Как Леонид Гайдай "Пес Барбос и необыкновенный кросс" снимал
19.04.2016 08:47
Новости Кино
Трус, Балбес, Бывалый. Знаменитое и любимое в народе комическое трио. Все знают что его придумал Леонид Гайдай. И первый фильм, где троица появилась на экране была короткометражка "Пёс Барбос и необычный кросс". Более того, именно с этой короткометражки и взошла звезда комедийного режиссёра Гайдая. До неё у него были только творческие провалы, из за которых он чуть не ушёл из кино.
"Долгий путь", "Жених с того света" и "Трижды воскресший" были раскритикованы худсоветом и, можно сказать, потерпели полный провал. Как вспоминала жена режиссера Нина Гребешкова, Гайдай тогда взял отпуск, и они уехали к его родителям в Глазково под Иркутском. Там на чердаке, где было множество газет, в подшивке газеты "Правда", он случайно натыкается на стихотворный фельетон Степана Олейника "Два Николы и Гаврила", перепечатанный с украинского сатирического журнала "Перець"
Решение о новом фильме созрело у Гайдая сразу...
Однако, сам Гайдай и драматург Лев Никулин признавались позднее, что они и до фельетона читали подобный рассказ, переведённый с английского, который назывался "Заряжённый пёс". Этот рассказ написал Генри Лоусон в начале XX века
Интересна также вот эта иллюстрация сиднейской художницы Наоми Бернс к рассказу Лоусона
[img]Как бы то ни было, идею Гайдая на Мосфильме поддержали. Дело было за малым – найти исполнителей ролей Труса, Балбеса и Бывалого. Прозвища героям нового фильма Гайдай придумал сам, придав им беспроигрышную разницу характеров и типажей.
На роль Труса был приглашен Георгий Вицин, которого Гайдай уже снимал в %22Женихе с того света%22. Говорят, что именно после этой роли у Георгия Михаловича окончательно изменилось амплуа. Ведь до этого ему пророчили карьеру серьёзного драматического актёра. Григорий Козинцев снявший его в роли Гоголя, собирался снимать в %22Гамлете%22. Но увидев его в роли Труса отдал роль Смоктуновскому
[IMG]https://img-fotki.yandex.ru/get/47741/12959330.fd/0_14b98a_add8eb0a_orig[/img]
На роль Бывалого Гайдай собирался взять сначала Михаила Жарова, но тот отказался: "Что это? Буду я вам бегать по полям, прыгать с деревьев! Возьмите кого помоложе". Другими кандидатами были Иван Любезнов и Игорь Ильинский. И только потом окончательно остановился на Евгении Моргунове, которого посоветовал ему директор "Мосфильма" Иван Пырьев
[img]Балбеса должен был играть Сергей Филиппов. Но тот после прочтения сценария тоже заартачился: %22Не могу сниматься. Надо срочно выезжать в Новгород, тетка под трамвай попала%22. (А ходят ли в Новгороде трамваи?). Тогда роль решили отдать Борису Новикову. Но, когда на пробы к Гайдаю привели Юрия Никулина, у режиссера все сомнения отпали. %22Балбеса искать не надо, Никулин - то, что нам нужно%22, - сказал он. Даже грим Юрию Владимировичу не потребовался. %22У вас такое смешное лицо, нужно только какую-то деталь придумать%22, - сказал ему Гайдай. %22Пусть вам приклеят большие ресницы, вы будете хлопать глазами, и от этого ваше лицо будет выглядеть еще глупее%22
[IMG ID=2270]
Знаменитая троица родилась 27 декабря 1960 года, когда художественный совет киностудии %22Мосфильм%22 утвердил состав исполнителей фильма %22Пес Барбос и необыкновенный кросс%22.
[IMG ID=2271]
Ну а четвероногого героя - Барбоса - изображал пес Брех, для которого эта картина была уже не первой, и не последней в кино. Хозяин Бреха, дрессировщик Игорь Брейтщер, относился ко всему очень серьезно. Собаку свою он любил, заботливо за ней ухаживал, часами дрессировал, и все время придумывал новые методы дрессуры для цирка... Иногда пес вносил суету на площадку. Играть с четвероногим актером было ой как непросто. Особенно измотал всех эпизод, когда пес гонится за троицей с динамитом в зубах. %22Мотор!!!%22 Актеры бегут метров сто, и вдруг %22Стоп! Обратно!%22: пес выплюнул %22взрывчатку%22... Следующий дубль. Бегут... И тут собака останавливается у пенька и поднимает ногу. Еще дубль — псине надоело гоняться за браконьерами, и она дала деру в лес… В общем, Барбос то стоял, то мчался не туда. Моргунову надоело бегать вхолостую, он давай собаку костерить. Та — рычать в ответ. Нервы у актера вконец сдали: %22В конце съемок я его придушу!%22 Пес в долгу не остался и на очередном дубле отомстил — во время съемки %22погони%22 вцепился обидчику в ногу!
[IMG]https://img-fotki.yandex.ru/get/102061/12959330.fd/0_14b98e_8b87d7b4_orig[/img]
Картина снималась осенью 60-го в подмосковных Снигирях, недалеко от дачи Ивана Семеновича Козловского. Картина была без слов и полностью строилась на трюках, многие из которых придумывались прямо в процессе работы. И как во многих комедиях Гайдая, в этой небольшой картине много смешных звуков, взрывов и погонь. Материала фильма было снято на полчаса. Гайдай его сократил до дести минут, он убрал много трюков, которые впоследствии использовались в "Самогонщиках"
По ходу съемок в голове Гайдая рождалось множество интересных задумок, однако не всем им суждено будет войти в окончательный вариант картины.
Об одном из них я уже рассказывал (
Ещё полностью выпал из фильма эпизод со стадом. В нем троица с ходу врезается в животных и каждый из них падает: Балбес на корову, Трус на козу, а Бывалому мерещится, что за ним бежит бык с "динамитом" в пасти. Бывалый протирает глаза, и бык мгновенно исчезает.
Та же участь постигла и другой эпизод - с яйцами. В нем троица поодиночке прыгает с горки на шоссе, где сидит старуха с корзиной, в которой сложены яйца. Каждый из троицы приземляется аккурат в нескольких сантиметрах с корзиной, причем когда прыгает последний - Балбес, - зритель должен находиться в предвкушении, что уж этот точно упадет на корзину. Но Балбес повторяет судьбу своих товарищей. Но, пробежав несколько метров, он возвращается на горку, снова прыгает вниз и на этот раз давит яйца.
На широкий экран фильм вышел в 1961 году и имел бешеный успех, причем не только в СССР - более 100 стран мира закупили тогда эту комедию. Так что вопрос о съёмках продолжения - "Самогонщики" - даже не ставился. Но уже другая история.