Как петербургский кинофорум превратился в международный медиафорум. Интервью.
20.07.2014 22:10
ИСТОРИИ КОТОРЫЕ ПРИШЛИ.
Определился глава самого большого петербургского кинофестиваля, ранее известного как кинофорум. В этом году его организует Екатерина МЦИТУРИДЗЕ – кинокритик, глава «Роскино» и главред русской версии авторитетного журнала о кино и телевидении «Variety».
Поменялись и название и концепция мероприятия – теперь оно называется Санкт-Петербургский Международный Медиа Форум, а в его программу, помимо кино, войдут телесериалы и интернет-стартапы. А основой станет профессиональный международный рынок.
Хорошо здесь то, что Мцитуридзе и ее команда обладают большим опытом организации подобных мероприятий и обширными профессиональными связями.
Плохо то, что вокруг мероприятия, которое проходит последние четыре года в Петербурге, успел сложиться негативный имидж. Да и вкусы городской администрации – главного заказчика праздника – вряд ли сильно изменились. Впрочем, глава «Роскино» с оптимизмом смотрит в будущее, изучая возможности, которые предоставляет новая площадка.
– Уже известно, что вы будете организовывать в Петербурге большое киномероприятие и что оно будет проходить вместо Петербургского международного кинофорума. Что конкретно вы готовите?
– Вы знаете, любому мероприятию в индустрии развлечений сегодня сложно иметь вес, если оно не связано с рынком. Я внимательно наблюдала за тем, что происходило в Питере с кинофестивалем. Первый кинофорум, который готовила команда Марины Фокиной и Аллы Маниловой, был довольно ярким. Там были удачные проекты – такие как студенческий киногород «Метрополис» Александра Сокурова, где в течение недели ребята получали уникальный шанс расширить свой кругозор. Неудачу я связываю, в первую очередь, с идеей конкурса. В кинематографическом мире есть, строго говоря, один главный конкурс – Каннский. Дальше – Торонто, Берлин, Венеция, следующий круг – Роттердам, Локарно, Сан-Себастьян, Пусан, Лондон и так далее. Из них выигрывают те, что базируются на рынке: Пусан и Торонто сегодня важнее других именно по этому принципу. Это осознали в Южной Корее и Канаде и всячески на государственном уровне способствуют укреплению позиций своих фестивалей за счет рынков.
– В России вообще невозможен большой фестиваль с конкурсной программой?
– В России есть Московский международный кинофестиваль, как бы к нему кто не относился. Он стабилен, и конкурс там проводится. Формируется он за счет титанических усилий отборщиков уровня Кирилла Разлогова, Андрея Плахова, Петра Шепотинника и других профи. Но они работают в заданных обстоятельствах – когда все лучшее разбирается загодя другими киносмотрами. Учитывая все это, делать в Петербурге еще один фестиваль с конкурсом – неверно.
К тому же, питерскому кинофоруму не помогла и постоянная смена команд. Любое мероприятие, связанное с искусством, с общением между профессионалами, требует времени, возможности роста, становления. Когда мне предложили разработать новую концепцию, я решила что наиболее актуальное сегодня – это кроссплатформенное культурное событие, базой которого станет профессиональный рынок. Петербург для этого – идеальное место.– В чем выражается идеальность Петербурга в этом случае?
– Начнем с того, что это самый красивый город в мире! Это не комплимент, а констатация общепризнанного факта. В прошлом году в Питере «Роскино» проводило Международный передвижной кинорынок Doors, и я поняла, что здесь у нас был двойной эффект. Александр Акопов, суперпрофессионал, с которым я нередко консультируюсь, и в том числе по рынкам, по этому поводу вспомнил, что в конце 90-х, когда он первым привозил в Россию качественные американские сериалы, все главные сделки с топ-менеджерами Голливуда он подписывал в Петербурге. Обстановка способствовала созданию позитивного фона.
– Такое большое мероприятие нельзя делать только на бюджетные деньги. В прошлом году у кинофорума спонсором был «Газпром». Вы уже имеете представление о том, кто может поучаствовать в проведении вашего форума?
– Медиафорум курирует лично губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, его команда помогает нам и административным ресурсом, и, я полагаю, решает вопрос со стратегическим партнером. «Роскино» было приглашено поставить новую площадку при определенных условиях и определенном финансировании. А слово «спонсоры» я не люблю. Оно из 90-х и, как слово «факс», морально устарело. Мне ближе слово «партнеры» – оно более точно отражает те отношения, которые мы выстраиваем с компаниями, при которых они получают качественный пиар, паблисити и становятся нашими друзьями.
– А как будет называться новая площадка?
– Санкт-Петербургский Международный Медиа Форум (СПММФ). По аналогии с Международным экономическим форумом, на который я приезжаю последние лет пять. Концепция медиафорума как раз состоит в том, чтобы создать в Питере международную мультиплатформенную площадку индустрии развлечений, которая со временем встанет в календарь событий, как сегодня ПЭФ в бизнес-сообществе. Было немало скепсиса поначалу в адрес организаторов ПЭФа: а вот есть Давос, зачем нам в Питере бизнес-форум? Лучше мы в Швейцарию слетаем! Кстати, я именно на ПЭФе познакомилась с основателем и президентом Давосского форума Клаусом Швабом, который косвенно и навел меня на мысль о бизнес-площадке для индустрии развлечений. Мы пригласили несколько человек из его команды посетить медиафорум. Их советы и замечания будут нам полезны.
– На медиафоруме не будет конкурса и будет кинорынок. Что еще запланировано?
– Три площадки в одной – кино- и телевизионный рынок и рынок стартапов в области новых медиа, СМИ, индустрии развлечений. Это актуально. Мы в «Роскино» много занимаемся новыми медиа и приобрели друзей в этой области. Они сейчас имеют влияние, они придумывают и реализуют стартапы в сотни миллионов долларов. С некоторыми из них я советовалась – и с российскими, и с международными коллегами, все поддержали нашу идею. Одного из наших будущих гостей, вице-президента компании с капитализацией в сотни миллионов долларов Vice Media Group Шейна Смита, на пресс-конференции в Канне на телерынке спросили, кем он себя видит через пять лет – CNN или MTV? Он без шуток ответил, что через несколько лет с теми возможностями, которые предоставляет интернет для международного распространения контента, он будет как десять CNN и MTV вместе взятые.
– Эта модель – ваше ноу-хау, или ее уже где-то осваивали?
– Отличный вопрос. Создавая модель медиафорума, мы ориентировались в первую очередь на фестиваль в Торонто. Его креативный директор Камерон Бейли, наш друг и коллега, пришел туда лет восемь назад, когда фестиваль в был далеко не главным в мире. Он принципиально поменял концепцию: отказался от конкурса, самым наглым образом встал на даты Венецианского фестиваля и организовал рынок. В результате Венеция последние годы планомерно, как это ни прискорбно, теряет вес, а Торонто набирает. Камерон нас консультирует, и для меня важно, что мы одинаково смотрим на отказ от соревновательности, от неравной борьбы за место под солнцем на тесной карте конкурсных киносмотров.
– А большое кино вы будете показывать?
– Разумеется. Параллельно с рынком в кинотеатрах будет идти фестивальное кино. Ведущие критики и Питера и Москвы приглашены в качестве кураторов, среди них – Михаил Трофименков, Василий Корецкий, Борис Нелепо. В рамках этих программ будут показаны и лучшие фильмы последнего Каннского конкурса, фильмы, которые в сентябре впервые покажут в Торонто и Локарно. Будут крутые ретроспективы, лучшие фильмы для тинейджеров, собранные со всего мира, документальная линейка. Много другого. Все вне конкурса, но – впервые в России! Единственное жюри, которое будет на медиафоруме, – жюри прессы. Возглавит его один из лучших журналистов России Андрей Колесников, еще один наш друг и соратник, и я очень надеюсь, что график президента ему позволит все-таки прилететь в Питер! Предполагается зрительское жюри – Приз зрительских симпатий. Возможно, жюри блогеров.
– У вас будет несколько площадок?
