты понимаешь, что импровизированная сцена, пусть и хорошо сыгранная, спорит со всем фильмом, то она оказывается в корзине.
Как актеры взаимодействуют с компьютерными персонажами и как работают в компьютерных декорациях?
Мне повезло: у моих актеров хорошо работает фантазия. Они без проблем справляются со сценами, когда нужно говорить с тем, кого на самом деле нет. Какие-то подобные сцены уже были: например, Ярмольник говорил с мешком песка, на месте которого должен был быть оборотень.
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36bfd/sCS9l7BecB8.jpg)
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36bf4/7LQd8q0TjUw.jpg)
Много ли будет трюков? Будут ли сами актеры их выполнять?
Трюковых сцен много. Будет четыре больших сцены и несколько менее масштабных. Актеры все хотят делать сами, но я их постоянно останавливаю — не последний съемочный день же. Поэтому вызываем дублеров и каскадеров.
Насколько много в фильме планируется спецэффектов?
30 процентов — а это много.
Как много вы будете снимать на натуре и какие именно сцены?
Примерно процентов 40 — это натура. Там мы будем снимать сцены, которые подходят к натурным съемкам по смыслу и по психологии. У нас же не камерный фильм, мы не можем закрыть героев в одну комнату.
В картине есть такие локации, которые зритель увидит в первый раз. Например, сегодня мы снимаем базу спецслужбы, контролирующую сверхъестественных существ в Москве. Наш герой попадает туда впервые, как и зритель, которому также эта сторона жизни Москвы незнакома. Мы хотим все сделать максимально реалистично, поэтому привязаны к той бытовой ситуации, в которой живут герои, а не снимаем фильм об условном будущем.
Были ли какие-то ограничения в связи с бюджетом?
Можно фантазировать безгранично, но нужно понимать, что у реальности есть свои пределы. Приходится идти на какие-то компромиссы, даже на крупнобюджетных проектах. В конце концов, для этого и необходим тщательный, длительный препродакшн.
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36b39/FXrS5rHSiBM.jpg)
Дмитрий Голубничий, креативный продюсер
Сколько по времени шел препродакшн и насколько сильно правился сценарий на этом этапе?
Препродакшн шел пять месяцев, и сценарий мы правили серьезно. Он прошел в общей сложности пять драфтов. Я бы сказал, что до третьего драфта это была творческая работа, а потом уже происходила, с одной стороны, режиссерская разработка, с другой — оптимизация. Мы снимаем коммерческий фильм, поэтому важно вписаться в бюджет, который по ходу развития проекта и так ощутимо вырос — как по макроэкономическим причинам, так и в связи с тем, что в процессе подготовки всегда возникают какие-то новые идеи, которые хочется реализовать в проекте.
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36b32/zuzmvGCcEmU.jpg)
Юлия Феофанова, художник-постановщик
За сколько времени вы начали подготовку к картине?
Примерно за четыре с половиной месяца — на этапе, когда режиссер изучал сценарий. Мы все вместе участвовали в обсуждении его нюансов. Читали, перечитывали, придумывали, что и как будет выглядеть.
Как разрабатывались эскизы?
Первое, что появляется после совместного чтения сценария с режиссером и оператором — это эскизы. У нас был разработан четкий эскизный проект, которому мы следовали по сценарию — придумывали, какой будет каждая сцена. Каждый озвучил свои пожелания, и я приступила к работе над эскизами. Сюда входила и полная разработка декораций или декорировка на реальных объектах. Когда все увидели те образы, которые я нарисовала, мне надо было реализовать все в точности. Сегодня у нас первый съемочный день на этом объекте, который очень долго строился — примерно месяц. Что-то было изготовлено отдельно и привезено только на монтаж — это двухэтажная конструкция из металла, которая изображает кабинет Гамаюна. Что-то делалось на месте. Все это в какой-то момент собралось, и дальше мы уже обживали это пространство. Выстраивали свет, который также является очень важным элементом декорации: у нас он внедрен практически в каждую.
![](http://marsme.ru/img/photos/1/2886/1024x768_baza3.jpg)
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36c21/eQGLD7YT0Qw.jpg)
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36bac/u1696X7JLKY.jpg)
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36b6d/-vHiLKseg_8.jpg)
Как много человек работает в арт-департаменте?
На начальном этапе работала я, затем ко мне присоединились два ассистента. Сейчас в моем департаменте уже шесть человек, включая меня: два ассистента, два декоратора, два постановщика.
Но мы приглашаем дополнительно ребят, которые нам помогают. Съемки начались с самого сложного — с павильона, где требуется работа над обслуживанием декораций. Над ней постоянно работают девять человек.
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36c45/h8UJekwHFFk.jpg)
На ваш взгляд, нужно ли сейчас строить декорации, когда есть широкие возможности компьютерной графики?
Да, возможности компьютерной графики выросли за эти годы, но, мне кажется, мы только начинаем с ней знакомиться и понимать, как с ней работать. По крайней мере на нашем проекте мы будем совмещать декорации и графику — у нас как раз предполагаются комбинированные съемки, и я надеюсь, что все получится на высшем уровне. Все же, когда ты чувствуешь материю и воздух внутри, видишь свет, можешь потрогать, тогда и получается правдиво.
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36b9a/t9jINDwAM0g.jpg)
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36b7f/DbtU9r_bjMs.jpg)
Что вы предпочитаете дорисовывать компьютерной графикой?
Здесь предполагаются комбинированные съемки, потому что мы смогли сделать только часть декораций. Другая часть, которая сейчас представляет собой зеленый экран, — это будущий перрон метро, где ездят поезда. Физически мы никак не могли это изобразить вживую, поэтому на помощь придут наша фантазия и CG, которая поможет воплотить все запланированное.
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36b76/2DSbdjFUKSY.jpg)
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36b64/4W9L0F651HU.jpg)
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36b52/xFr_MFERQm8.jpg)
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36b88/mJHddiasCP0.jpg)
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36b91/6rrS4Uzb0s0.jpg)
![](https://pp.vk.me/c625523/v625523122/36bb5/jvsqX703qbw.jpg)
Были ли сложности с поиском и созданием реквизита?
Так как у нас база находится в метро, то метро задает стилистику — это какие-то вытяжки, характерные элементы декора, так что без ретро-атрибутики мы не могли обойтись. Поэтому у нас есть голова Ленина: хороший советский элемент, который несет смысл. Все, что было сложно найти, мы изготовили сами. Даже плитку мы попытались сделать такой, какая она в московском метро — достаточно нарядная, стилизованная под плитку 50-х. Ее специально красили художники.
Источник: