«Интерстеллар»: Кристофер Нолан выходит в астрал. Новый фильм от автора «Темного рыцаря» и «Начала», в котором герой Мэттью МакКонахи летит в космос, произвел на Антона Долина неземное впечатление.
05.11.2014 15:32
ИСТОРИИ КОТОРЫЕ ПРИШЛИ.
![](http://img04.rl0.ru/afisha/c1500x600/vozduh.afisha.ru/uploads/images/4/5a/45a102ae2b0f4918a217ab2e8c39ea96.jpg)
Не фильм, а целый космос — «Интерстеллар» оправдывает свое название.
Прорвав, как в блоковском «Балаганчике», картонную декорацию комиксового Готэма, Кристофер Нолан отправился куда-то за пределы обыденного здравого смысла и позвал за собой тех зрителей, которые не испугаются межзвездного холода. Трехчасовая космическая опера — самая крупная ставка в карьере режиссера: фильм не о людях, а о человечестве. Это и раздражает, и вместе с тем не может не впечатлять. Ведь «Интерстеллар» — не только незаурядное зрелище, но и сложная задачка из пока не написанного учебника физики. Конечно, такая контрольная придется по вкусу далеко не каждому любителю пожевать попкорн в темноте кинозала. Представьте, каждые пять минут вам с экрана талдычат о законе Мерфи и формуле гравитации, сингулярности и квантовых данных. Тут же не просто смотреть надо — тут надо голову включать.
![](http://img01.rl0.ru/afisha/720x-/vozduh.afisha.ru/uploads/images/1/81/18134bf5f0cd4fafa71185a256edec8e.jpg)
Так или иначе, теперь даже скептики признают, что Нолан сегодня для кинематографа — то же, чем были лет тридцать назад Спилберг, Лукас или Кэмерон: не удачливый умелец из Голливуда, а первооткрыватель. Недаром среди продюсеров картины — знаменитый физик-теоретик
![](http://img01.rl0.ru/afisha/720x-/vozduh.afisha.ru/uploads/images/c/cd/ccd929fe39474b2bba5fa6405b24c2ec.jpg)
Впрочем, на уровне сюжета как такового в фильме нет ничего сенсационного (будь «Интерстеллар» романом, вряд ли получил бы премию «Хьюго»). На Земле близится конец света: почва перестала плодоносить, в воздухе носится всепроникающая пыль, кислород кончается. NASA в обстановке строгой секретности разрабатывает проект «Лазарь» и надеется отыскать во вселенной пригодную для жизни планету. Как нарочно (ученые и убеждены, что нарочно), близ Сатурна открылась «кротовая нора», позволяющая достигнуть другой галактики, где, возможно, есть такая планета. Маленький экипаж — трое ученых и пилот — отправляются туда и не знают, смогут ли вернуться. В любом случае, их миссия — единственная надежда людей на выживание.
«Интерстеллар» разворачивается медленно, по нарастающей, становясь мощнее с каждой следующей сценой, — хотя странным образом даже в начале, когда на фоне книжных полок проступают буквы заголовка или экран заполняет кукурузное поле, от зрелища веет чем-то неуютно неземным. Подобно «Космической одиссее» Кубрика, к которой Нолан отсылает зрителя не раз, картина строится как многоактное представление, где каждое следующее действие не похоже на предыдущее. Только герои рыдали, расставаясь навсегда, и градус сентиментальности достигал почти неприличного накала — и вот уже космический корабль едва заметной точкой в гробовом молчании медленно проплывает мимо колец Сатурна, будто нет и не было во Вселенной никаких людей с их смешными переживаниями и проблемами. Только диалог стал похожим на запутанный экзамен по астрофизике — и вдруг его прервал эффектный аттракцион, которому позавидует Диснейленд. Только скривишься от нехватки чувства юмора у режиссера — а он возьмет да и выведет на сцену говорящего робота, ходячую шестеренку с искусственно добавленным чувством юмора, «уровень 100%».
![](http://img03.rl0.ru/afisha/720x-/vozduh.afisha.ru/uploads/images/b/c4/bc4ed399f8564358b84864a2e24e5a47.jpg)
Ожидания обманываются так много раз, что после финальных титров еще некоторое время не веришь увиденному и пытаешься согласовать события фильма друг с другом: все ли концы сходятся? Но поймать Нолана за рукав не получится. За его высокотехнологичными интеллектуальными фокусами, как в «Престиже», есть настоящая магия. Или, если угодно, поэзия. Не случайно лейтмотивом через фильм проходит хрестоматийное стихотворение Дилана Томаса, которое цитирует старый профессор:
«Не уходи безропотно во тьму,
Будь яростней пред ночью всех ночей,
Не дай погаснуть свету своему!
Хоть мудрый знает — не осилишь тьму,
Во мгле словами не зажжешь лучей —
Не уходи безропотно во тьму».
Старика-ученого играет Майкл Кейн, актер-талисман Нолана и живое напоминание о том, что режиссер — настолько же англичанин, насколько американец. Вместе с тем в центре сюжета все-таки не он, а пилот Купер, сыгранный едва ли не самым многоплановым и интересным голливудским артистом наших дней, Мэтью МакКонахи. О его преображении судачили весь прошлый год, когда он получил «Оскар» за «Далласский клуб покупателей» и сыграл в «Настоящем детективе», но Нолан взял его на главную роль раньше, безошибочно предсказав в нем настоящего американского героя: безыскусного, самоотверженного, немногословного, обаятельного. Нельзя даже сказать, что МакКонахи являет здесь какие-то чудеса профессии — например, Энн Хэтэуэй (ее героиня — еще одна участница экспедиции, кабинетный ученый, впервые попавшая в космос) играет куда более интересную и разноплановую роль. Купер-МакКонахи — нечто иное: центр притяжения, главная звезда этой кинематографической галактики. Оператор Хойте Ван Хойтема («Впусти меня», «Боец», «Она») и снимает его так же, как небесные тела, пристально и подолгу разглядывая черты лица, вдруг заполняющего пол-экрана. Это образ, безусловно, не реалистичный, а идеальный. Такой, как у первых космонавтов — или уехавшего давным-давно папы, которого с мучительным обожанием вспоминают брошенные дети.
![](http://img01.rl0.ru/afisha/720x-/vozduh.afisha.ru/uploads/images/e/e8/ee85bc0b0f1147e5ac58728ab616d06c.jpg)
Ведь в конечном счете «Интерстеллар» — не только научная фантастика, но и поколенческая семейная драма. Пока отцы бороздят космос, из-за парадоксов времени оставаясь вечно молодыми, дети проживают на умирающей Земле бессмысленные в своей банальности жизни, самой яркой и больной точкой которых было расставание. Это неожиданно сближает фильм Нолана с «Древом жизни» Терренса Малика, благо роль дочери играет Джессика Честейн. Нолан, у которого репутация холодного рассудочного перфекциониста, чуть маскирует эту линию, делая ее формально второстепенной, но в конечном счете формула любви (кажется, он всерьез верит в возможность ее вывести) интересует его больше, чем гравитация и сингулярность. Этот — последний и, вероятно, важнейший — ингредиент фильма становится явным лишь к финалу. Хотя, пожалуй, его предчувствие слышалось с самого начала в тревожных нотах минималистской и интимной музыки Ханса Циммера, так непохожей на его привычные утомительные фанфары и литавры.
![](http://img02.rl0.ru/afisha/720x-/vozduh.afisha.ru/uploads/images/a/f3/af36838abbc146679840b3c97808442d.jpg)
В повторяющихся паттернах