– Да. Рынок строится в здании Биржи. И я благодарна Михаилу Пиотровскому, который нашел время пригласить нас на совещание в Эрмитаж и, оценив наш проект, стал нашим партнером, предоставив здание. Сейчас специалисты изучают его технические возможности при активном участии заместителя генерального директора Эрмитажа Михаила Новикова, и заранее просчитывают вопросы, которые могут там возникнуть. От выбора места многое зависит. Найти в центре города такое большое незанятое помещение – это большая удача. Мы также собираемся сотрудничать с «Манифестой». По аккредитации «Манифесты», которая продлится до октября, можно будет ходить на наши показы. А участники медиафорума смогут посетить классные выставки. Идею рынка в Питере, кстати, активно поддерживает Ассоциация кино и телепроизводителей России. Сергей Сельянов будет поводить у нас итоги питчинга ко-продукций, который организует его фонд P.O.V. Ведем переговоры с Александром Сокуровым о возобновлении работы его киношколы, кампуса – «Метрополис». Будет публичная лекция интернет-гуру – российского или американского. Переговоры непростые!
– Время проведения медиафорума – октябрь?
– Да, с 1 по 9 октября.
– А когда вы начали работать над идеей форума?
– В феврале. Перед Берлинале. В январе я получила предложение от вице-губернатора Василия Кичеджи, он утвердил нашу концепцию. Дальше были сложности, связанные с решением вопроса финансирования проекта. Мы потеряли немало времени. После того как губернатор Георгий Полтавченко взял проект под личный контроль, наша команда поняла, что город реально поддерживает идею новой культурной и бизнес-площадки. Понимаете, в Москве проходит немало конференций, ориентированных на бизнес, но ни одного сопоставимого с питерским экономическим форумом по репутации в мире. Между прочим, от многих бизнесменов я слышала, что именно атмосфера города, помимо прекрасной организации, во многом определяет успех ПЭФа.
– А почему все-таки лучше проводить рынок у нас, а не везти свой контент в те же Канны? В чем польза для российской индустрии?
– Никто не отменяет того, что мы должны быть и в Канне, и в Торонто, и в Лос-Анджелесе, и в Пусане и в Гонконге… Везде, где российский контент может быть востребован. Но организовать площадку у себя дома – это как, если хотите, проводить Олимпиаду, или конкурс Чайковского, или фестиваль «Звезды белых ночей». Мы можем и должны ездить и в Зальцбург, и в Канн, и в Давос, и показывать себя, а можем выступить и в роли хозяев. Разные, одинаково значимые вещи. Принимать у себя – это прежде всего развивать свою площадку, инфраструктуру своего города, лоббировать свои интересы, интересы молодого поколения, которое мы собираемся активно вовлекать в рынок. Тот же ПЭФ привлекает в Питер тысячи влиятельных людей, определяющих погоду в бизнесе и политике.
Наши участники – это люди, которые создают новую реальность, производят то, что смотрят миллионы людей по всему миру, задают тренды развития индустрии развлечений. Очень надеемся, что непростая политическая обстановка не помешает им посетить медиафорум. Люди, работающие в сфере культуры, должны объединять страны, сводить мосты, а не наоборот.
– Вы считаете, у российской индустрии развлечений большой вес?
– У нас на высоком уровне производство телеконтента. Не случайно Константин Эрнст в этом году получил награду Каннского телерынка MIP TV за вклад в профессию. Смею заметить, что награждение состоялось на фоне острого политического конфликта. Но профессионалам это не помешало собраться вместе в одном зале и дружно пообщаться. На сегодняшний день Россия – шестой рынок в мире по кассовым сборам в кинотеатральном прокате. Неудивительно, что профессионалы кино- и телеиндустрии заинтересовались возможностью приехать на медиафорум. Правда, если в кино я знаю всех или почти всех, и моя репутация работает на «плюс», то с международными телевизионными кругами нам помогает Александр Акопов и Ассоциация кино и телепродюсеров. Мы много встреч провели в Канне на телерынке совместно. Друзья – наш главный капитал. Это для меня ключевое понятие.
– А у вас будут какие-то российские телевизионные проекты?
– У нас запланированы даже телевизионные премьеры с красной дорожкой. Ведем переговоры с двумя крупными каналами насчет премьерных показов пилотов российских сериалов нового уровня. Планируем устроить зрительскую премьеру нового сезона одного из культовых американских сериалов. Говорим с Showtime, HBO и Starz.
– Чем еще ваш форум будет отличаться от других мероприятий?
