Год, когда кино остановилось. Процессы в киноиндустрии
Не перенесем, так в онлайн уйдем: релизы, фестивали, кинорынки
Российский бокс-офис фиксировал катастрофически низкие результаты весь август. В следующем месяце дела стали обстоять немного лучше. К концу сентября количество открытых кинотеатров в России выросло до 80%, а также вышло несколько фильмов, собравших приличную кассу – с поправкой на нынешнюю ситуацию с ограничительными мерами. «Довод», «Мулан», «Стрельцов» - тройка фильмов, хоть как-то мотивирующая аудиторию пойти в кино.
Масштабных фильмов, которые в этом году все-таки добрались до кинотеатров, единицы. И большинство из них приходится на начало года, когда еще не «ударила» пандемия. «Джентльмены», «1917», «Маленькие женщины», отечественный «Лед 2»…
Из кассовых блокбастеров после пандемии можно отметить только «Довод», о котором уже упоминали, не дотянувший совсем чуть-чуть до миллиарда. Из отечественных релизов «Стрельцов» собрал приличную кассу, но спортивную драму с легкостью обошла комедия «Непосредственно Каха» - к концу года сборы фильма перевалили за отметку в полмиллиарда.
«Этот год для кинопрокатной деятельности не просто тяжелый. Он "трудный самый". И, к сожалению, на мой взгляд, вместо того чтобы разобраться совместно, что в итоге произошло и как из этой ситуации следует выходить, мы разбрелись каждый в свои углы. Кто по регионам, кто в свои сети. Онлайн-индустрия, напротив, несмотря на внутреннюю конкуренцию, грамотно использовала пандемию и только укрепила свои позиции, — комментирует ситуацию исполнительный директор сети кинотеатров Киноплекс Юлия Солдатова. — Я смотрю на восстановление традиционного кинопроката позитивно, нужен лишь правильный контент для той публики, которая осталась верна кинотеатрам. Это семейная аудитория и молодежь. Да, мы стали больше показать фильмы для подростков, перестали брать в репертуар даже хорошее кино, но для аудитории 35+. Эти люди осторожны, у них сейчас другие, видимо, задачи. Фильмы держим дольше, так как люди не бросаются смотреть сразу на стартовой дате, несмотря на количественные ограничения в залах. Выбор делается спокойнее, продуманнее. Телевизионная реклама работает, но по-другому, чем в пандемию - сложно поднимать средний класс даже ею, а люди старшего возраста в некоторых регионах практически заперты в своих домах. Молодежь - показатели «Кахи» тому доказательство - больше ориентирована на интернет-рекламу, сарафан, на определенные жанры».
Десятки перенесенных релизов «помогли» малобюджетным авторским работам собрать кассу, которая вряд ли бы у них была при плотном репертуаре прошлого года. Некоторые из них, возможно, и вовсе никогда не добрались бы до широкого проката, если бы студии-мейджоры не отложили релизы своих проектов. Молодежная мелодрама «После. Глава 2» уже на старте заработала почти 150 миллионов рублей, и это во многом благодаря тому, что конкурентов у нее в прокате почти не было.
«На кассовых сборах фильмов, конечно же, сказалась заполняемость кинозалов, сейчас во многих регионах она на отметке 25%, если в среднем в зале 80 посадочных мест, то заполненность на 20 человек – уже аншлаг. Такие ограничения пресекают возможность показать фильмы всем желающим, - комментирует ситуацию руководитель отдела кинопроката компании Пионер Ильяс Эдильбаев. – Первое влияние пандемии мы ощутили еще в марте, когда наш фильм «Мой друг Мистер Персиваль» не смог полноценно выйти в прокат, успели показать его только в формате превью. Когда локдаун закончился, сразу выпустили очень актуальную на сегодняшний день французскую комедию «Дружить по-русски», на которую возлагали большие надежды, но они не оправдались. А вот прокат фильма «Дедушка нелегкого поведения» с Робертом Де Ниро и Умой Турман очень порадовал: хотели его выпустить 29 октября, но рискнули выйти на неделю раньше и не прогадали – только на превью мы собрали 68 млн рублей. Картина до сих пор в прокате, и уже кассовые сборы перевалили за 200 млн рублей. Вчера в кинотеатре Пионер прошел показ семейного фильма «Поли», который мы все-таки решили перенести на 4 февраля. На этой неделе у нас необычный релиз – фильм-балет «Ромео и Джульетта», хотим проверить, как воспримет его зритель, а в последний день года выйдет «Ведьмина служба доставки» Хаяо Миядзаки, надеемся, что сработает так же, как и предыдущие аниме, которые выпускали. По итогу этого года – многие релизы сдвигали или переносили, приходится подстраиваться под сложившиеся обстоятельства. У многих киноплощадок до сих пор нет понимания, как они будут работать. Некоторые кинотеатры в регионах до сих пор закрыты, например, в Мурманске, в Ижевске киноплощадки только недавно запустили работу. Хотелось бы, чтобы в ближайшее время была налажена работа во всех кинотеатрах, чтобы у нас была возможность показать кино, а у зрителей – полноценно посмотреть его».
«В январе мы выпустили семейную картину «Маленькая мисс Дулиттл», которая прошла довольно успешно, в феврале и марте у нас не было крупных проектов, - рассказывает ПрофиСинема директор дистрибьюторской компании Кинологистика Анатолий Сергеев. - Таковым должен был стать фильм «Морские паразиты», мировая премьера была запланирована и согласована с продюсерами на 2 апреля. Все, что произошло дальше, вы знаете. С нашей перспективы, фильм отработал после пандемии на 20% от своего потенциала. «Спасти панду» - процентов на 30, кстати, прекрасный семейный фильм, всем вашим читателям рекомендую посмотреть его на легальных сервисах.
Далее все сложилось так, что детское кино и мультфильмы потеряли свою прежнюю аудиторию, а жанры 12+ и 18+ нарастили. Главная причина успеха фильма – это сам фильм. Все остальное вторично, если картина интересна зрителю, то зритель на нее пойдет в любом случае, и свою кассу фильм соберет даже на 150 экранах, как у нас было с фильмом «Шкатулка дьявола». Жаль, что пока не все букеры и директоры отделов репертуарного планирования понимают, что спираченность, рейтинг фильма на Кинопоиске и других сайтах и, тем более, год выпуска проекта не имеют никакого значения для основной киноходящей аудитории. Все это имеет смысл для 0,5% от всей аудитории. Пора уже переключить свою оптику и смотреть не вещи шире».
Опасаясь второй волны пандемии и повторного закрытия кинотеатров в октябре, которое могло поставить точку в современной истории российского кинопоказа, некоторые прокатчики сдвигали свои релизы, другие не стали пережидать – выпускали сразу онлайн (сначала «Фея» Анны Меликян, затем и «Спутник» Егора Абраменко). Но повторного закрытия не произошло.
Внезапный локдаун этого года подтолкнул мир к решениям, о которых раньше даже никто и не задумывался – к изменению форматов традиционных киномероприятий. Часть фестивалей в этом году мигрировала в онлайн, другие предпочли отменить мероприятия, третьи – все-таки провели в ограниченном формате. Международный фестиваль-счастливчик, который «проскочил в закрывающиеся двери» и без проблем успел пройти офлайн до локдауна — Берлинский кинофестиваль. Всем остальным уже приходилось подстраиваться под новую реальность.
Из «большой тройки» все-таки состоялся Венецианский кинофестиваль в сентябре (Андрей Кончаловский получил Специальный приз жюри за фильм «Дорогие товарищи!»), а Каннский кинофестиваль так и не состоялся.
Организаторы российских киносмотров весной заняли выжидательную позицию и ориентировались по ситуации. Например, вопреки пандемии, в сентябре в Сочи состоялся 31 открытый российский кинофестиваль Кинотавр. Организаторы неоднократно подчеркивали, что в нынешние непростые времена индустрия особенно остро нуждается во флагманском фестивале, навигаторе для всех участников кинопроцесса, поэтому переносить его в онлайн отказались.
