«"/
Личный кабинет
Личный кабинет
Ваш логин
Пароль
Забыли пароль?
Войти через аккаунт в соц. сетях
Вы можете завести учетную запись на проекте с помощью вашего аккаунта в социальной сети нажав на иконку ниже.
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрационная информация
Логин (мин. 3 символа)*
Email*
Является логином при входе на сайт
Пароль*
Не менее 6 символов
Подтверждение пароля*
Личная информация
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Номер телефона*
Для смс с кодом подтверждения регистрации.
Указывать в формате +79991112233

*Поля, обязательные для заполнения.

EN ES CH
Сдавай всё для нужд кино! 
Квартиры, дома и офисы - в почасовую аренду
без покидания территории! 

Героическое сопротивление голливудских студий



Публикация в The Hollywood Reporter вызвала дискуссию и скандал. Профессор Томас Доэрти считает, что голливудские студии не сотрудничали с нацистами а наоборот, оказывали самое действенное сопротивление: намеками, подтекстами и аллегориями усердно боролись с коричневой чумой.

Новая книга Бена Урванда «Коллаборационизм: Голливудский пакт с Гитлером» (автор пересказал ее в огромном материале, опубликованном в октябрьском номере The Hollywood Reporter - Российское издание, а так же здесь ) вызвала дискуссию среди ученых. Какими на самом деле были отношения Голливуда с Гитлером и НДСАП перед началом Второй мировой войны? Урванд, обращаясь к архивным источникам, многие из которых до сих пор были неизвестны, утверждает, что главные американские киностудии шли на поводу у нацистов, чтобы сохранить доступ на германский рынок, несмотря на цензурные ограничения.

Среди защитников Урванда кембриджский профессор Ричард Эванс, известный историк Третьего рейха, который назвал книгу «полной удивительных откровений, представленных в образцовой манере». Дебора Липстадт, историк холокоста из университета Эмори, сказала, что эта книга «могла бы стать блокбастером».


Но у Урванда есть яростный критик, историк Томас Доэрти из университета Брандейс, автор книги «Голливуд и Гитлер, 1933 - 1939», опубликованной в этом году. В статье ниже Доэрти излагает основные пункты своей критики «Коллаборационизма».
***


«Коллаборационизм» Бена Урванда, опубликованный в этом сентябре издательством Harward University Press вызвал уже удивительный шум из-за обвинений, вынесенных прямо в заголовок. Якобы Голливуд был гнездом жадин и коллаборационистов, чьи сделки с дьяволом превратили американскую киноиндустрию и ее еврейских кинобаронов в сообщников нацизма. Я считаю обвинения Урванда клеветническими и антиисторическими. Клеветническими – поскольку они оскорбляют индустрию, пытавшуюся предупредить Америку об опасности, зревшей в Германии. Антиисторическими – потому что они объясняют прошлое сквозь призму настоящего.


Неприятности начинаются прямо с заголовка. «Коллаборационизм» - это то, как принято описывать правительство Виши времен нацистской оккупации Франции, или правительство норвежца Видкуна Квислинга, чье имя стало синонимом предательства. Назвать голливудского магната коллаборационистом – значит заявить, что он сознательно и целенаправленно, из трусости или жадности, работал под руководством нацистских начальников.


Подзаголовок говорит о «пакте», это обвинение, которое рифмуется с двумя печально знаменитыми договорами тридцатых: Мюнхенский пакт (в России он традиционно называется "мюнхенский сговор" - ред), подписанный 30 сентября 1938 года, в котором Франция и Великобритания склонились перед «Последней территориальной претензией» Гитлера и позволили ему сожрать Чехословакию, и пакт Молотова-Риббентропа, подписанный 23 августа 1939 года, в котором нацистская Германия и Советский союз заключили союз, давший зеленый свет Второй мировой войне. Это очень плохая компания, в которую автор помещает киномагнатов Луиса Майера, Карла Леммле и Джека Уорнера.


Тут противопоставление настолько очевидно, что даже обсуждать его смысла не было бы, если бы историческая амнезия не была бы столь распространенным заболеванием.


В тридцатые нацисты еще не начали войны, не устроили Холокост. Никто и подумать не мог, что все так получится.© Кадр из фильма "Триумф воли"

В 1930-х нацисты еще не начали Второй мировой войны, они еще не устроили Холокост, они еще не стали тем, кем они являются сейчас: универсальным символом абсолютного зла. С нашей точки зрения подъем нацизма выглядит как линейная траектория, серия ускоряющихся событий, неизбежно заканчивающихся воротами Освенцима. В те времена, однако, эндшпиль вовсе не был очевиден.


Большинство американцев, включая голливудских киномагнатов, не думали о грядущих ужасах, не понимали, что бизнес с новым немецким режимом – это что-то особенное. Исследуя специализированную прессу (включая и The Hollywood Reporter) тех времен и внутрицеховые отчеты тридцатых годов, я вижу и алчность, разумеется, но в основном я вижу непонимание, принятие желаемого за действительное, и неверие.


Сегодня любые сделки с нацистами кажутся невообразимыми. В 1930-х это было не так. Важно понимать напряжение, в котором работала голливудская студийная система в те времена. В 1930 в кино не работала Первая поправка конституции, гарантирующая свободу слова, прессы и религии (кино не попадало под конституционную защиту до решения Верховного суда США в 1952 году). Разнообразные виды цензуры – цензура иностранных государств, государственные цензурные советы в США, индустриальные регуляторы, Production Code Administration – (организация, которая наблюдала за исполнением Кодекса Хейса, свода американских цензурных правил - ред) – действовали постоянно.


Кинокартина не считалась уникальным произведением искусства. Это был коммерческий продукт, в который легко можно было внести изменения в соответствии с требованиями заказчика, «пошить на заказ»: тут капельку отрезать, тут немножко добавить.
Голливуд редактировал фильмы по требованиям иностранцев по крайней мере с 1918, когда в фильме «Обман» Сесиля Б. Де Милля азиатский злодей из японца превратился в бирманца после протестов со стороны японского правительства.


Разумеется, голливудские студии пытались вести переговоры с Германией, чтобы их фильмы попали на прибыльный рынок. Некоторые, такие как Universal и Warner Bros., решили, что вести дела с нацистами невозможно и ушли. Другие - Paramount, Fox и MGM – оставались на европейском рынке до самой войны.


В конце концов, Германия официально была «дружественной страной» для США, которые не подписали Версальский договор. Студии не только старались получить прибыль здесь и сейчас, они пытались также сохранить свою инфраструктуру дистрибуции: никто же на самом деле не ожидал, что Тысячелетний рейх и правда простоит тысячу лет.


А самое главное, пожалуй, то, что фиксация на механизме киноэкспорта не позволяет автору обратить внимание на то, что происходило дома: на историю страстной антинацистской кампании в Голливуде. Голливудская анти-нацистская лига за защиту демократии (HANL) приложила массу усилий для того, чтобы предупредить американцев об ужасах нарождающегося нацизма. Лига была основана в 1936, входило в нее примерно 5000 художников-активистов всех рангов и уровней киноиндустрии. NAHL устраивала митинги, радиошоу, пыталось привить анти-нацистские чувства голливудскому кино (что было очень сложной задачей, учитывая то, как внутренние и внешние цензоры всегда пытались лишить американское кино любого политического содержания).


Было бы неловко, если бы заголовки о голливудском «коллаборационизме» замазали бы репутации тех киномагнатов, которые твердо противостояли нацистской идеологии.


Работа Карла Леммле, основателя Universal Pictures, заслуживает отдельной похвалы. Как и многие евреи его поколения, родившиеся в Германии, он испытывал настоящую любовь к своему фатерланду (у этого слова не было неприятного аромата в те времена). Он был шокирован, когда фильм, которым он больше всего гордился – «На Западном фронте без перемен» - вызвал бунты в Берлине, спровоцированные самим Йозефом Геббельсом. В 1933 Леммле начал понимать, что Германии, которую он нежно любил, больше нет. Он выписывал чеки Европейскому кинофонду, организации помощи беженцам, основанной агентом Полом Конером и режиссером Эрнстом Любичем, подписал сотни поручительств, облегчающих иммиграцию в США еврейским беженцам. Он один спас от уничтожения больше евреев, чем весь Госдепартамент США.


В Warner Bros., которая вышла с немецкого рынка после того, как в 1933 году глава берлинского офиса студии был избит нацистскими боевиками, Джек и Гарри Уорнерыпостоянно боролись против нацизма – собирали со своих сотрудников пожертвования в пользу NAHL, передавали антинацистские серьезные передачи и развлекательные продукты на радиостанции KFWB, снимали анти-нацистские аллегории, подчеркивающие демократические идеалы и регилиозную терпимость.

Робин Гуд, символ борьбы с тиранией


Любой вменяемый зритель может прочесть это между строк в фильмах «Черный легион» (1937), проповеди против фашизма. В «Жизни Эмиля Золя» (1937), истории несправедливо осужденного артиллерийского офицера-еврея Альфреда Дрейфуса, защите которого Эмиль Золяпосвятил всего себя, можно увидеть проповедь борьбы с антисемитизмом.«Приключения Робина Гуда» (1938 ), приключенческое кино Эррола Флинна, превращается в атаку на тиранию. В биопике«Хуарес» (1939) темнокожие мексиканские крестьяне побеждают арийских пришельцев. Аллегория в конце концов становится предельно откровенной в«Исповеди нацистского шпиона» (1939).


Неудивительно, что в 1938 году, на собрании антинацистских активистов дома у Эдварда Робинсона Граучо Маркс поднял бокал и предложил тост за Warner Bros. – «Единственную студию, которая не боится». «Этому тоже следует научиться. Никогда не оплевывать другую, пусть даже конкурирующую, компанию», - говорит Уолтер Нефф в «Двойной страховке» Билли Уайльдера (1944) – и это хорошая политика в том числе и для автора, продвигающего свою книгу. И все же я должен сказать, что меня трясет от истории, которая предлагает настоящему чувствовать моральное превосходство перед прошлым, которая предлагает сегодняшнему читателю думать: «Ах, если бы я жил в 1935, я был бы гораздо более дальновиден и морально устойчив чем эти близорукие и этически нечистые негодяи, которые управляли студиями».

Что я думаю о Голливуде и Гитлере 1930? С учетом ограничений своего времени, Голливуд сделал больше, чем любой другой прибыльный бизнес для того, чтобы подать сигнал тревоги об угрозе нацизма. Это история не коллаборационизма, а сопротивления.
Томас Доэрти – профессор американских исследований и автор книги Hollywood and Hitler, 1933-1939 (Columbia University Press, 2013).

Источник
Теги: Люк Бессон и его женщины., Warner Bros., MGM, The Hollywood Reporter, Томас Доэрти, Бен Урванд, Карл Леммле, Луис Майер, Джек Уорнер, Гарри Уорнер, Йозеф Геббельс, Уилл Хейс, XX Century Fox, Paramount, Обман, Черный легион, Жизнь Эмиля Золя, Приключения Р

Возврат к списку


Кинотранспорт в аренду