– Я предпочитаю не делать громких заявлений, а последовательно, шаг за шагом строить свою работу. Но еще немного расскажу вам. Новая секция для российских фестивалей – это актерский кастинг. В прошлом году «Роскино» поддержало кастинг в ирландском городе Килкенни, куда съехались агенты со всего мира. Россию представили актеры с огромным международным потенциалом – Данила Козловский, Евгения Брик, Юрий Колокольников, Маша Андреева. В результате Женя Брик уже пробовалась у Сэма Мендеса на роль девушки Бонда! Если даже роль получит другая актриса, для Жени это огромный опыт и шаг вперед к другим проектам. Эту секцию готовит международная команда, в Питер должны приехать около 40 кастинг-директоров из Штатов, Великобритании, Франции, Германии и других стран. И сразу замечу, что если на рынке для всех будут равные права, все продают и покупают любой контент, то этот минирынок будет фокусироваться только на российских актерах. Это мощнейшее лобби, и мы его используем. Участников выбирают сами организаторы, у них огромные базы данных, и в первую очередь здесь важно безупречное владение английским языком, а лучше – несколькими.
– Это даст вам на медиафоруме какой-то гарантированный пул молодых российских кинозвезд? Ведь в прошлом и позапрошлом годах администрация города хотела видеть известные лица. Именно их всегда не хватало.
– Мы не заточены как-то специально на звезд. Скорее, ставим на рынок для профессионалов и на качественное кино. Если показы приедут представлять съемочные группы и среди них известные режиссеры или актеры, будет замечательно. Это не самоцель.– А каким вообще видели это мероприятие в администрации города? Были какие-то конкретные пожелания?
– Пожелание – получить мероприятие, которое будет иметь репутацию. А сегодняшние реалии индустрии развлечений таковы, что вес имеют только события, связанные с рынком, даже если он артовый, как Роттердам, например. Понятно, что никто не ждет от первого или второго медиафорума сделок уровня Канна, но со временем и при должном отношении городских властей, при стабильной работе команды, при всех внешних факторах, которые влияют на любое событие в области культуры или бизнеса (мы же не в вакууме работаем), мы можем получить отличную площадку в отдельно взятой индустрии, влияние которой значительно превосходит его границы.
– В таком масштабном деле очень важна команда. Кто в нее входит?
– Команда «Роскино», в первую очередь. Несколько человек из Петербурга. Десяток кураторов разных программ, директрисы Берлинского и Каннского кинорынков Бекки Пробст и Мириам Араб консультируют нас по многим вопросам, наши друзья из журнала «Сеанс» вместе с коллегами из Лондона разрабатывают фирменный стиль и полиграфию, мой друг и старший коллега Андрей Сигле дает неоценимые советы по структурированию процесса, что тоже немаловажно. По вопросам визового обеспечения мы работаем непосредственно с МИДом, здесь отдельный поклон лично министру Сергею Лаврову. Самое важное – поддержка продюсеров, и телевизионных и киношных. Федор Бондарчук, например, в своей программе на СТС специально уделил массу времени рассказу о медиафоруме, так как считает его перспективным для всех проектом. И, разумеется, мы найдем возможность заявить на рынке тот же «Ленфильм», который сегодня пытается вывести из зоны проблем новая команда. Вопрос всегда в людях и в единомышленниках.
- В бюджете Петербурга на кинофорум было запланировано в этом году выделить 47,5 миллионов рублей. На ваш взгляд, сколько нужно денег, чтобы сделать хорошее мероприятие?
– Вопрос не только в деньгах, но и в структурировании. Создать новую платформу без финансовых средств невозможно, невозможно пригласить людей, организовать техническое обеспечение, маркетинг. В прошлые годы на кинофорум тратились достаточно серьезные средства, а эффекта, судя по тому, что мероприятие закрыли, не было. И тем не менее я не готова перечеркнуть опыт предшественников. Напротив. Из двух прежних команд, отстраненных от фестиваля, я сотрудничаю с несколькими людьми, которых считаю профессионалами своего дела. Кроме всего прочего, они помогают мне учесть прежние ошибки и стараться не повторить их.
Главное, что город одобрил нашу концепцию – форума без конкурса. Теперь из международных фестивалей в России конкурс только на ММКФ. А мы сосредоточимся на том, чтобы собрать профессионалов, построить рынок и одновременно доставить удовольствие зрителям, петербуржцам, которых я обожаю! Кстати, забавно, но некоторые наши друзья из Москвы уже бронируют отели, чтобы бегать по классным показам. Уже резонанс!
Елена НЕКРАСОВА