Следом в условиях масочного режима и соблюдения социальной дистанции состоялся и Московский международный кинофестиваль, который в последние годы проходит весной, но из-за пандемии был перенесен на середину осени. За главный приз боролись фильмы из России, Румынии, Израиля, Бразилии, Турции и других стран, но приехать и лично представить фильм на киносмотре смогли немногие.
Для рынков контента выходом стал ускоренный переход в онлайн. Новый формат впервые был опробован телерынком MIPTV в конце марта - начале апреля. Все участники получили доступ к интернет-сервису MIPTV Online+. Площадка представила возможность увидеть проекты со всего мира, послушать питчинги, сессии-презентации и по-прежнему оставаться в курсе трендов, несмотря на режим самоизоляции.
Эстафету подхватил и кинорынок MIPCOM, и международный фестиваль сериалов Canneseries, где, стоит заметить, в этом году одну из наград получил российский проект. По словам организаторов, онлайн-формат только расширил аудиторию мероприятия, что что позволило MIPCOM Online+, например, стать одним из крупнейших рынков подобного формата.
«Цифровизация бизнеса неизбежна - сложность в том, что адаптироваться пришлось очень быстро и в экстремальных условиях. Проведение мероприятий онлайн предполагает не только большую техническую работу, но и совершенно другую бизнес-модель - перестроиться радикально менее чем за год невозможно, переходный период необходим. Таким будет следующий год - время проб, смешанных форматов, поиска решений для возвращения посетителей на деловые площадки. Гибридный формат мероприятий, скорее всего, и станет “новой нормой”. Конференция и часть переговоров будут проходить онлайн, что очень удобно с точки зрения логистики, но с другой стороны - любое очное событие предполагает массу спонтанных знакомств и возможностей, которые ждут тебя буквально за углом. Эти возможности и ощущение себя единым сообществом необходимы международной индустрии, особенно - во время и после такого кризиса», - пояснила генеральный директор компании Экспоконтент Александра Модестова.
Что касается Международного кинорынка и форума Российский кинобизнес, то изначально организаторы хотели провести мероприятия в гибридном формате, но в итоге все-таки перенесли их на весну 2021 года.
Онлайн-форматы, безусловно, удобная форма проведения массовых мероприятий в пандемическое время, но даже несмотря на все их безграничные возможности по охвату аудитории и разнообразным опциям, они не заменят той фестивальной атмосферы и живого общения, к которым все так привыкли. Об этом говорят как организаторы, так и участники.
Пандемия стимулировала многие процессы в киноиндустрии, самый главный из которых - развитие рынка онлайн-кинотеатров. Если оценивать рынок в целом, то на нем уже несколько лет подряд наблюдается перераспределение сил, связанное с изменением смотрения контента. Студиям, скорее всего, необходимо пересмотреть свою работу со стриминговыми сервисами, и на это есть несколько причин. Поток зрителей в кинотеатры сильно сократился (и он вряд ли восстановится в первой половине 2021), фильмы приносят скромный доход от кинопроката, возможно, стоит рассмотреть все варианты дистрибьюции. Например, Warner Bros. сделал ставку на одновременный релиз фильма онлайн и офлайн. Представители компании объявили, что в 2021 году премьеры всех ее фильмов пройдут в смешанном формате, включая самые ожидаемые релизы - «Чудо-женщина 1984», «Матрица 4», «Дюна» и «Годзилла против Конга». На что кинокомпания Legendary Entertainment, обладающая значительной долей прав в предстоящих блокбастерах, отреагировала очень негативно и собирается подать иск против Warner Bros. Подобное решение от Warner Bros. подняло волну споров во всем мире, безусловно, исход ситуации отразится и на российском рынке.
В онлайн-бизнесе происходит перераспределение ресурсов. Например, в начале ноября медиахолдинг Газпром-медиа продал принадлежавшую ему долю в ООО Старт Медиа — компании, владеющей онлайн-кинотеатром Start. Руководство Газпром-медиа решило сконцентрировать усилия на развитии собственной платформы Premier, чтобы не инвестировать параллельно в два конкурирующих между собой ресурса. Особенно учитывая, что «война» за внимание зрителя в ближайшее время только обострится.
Источник
Guest
|
КОММЕНТАРИИ
Чтоб писать комментарии авторизуйтесь или зарегистрируйтесь